Веллер. Электрошок

Михаил Анохин
               
Просветители во все века и времена обольщались насчет пользы просвещения. Им казалось, что открой только глаза народу на существо дела и всё разом изменится. Разумеется, в положительную сторону, то есть в то положение, в каком хотели бы видеть общество просветители. Они утверждали что нестроения, как в семье, так и в государстве идут от недостатка знаний.

Когда же просвещенным людям удавалось попасть во власть, как это дважды случалось с Платоном (http://www.proza.ru/2017/09/03/1069, они вдруг обнаруживают, что надобно прежде чем выстроить справедливое, то есть  по их лекалам, общество, надобно изменить народ, ибо тот что им достался по наследству, или по факту захвата власти, совершенно негоден для построение ими измышленного государства.

И тогда появляются работы типа «Экономика переходного периода» написанная в 1922 году Н.Бухариным, либо великое множество (интернет и компьютер способствует этому) работ столь же утопических и столь же людоедских будь они воплощены в жизнь.

Работа Михаила Веллера  «Электрошок для пророка» обращена как раз к рассудочной части человека, то есть является актом просвещения его по части, образно говоря: «власти и Насти». Исполнена работа блестящим языком и, конечно же, в ней скрыты учения многих философов начиная от Полибия,  Маккиавелли, Монтеня до просветителей 19 века.

При чтении все время возникают аллюзий с многовековыми стремлениями просветителей и просто думающих людей, постигнуть природу власти и человека.

И всё время ими (просветителями) совершается одна  та же ошибка. Не знаю, уж из каких таких оснований они считали, и посей день считают, что человек действует рационально. На самом деле человек  в редчайших случаях пользуется рациональным мышлением. Обычно он действует эмоционально, а не рационально.

Дэниель Канеман в 2002 году получил нобелевскую премию как раз за работу, доказывающую факт иррационального поведения человека.

Если коротко, то все экономисты до Канемана, начиная с Адама Смита, делали одну и ту же ошибку — они предполагали, что человек руководствуется элементарной логикой и собственной выгодой — покупает там, где дешевле, работает там, где больше платят, из двух товаров одинакового качества выберет тот, который дешевле.

Исследования Канемана показали, что все не так просто.

Люди, оказывается, не хотят думать. Они руководствуются не логикой, а эмоциями, случайными импульсами; тем, что вчера слышали по телевизору, или от соседа, устоявшимися предрассудками, рекламой и т. д.

И вот этот народ, несомненно обольщенный легкой наживой, или хотя бы участием в великом разграблении СССР, обольщенный, ибо обольстить можно только того кто готов обольстится, с радостью обнаружил виноватых в том, что не получил обещанного, то есть по машине «Волга» на каждый приватизационный чек!

С каким энтузиазмом народ внимал обещаниям доходов на вложенный рубль под 100 и более процентов годовых! Все эти Властелины, "чары", МММ" и прочие завлекаловки для доверчивых людей,процветали и росли, как грибы поганки после дождя.  Хотя каждый читал сказку о Буратино в "Стране дураков", однако же...

Такое уж свойство у просвещения оно слетает с человека с легкостью новогодней мишуры, когда он чувствует запах денег, когда его воображением играет мечтательность.

Убийственно обличительные филиппики Веллера по адресу олигархов, то есть тех, кто более удачлив, более нагл и смел вплоть до физического уничтожения  своих конкурентов, восприняты этими неудачниками  приватизаторами, людьми с робкими душами,   с восторгом. Всегда приятно найти виновного на стороне, а не в себе.

Просветительский импульс представляет собой некое энергетическое воздействие на человеческие массы, и они из тихого, сонного состояния переходят в состояние повышенной энергетики и тут важно в какие полит технологические машины будет направлена эта энергия. Какая работа будет совершенна этим «перегретым паром».
Человечество имеет печальный опыт «цветных революций», показывающих силу и мощь «перегретого пара».

Образ «перегретого пара» преследует меня со дня шахтерского бунта 1989 года.
В 2002 году мной написана большая работа озаглавленная «Перегретый пар». Её можно найти по адресу: http://www.proza.ru/2013/07/26/2100

В художественной форме проблема просвещения изложена в сказке «Сорока просветитель». http://www.proza.ru/2015/02/19/1972

Что касается жизни и смерти государств, анализ данный Гумилевым в его работе «Этногенез и биосфера», на мой взгляд, исчерпывающий.

Прокопьевск. 12 ноябрь 2017 года.