МАЛЬЧИШКУ ЖАЛКО!
Недавно прочла книгу Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Повесть произвела очень сильное впечатление потому, что автор сумел передать мысли, чувства, переживания ребёнка, лишённого материнской ласки и вынужденного пребывать под неусыпным оком не совсем нормальной бабушки, фанатичная любовь которой очень странно переплетается с постоянной руганью, истериками и домашней тиранией. Более несчастливого детства представить себе трудно. Бабушкин домашний «концлагерь» - это сгусток тоски, обид, унижений и слёз. А вот радостей у ребёнка не было совсем!
Кто-то называет эту книгу гротескно-смешной, а я ни разу не засмеялась, у меня сердце щемило от жалости. На первых же страницах меня шокировали бабушкины витиеватые, совершенно ужасные ругательства, её проклятия, связанные со смертью, болезнью. Таких слов ребёнок и слышать-то не должен никогда! Подобные ругательства калечат детскую психику, разрушают личность, заставляют ребёнка думать, что он хуже всех, самый больной и несчастный, ни на что не способный. Эти черты характера проявились в санатории, во взаимоотношениях со сверстниками, когда Саша не смог противостоять старшему, более сильному мальчику, подчинился его жестоким правилам, как всегда смирялся с диктатом бабушки.
Гротескные, кажущиеся неестественными ситуации, не помешали автору отразить правду жизни. Ведь не секрет, что немало есть подобных семей, где злое, мерзкое слово, ругань, мат, а порою и рукоприкладство калечат психику и дальнейшую жизнь детей. К тому же повесть, как известно, автобиографична, во многом построена на личных впечатлениях детства писателя.
Однако, следует признать, что бабушка любит Сашу до самозабвения, лечит его с утра до вечера (залечила, можно сказать, едва не до смерти) и без него не мыслит своей жизни. Но такого уродливого проявления любви я понять просто не в состоянии! Любовь её эгоистична и слепа. Бабушка ни разу не подумала, как порадовать мальчика, как сделать его жизнь счастливой. Она забывала даже про дни рождения Саши! А прогулка в парке, такая долгожданная, закончилась сплошными разочарованиями и расстроила меня до слёз, хотя описана она была очень смешно.
Я могу понять мотивы этой женщины, даже пожалеть её в конце повествования, но только лишь умом, а сердцем - нет. Потому что бабушка искалечила жизнь не только маленькому Саше, но и собственной дочери Оле, которая выросла слабохарактерной, безвольной, не способной к принятию самостоятельных решений (у неё забрали сына, а она смирилась).
Да, следует признать, что жизнь бабушки не сложилась. В браке она не нашла счастья, не реализовала свои способности - сидя дома и не работая, да ещё потеряла маленького сыночка во время эвакуации. Она до ужаса боялась ареста в сталинские годы, в результате чего попала в психушку. Несчастливая... Но зачем жизнь близких людей превращать в ад? Неужели бабушка совсем не понимает, что хорошая семья только та, где живёт доброта, любовь и ласка?
В повести присутствует ещё и дедушка-артист. Но он абсолютно равнодушен к ребёнку, сосредоточен только на своих заботах. Он тоже страдает от тирании жены, и готов бежать из дому хоть на гастроли, хоть на рыбалку, хоть с ночёвкой к другу. А внук ему неинтересен.
Я всё время жалела восьмилетнего Сашу. Его жизнь без радости, без счастья, без мамы, без весёлых детских проказ казалась мне ужасной. Сашиной маме позволено было приходить раз в месяц, и тогда становилось ясно, что мальчик любит только её, как никого другого в жизни. Он хранит мамины подарки в коробочке и прячет свои сокровища за тумбочку, чтобы бабушка не нашла. Часто смотрит на подаренный мамой стеклянный шарик и разговаривает с ним, будто с любимой мамочкой. Особенно меня поразила фраза, описывающая расставание мальчика и мамы после короткой встречи: "Тысяча невидимых рук бросились за ней" (чтобы обнять при расставании и чтобы не отпустить…).
Мама - олицетворение доброты, ласки, счастья, радости. Любовь её к сыну – искренняя, тёплая, настоящая. Она всегда думает о том, чтобы рядом с нею сыночку было хорошо, уютно, весело, интересно. Но она не может противостоять бабушкиной злой воле и вырвать Сашу из этого ада - просто не умеет сделать этого, хотя видит, что мальчик страдает. И только вмешательство будущего мужа - художника Толи – хорошего человека, способного понять мальчишку, ставит всё на свои места. Конец повести - кульминационные сцены - нельзя читать без слёз. Сердце замирает, когда бабушка и мать почти разрывают больного мальчика на части, тащат каждая к себе и роняют на холодную лестницу...
В финале для Саши неожиданно соединяются ж и з н ь и с ч а с т ь е, он обретает настоящую семью, умных и добрых родителей. Но... умирает бабушка, так как жизнь её теряет смысл. Однако финал кажется мне справедливым и закономерным. Слишком многим людям бабушка испортила жизнь: своему мужу, дочери, внуку.
Книга читается на одном дыхании. Сарказм её весьма своеобразен, зол и резок, сверхэмоционален. Автор заставляет читателя задуматься о жизни, о взаимоотношениях близких людей, о доброте и любви - настоящей или же болезненно-надрывной, какой-то нечеловеческой... Хорошо, что всё закончилось именно так, и бабушка не успела воспитать из Саши злого, грубого, двуличного, неискреннего и никчемного человека, ненавидящего свою мать и неспособного никого любить.