Подруга

Ира Алекс
 Однажды, моя подруга - неленинградка - сильно возмущалась, что ее соседи отказались прийти на собрание жильцов, которое она собралась проводить в День снятия блокады. Она все повторяла: "Да что это за праздник - День снятия блокады???"
 Я пыталась объяснить ей, что для ленинградцев этот день не менее священный, чем День победы! Я говорила о голоде, о бомбежках, о том, что люди умирали, но не сдали город! Она не поняла. Она только повторяла - Ну и зачем?... Я долго говорила... Она понимать не хотела, хотя она - очень умная женщина.
 И я нашла способ...
 Однажды, когда мне было лет семь, бабушка рассказывала мне о начале войны. Она тогда уже была беременной вторым ребенком, а моей маме было 5 лет. Это был август, еще можно было уехать. Театр, в котором служила бабушка, готовили к эвакуации, но пока только готовили. И бабушка решила, что надо спасать ребенка. Она договорилась с кем-то из знакомых и отправила с ними маму из Ленинграда, подальше от войны. Она провожала их на вокзале... Бабушка рассказывала с глазами, полными слез, что тот день был одним из самых страшных дней в ее жизни. Она отправляла дочь с чужими людьми, она не знала, увидит ли ее, найдет ли... Но это был твердый шанс на спасение! Она говорила, что на всю жизнь запомнила прижатое к стеклу отъезжающего вагона личико своего ребенка... Залитое слезами, родное личико... Широко раскрытый в беззвучном крике рот, ладошки с растопыренными пальчиками на стекле.... Потом бабушка нашла маму, все обошлось, но сколько матерей так и не смогли разыскать своих детей..
 Я рассказала эту историю подруге.
 Я сказала ей:
 -Представь маленькую девочку, которую отрывают от матери... Ей страшно, она кричит и плачет, она зовет маму...А мама стоит на перроне, смотрит на это и у нее разрывается сердце. Но так надо, надо спасать ребенка, пока есть возможность... 
 Подруга, по своему обыкновению, сказала:
 - Ну?
 Тогда я сказала:
 - А теперь представь, что у этой девочки - лицо твоей дочери.
 У подруги изменилось лицо. Это было для нее неожиданно и шокирующе. Она очень долго молчала...
 
 Больше никогда она не говорила на эту тему. Я горжусь тем, что смогла что-то сдвинуть в ее сознании....Но теперь она - бывшая подруга. Продолжать общаться с ней после этого я не смогла.