Комплимент

Виктор Афсари
   "Давайте говорить друг другу комплименты -               
    ведь это все любви счастливые моменты..."
                Булат Окуджава


Всё распланировано. День в разгаре. Все мы куда-то спешим. На бегу приветствуем друг друга.
- Привет!
- Привет!
- Как дела?
- Нормально.
- Ну, будь здоров!
- Будь!

       Короткие рубленные и безликие фразы, лишённые искреннего интереса к человеку. У всех нас в течение дня много мимолётных встреч. Живя в городах, мы подвержены ускоренному ритму жизни. Можно пройти по маленькой деревне, небольшому городку, большому городу, мегаполису и как разительно будет ускоряться ритм. Разница между первым и последним такая же, как между прогулкой пешком и езде на спортивном автомобиле. Мы куда-то спешим. У нас нет времени для общения. Даже в толпе может возникать чувство одиночества. Всё общение на автомате: «привет – пока».

       Любому человеку хочется быть кому-то нужным. Вот он я! Дайте мне понять, что я вам интересен, нужен. Дайте почувствовать, что я живу не среди манекенов. Ну, а сам-то кому-то что-то приятное сказал? Заглянул в чьи-то глаза? Сделал что-то хорошее по желанию, а не по обязанности?

       Начать можно и с малого. Просто сказать человеку что-то хорошее. И вот, уже «лёд тронулся». У вашего визави и взгляд стал другим, и тон. Да и в глазах радостное удивление и интерес. Появляется "роскошь человеческого общения" (Экзюпери).
 
       Есть замечательное французское слово – compliment - комплимент. Это дополнение/восполнение. Дополняется что? В первую очередь хорошее настроение. Восполняется что? Дефицит внимания. Доброжелательное внимание большинству людей приятно. Даже одинокий человек почувствует, что он не один в этом мире. Важно то, что о нас думают люди, но важно и то, что мы думаем о себе. Комплимент повышает нашу самооценку. Умение сказать комплимент важно в личной жизни, на работе, просто в общении с людьми. От хорошо сказанного комплимента радость испытывают обе стороны.


       Говориться комплимент должен искренне. Фальшь сразу чувствуется и можно получить эффект, обратный желаемому.
Говорить комплимент стоит только в открытой позе и глядя в глаза. Скрещенные руки, отведенный взгляд делают сказанное сомнительным.
В голосе не должно быть иронии, слащавости.
Комплимент не должен быть лестью. Лесть сама по себе лжива и действует разрушающе на обе стороны.

       Комплимент должен быть конструктивен. Вы признаёте реальные заслуги человека и его достоинства и говорите об этом правду, то, что чувствуете. Вам хорошо от того, что вы можете об этом сказать открыто и испытываете радость от сопричастности к этому человеку.
Комплимент должен быть дозированным, иначе создаётся впечатление, что визави просто «подлизывается» в каких-то своих целях. Никому не понравится желание им манипулировать.
Частые комплименты не воспринимаются должным образом.
Надо говорить то, что соответствует истине. Неискренность отталкивает и можно получить обратный эффект.

       Комплимент должен возвышать человека в его глазах. Вдохновлять на новые положительные поступки. Поэтому всякие «зайчики» не пройдут. Это может унизить человека и привести к конфликту.
Лучший комплимент женщине – это внимательный мужчина рядом.
Лучший комплимент мужчине – это фраза, которой женщина описывает свои чувства рядом с ним. (Надёжность, спокойствие, тепло, нежность…)
Комплимент может быть как личным, так и деловым, профессиональным. Нельзя к деловому комплименту примешивать личный. Это фамильярность, если только вы не знакомы с адресатом близко или не стремитесь к тому.

       Желательно, чтобы комплимент был оригинальным. Это косвенно только подчеркнёт исключительность адресата.
Комплиментом может быть констатация интеллекта человека, его знаний, профессионализма, красоты, духовности…
Комплимент, это добрые слова, которые человек смакует и, вспоминая их, улыбается.

       К комплименту надо относиться серьёзно. Он может быть «домашней заготовкой» или спонтанным.
Комплимент отражает ваше отношение к человеку в настоящее время, но комплимент является своёго рода поощрением, «кредитом доверия» на будущее. Каждому приятно слышать в свой адрес что-то хорошее. Подспудно, рефлекторно человек будет стараться улучшать какие-то свои качества. Он в каких-то ситуациях будет поступать так же, как и в тот раз, когда его похвалили. Это, конечно, своего рода лёгкое программирование.

       Комплимент не стоит путать с вежливостью. Вежливость – это норма жизни, а комплимент – это  радость общения с вашим визави и ваш дар ему. Это движение души при каких-то обстоятельствах.

       Комплимент может быть прямым и косвенным, т.е. сказанным третьему лицу. Косвенными комплиментами не стоит увлекаться, говоря их налево и направо. Это будет граничить со сплетнями.
Комплимент может быть вербальным и невербальным. Последний проявляется в улыбке, смехе, прикосновении, похлопывании по плечу, подмигивании, поднятии большого пальца, приветственном жесте рукой…

       Комплимент надо дарить, превращая его в нечто праздничное, создающее хорошее настроение. Это замечательный инструмент для установления и поддерживания дружеских отношений между людьми.