О книге Павла Санаева Похороните меня за плинтусом

Шестакова Елена Аркадьевна
МАЛЬЧИШКУ ЖАЛКО!

Недавно прочла книгу Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Повесть произвела очень сильное впечатление потому, что автор сумел передать мысли, чувства, переживания ребёнка, лишённого материнской ласки и вынужденного пребывать под неусыпным оком не совсем нормальной бабушки, фанатичная любовь которой очень странно переплетается с постоянной руганью, истериками и домашней тиранией. Более несчастливого детства представить себе трудно. Бабушкин домашний «концлагерь» - это сгусток тоски, обид, унижений и слёз. А вот радостей у ребёнка не было совсем!

Кто-то называет эту книгу гротескно-смешной, а я ни разу не засмеялась, у меня сердце щемило от жалости. На первых же страницах меня шокировали бабушкины витиеватые, совершенно ужасные ругательства, её проклятия, связанные со смертью, болезнью. Таких слов ребёнок и слышать-то не должен никогда! Подобные ругательства калечат детскую психику, разрушают личность, заставляют ребёнка думать, что он хуже всех, самый больной и несчастный, ни на что не способный. Эти черты характера проявились в санатории, во взаимоотношениях со сверстниками, когда Саша не смог противостоять старшему, более сильному мальчику, подчинился его жестоким правилам, как всегда смирялся с диктатом бабушки.

Гротескные, кажущиеся неестественными ситуации, не помешали автору отразить правду жизни. Ведь не секрет, что немало есть подобных семей, где злое, мерзкое слово, ругань, мат, а порою и рукоприкладство калечат психику и дальнейшую жизнь детей. К тому же повесть, как известно, автобиографична, во многом построена на личных впечатлениях детства писателя.

Однако, следует признать, что бабушка любит Сашу до самозабвения, лечит его с утра до вечера (залечила, можно сказать, едва не до смерти) и без него не мыслит своей жизни. Но такого уродливого проявления любви я понять просто не в состоянии! Любовь её эгоистична и слепа. Бабушка ни разу не подумала, как порадовать мальчика, как сделать его жизнь счастливой. Она забывала даже про дни рождения Саши! А прогулка в парке, такая долгожданная, закончилась сплошными разочарованиями и расстроила меня до слёз, хотя описана она была очень смешно.

Я могу понять мотивы этой женщины, даже пожалеть её в конце повествования, но только лишь умом, а сердцем - нет. Потому что бабушка искалечила жизнь не только маленькому Саше, но и собственной дочери Оле, которая выросла слабохарактерной, безвольной, не способной к принятию самостоятельных решений (у неё забрали сына, а она смирилась).

Да, следует признать, что жизнь бабушки не сложилась. В браке она не нашла счастья, не реализовала свои способности - сидя дома и не работая, да ещё потеряла маленького сыночка во время эвакуации. Она до ужаса боялась ареста в сталинские годы, в результате чего попала в психушку. Несчастливая... Но зачем жизнь близких людей превращать в ад? Неужели бабушка совсем не понимает, что хорошая семья только та, где живёт доброта, любовь и ласка?

В повести присутствует ещё и дедушка-артист. Но он абсолютно равнодушен к ребёнку, сосредоточен только на своих заботах. Он тоже страдает от тирании жены, и готов бежать из дому хоть на гастроли, хоть на рыбалку, хоть с ночёвкой к другу. А внук ему неинтересен.

Я всё время жалела восьмилетнего Сашу. Его жизнь без радости, без счастья, без мамы, без весёлых детских проказ казалась мне ужасной. Сашиной маме позволено было приходить раз в месяц, и тогда становилось ясно, что мальчик любит только её, как никого другого в жизни. Он хранит мамины подарки в коробочке и прячет свои сокровища за тумбочку, чтобы бабушка не нашла. Часто смотрит на подаренный мамой стеклянный шарик и разговаривает с ним, будто с любимой мамочкой. Особенно меня поразила фраза, описывающая расставание мальчика и мамы после короткой встречи: "Тысяча невидимых рук бросились за ней" (чтобы обнять при расставании и чтобы не отпустить…).

Мама - олицетворение доброты, ласки, счастья, радости. Любовь её к сыну – искренняя, тёплая, настоящая. Она всегда думает о том, чтобы рядом с нею сыночку было хорошо, уютно, весело, интересно. Но она не может противостоять бабушкиной злой воле и вырвать Сашу из этого ада - просто не умеет сделать этого, хотя видит, что мальчик страдает. И только вмешательство будущего мужа - художника Толи – хорошего человека, способного понять мальчишку, ставит всё на свои места. Конец повести - кульминационные сцены - нельзя читать без слёз. Сердце замирает, когда бабушка и мать почти разрывают больного мальчика на части, тащат каждая к себе и роняют на холодную лестницу...

В финале для Саши неожиданно соединяются ж и з н ь  и  с ч а с т ь е, он обретает настоящую семью, умных и добрых родителей. Но... умирает бабушка, так как жизнь её теряет смысл. Однако финал кажется мне справедливым и закономерным. Слишком многим людям бабушка испортила жизнь: своему мужу, дочери, внуку.

Книга читается на одном дыхании. Сарказм её весьма своеобразен, зол и резок, сверхэмоционален. Автор заставляет читателя задуматься о жизни, о взаимоотношениях близких людей, о доброте и любви - настоящей или же болезненно-надрывной, какой-то нечеловеческой... Хорошо, что всё закончилось именно так, и бабушка не успела воспитать из Саши злого, грубого, двуличного, неискреннего и никчемного человека, ненавидящего свою мать и неспособного никого любить.