Северный артек 69 лет спустя!

Борис Терехов
“СЕВЕРНЫЙ АРТЕК” – 69 лет спустя!

30 июля 2017 года, Магадан. Сегодня у нашей группы посещение пионерского лагеря “Северный Артек”. В девять утра подан автобус к общежитию Северо-Восточного Университета (ул. Полярная, 2), где поселили часть нашей группы. Рассаживаемся, десять минут езды  до центра. Забираем остальных представителей нашего “ Колымского братства” и едем в “Северный Артек” – это 23 км. Колымской трассы. Рядом со мной садится мой верный товарищ Лена Андреева, геолог, журналист и просто замечательный человек. В настоящее время она работает по договору в “Магадангеология”.
Познакомились мы с ней 13 января 2015 (это милый Старый год) на традиционной его  встрече нашим землячеством.
Беру ее за руку, закрываю глаза и под мерный шум мотора, под рассказ нашего руководителя Надежды Михайловны Папп (в не таком далеком прошлом -2001 год - заместитель мэра Магадана) об этом уникальном климатическом оазисе  Колымы, где уже в марте месяце, не снимая с ног лыжных ботинок, загорают до эталона загара Крыма в летнюю пору, пытаюсь вспомнить, что у меня осталось в памяти с 1948 года, когда я единственный раз был в этом удивительном месте.
Замечательные будни в Северном Артеке забылись, но четко вырисовываются в памяти три эпизода.
Первый – на территории лагеря был фонтан круглой формы, диаметром, наверно, около трех метров. Никаких значимых событий, связанных с ним во время лагерной смены, не произошло, а вот в “пересменке…”
Вторая смена закончилась, пионеры из континентальной части Колымы на автобусах разъехались. В лагере остался технический персонал, группа пионервожатых и мы – три пионера из поселка Ола, расположенного на побережье Охотского моря, в тридцати километрах от Магадана. Сообщение поселок Ола-Магадан – только на катере или кунгасе (разновидность баржи, прицепляемой к катеру).
 И вот в “пересменок” Охотское море выдало очень приличную штормягу баллов семь-восемь, и мы, пионеры-ольчане, ждали у моря хорошей погоды.
В один из дней, ближе к открытию следующей смены, стали заполнять фонтан водой. На это “мероприятие’ вначале собралось человек пять.
Вода покрывает не идеально ровное дно фонтана, напор воды минимальный и она “с трудом” отвоевывает его сухие участки…
И тут у кого-то из зрителей, окруживших фонтан, рождается ассоциация: вода - наступающая армия Советского Союза, а сухие участки дна фонтана – это территория фашисткой Германии.
Вполне резонно, что, наверно, у взрослых, невольно срывались с языка сравнения с событиями недавно закончившейся Великой Отечественной.
 На нарастающий шум вокруг фонтана  подходили новые зрители и тут же включались в обсуждение “наступления наших войск”.
И вот остался единственный клочок сухого дна фонтана – это БЕРЛИН.
Громкое УРА разнеслось по территории Северного Артека в  конце июля 1948 года, в третью годовщину НАШЕЙ ПОБЕДЫ, когда вода его заполнила.
Второй эпизод из пребывания в Северном Артеке – это мои спортивные успехи. Я стал чемпионом лагеря в моей возрастной группе – девятилетних-десятилетних – в беге на дистанцию  в длину стадиона – это метров 80-90.
 Третий, запомнившийся эпизод лета 1948 года. Возвращение домой. Отец забрал меня с катера в утренний прилив, довез до метеостанции - это километра два от лимана - и дальше я направился домой к нашему дому в центре поселка около школы. Прохожу ольскую протоку, поднимаюсь вверх по взгорку мимо воинской части, и навстречу мне от дома несется мой трехлетний братишка.
Охотское море успокоилось, “Берлин взят” и мы  возвращаемся на катере в благодатную Олу.
И снова от воспоминаний к действительности. Минут сорок езды и мы высаживаемся у входа в пионерский лагерь. Заходим на территорию, нас встречает один из руководителей. Сгруппировались, наш фотограф делает первые снимки.
Из краткой приветственной речи руководителя узнаем, что в этом году Северному Артеку – 70 лет, а я для себя констатирую, что являюсь “старейшим пионером”, посещающим  его в юбилейный год.
Направляемся к центральному входу. Весть о том, что среди гостей присутствует “пионер” из далекого 1948 года уже разнеслась по лагерю.
Меня расспрашивают о фонтане, его месторасположении, но я рассказываю вышеизложенную историю.
Раздеваемся на первом этаже. Великолепная лестница ведет на второй этаж. Делаем фото. Народ разбредается, а я тяну Лену на улицу, к стадиону.
Место расположения стадиона – старое, а вот стадион совсем новый. Тартановая беговая дорожка вокруг стадиона, поле с искусственным покрытием, где небольшая группа “пионеров’ стучит по мячу.
Фото на память – “стойка, как бы для старта”. Из здания выходит наша основная группа в сопровождении технического персонала, пионервожатых.  Такое количество “болельщиков” и просто зрителей моя спортивная душа не может оставить без небольшого показательного забега. 
Адреналин в крови, снимаю кроссовки, рубашку, командую себе – “на старт – марш!”
И вот я бегу с полной выкладкой для моих 78 лет в далекий 1948 год!
Продолжаем знакомиться со спортивными сооружениями пионерского лагеря – великолепный спортзал, закрытый плавательный бассейн, массажный кабинет.
Под стать спортивным сооружениям лагеря - оборудованные медицинские кабинеты. На меня наибольшее впечатление произвела “соляная комната” – около 20 кв. м., полумрак, расставленные по окружности кресла. Стены  облицованы специальной соляной плиткой, а сама комната оборудована вентиляционной системой для циркуляции воздуха.
Это так называемая галотерапия для лечения дыхательных путей, восстановления иммунитета. Для детей из континентальной части Колымы - это Крымский Артек.
В большом светлом зале столовой нас накормили прекрасным обедом, а затем мы, облачившись в подаренные  нам футболки с эмблемой Северного Артека, продолжили знакомство с “пионерами” и вожатыми лагеря, с его историей в фотографиях из альбомов. Кто-то из нашей группы нашел себя на фото, когда был еще взаправдошным пионером.
В просторных холлах отряды готовятся к открытию своей смены, разучивая художественные композиции с девизом Северного Артека на  2017 год – “УЛЕТНОЕ ЛЕТО”.
И уже покидая пионерский лагерь, в автобусе мне подумалось: “Пройдет около десяти лет, и разлетятся мальчики и девочки - школьники  Колымы 2017 года по многим городам России”.
 И хотелось им пожелать:
“Лет через пять–шесть ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ, чтобы вновь вдохнуть запах колымского стланика!”.



  Борис Терехов.
 Под редакцией моей внучки Надежды Леонтьевой.