Ждун

Беломорье
Сидел я как-то на кухне, пил чай. Дело было в воскресенье.
Сижу, пью свой горячий напиток, наслаждаюсь ароматом букета трав. Погрузился в размышления о делах насущных.

Чувствую вдруг, что по ногам холод прошёлся. Будто кто-то открыл настежь окна. Понимаю, что холоду взяться неоткуда. В квартире я один, родители уехали на дачу. Но все же пошел проверять окна в квартире. Вернулся с тем же, с чем и ушел. Окна оказались закрыты везде, как я и предполагал.
Забыл я о холоде, пью чай дальше. И снова волна ледяного ветра.

Не выдержал я, и пристально посмотрел в прихожую. Там у нас шкаф старинный стоял. Подумал, из шкафа что ли дуть начало. И чего бы ветру и холоду делать в шкафу?

Поднялся я и пошел к шкафу. Открываю дверцу. Все как обычно, куртки и пальто висят себе тихонько. Ветра нет, холода вроде тоже не ощутил. Но руку все же засунул в шкаф. Думаю, может волшебство завелось у нас в доме.
И точно. Удивительное - оно ведь всегда рядом. Рукой я задел нечто теплое, совсем не холодное. И это нечто теплое не отодвинулось от моей руки, а напротив, крепко её пожало.

Хоть и удивительное всегда рядом с нами, и не стоило бы удивляться, но я все же вздрогнул от неожиданности рукопожатия с неизвестным из шкафа. Но нашел в себе силы поприветствовать невидимого.
- Здравствуйте! – сказал я приветливо, обращаясь в темноту шкафа.
Тишина мне была ответом.

Обеими руками я попытался раздвинуть ряды пальто и курток в шкафу. Эх, надо бы увидеть того, с кем только что поздоровался. В полумраке шкафа, в уголке его, сидел, нахохлившись, будто от холода, небольшой человек, размером с первоклассника, но с лицом немало пожившего на свете деда.

Я еще раз поздоровался. Человечек взглянул на меня с подозрением, но потом вдруг как подскочит в шкафу, как закричит от радости:
- Эге-гей! Заработало! Эх, никто не видит победы этой! Ну, хоть ты, мил человек, видишь меня, и то хорошо!
Удивления я скрыть не мог. И почти шепотом спросил человека:
- Вы, простите, как здесь появились? И кто вы, если не секрет?

Вопросами ответил мне человечек:
- Нас тут никто не увидит? Ты один здесь?
Я заторопился с ответами:
- Родители уехали. У меня выходной. Выходите, пожалуйста. Да и чайник горячий, если хотите, чая попьем, поговорим. И вы расскажете мне, как вы очутились в нашем шкафу, и отчего так радовались? И что там заработало такое.
Дед потер ладони. Видимо мои ответы его успокоили. И сказал:

- Ну, вот и ладненько! Вот и чудненько! Давай познакомимся, и пойдем чай пить, разговоры говорить. И никто-то нам мешать не будет, хотя моим соотечественникам не мешало бы послушать наши беседы. Ничего, потом уж как-нибудь я и не один приду, если возникнет необходимость.
Дед снова протянул мне ладонь свою крохотную и назвался:
- Ждун, из рода Ждунов.
Взяв его ладонь, я крепко пожал её, и назвал себя:
- Иван, из рода Ищунов.
- Ищун? Настоящий Ищун? – обрадовался дед. - Вот мне и повезло!

Человечек ловко выбрался из шкафа, и мы с ним направились на кухню. Я достал ему чашку, подвинул вазу с печеньем и тарелку с бутербродами. Налил чая в чашку и приготовился его слушать. Но дед не торопился, он с наслаждением потягивал чай. По-старинному наливая его из чашки в блюдце.
Дед прищуривался от удовольствия. Дул в блюдце. Пыхтел.

Отставив в сторону чашку с блюдцем, дед откашлялся и начал разговор так, будто мы знакомы были с ним всегда.
- Так вот, Иван, племя наше Ждущее. Ждем мы и ждём. Только ждать и умеем, потому и зовут нас Ждунами.
Я с малолетства спрашивал своих матушку и батюшку:
- Пошто нас Ждунами зовут? Может Ищунами сделаться. Искать всё веселее, чем ждать-то.

Да осаживали меня родненькие мои. Говорили извечно одно и то же:
- Не тобой писан закон. Не тобой и нарушаться будет. Родился Ждуном – будь Ждуном. Будь как все. Пошто тебе высовываться? Жить плохо хочешь что ли? Где они, эти Ищуны? Только легенды о них живы остались. А сами-то они где? Никто и не видывал их и не слыхивал.

А мне все не сиделось спокойно. Не могу ждать. Устал. Чего ждать-то? И вот решил я искать легендарное племя Ищунов. А как искать - неведомо мне. И знать никто не знает, как искать. Род-то наш - Ждуны. Все только ждать умеют. Вот и ждут, что Ищуны сами придут, позовут Ждунов за собой. Позовут. Дали прекрасные покажут, красотой их насытят. А не идет никто.

Поднялся я сегодня на гору далекую ночью темной. Стою на вершине. В небо смотрю. Звезды сияют мне. Говорят мне что-то. А я понять не могу. Не учены мы, мы же Ждуны. Чувствую, вот-то заговорит звезда со мной вновь. Уже понимаю её голос. Или кажется мне так. Но прошу её:

- Милая моя звездочка, есть ли на свете Ищуны? – спрашиваю её. - Где они? Покажи, расскажи. Надо бы роду нашему ждать перестать, и делать начать что-то хорошее. А ведь не делают, всё ждут ведь кого-то. Помоги мне, милая, найти Ищунов. У них хочу научиться искать, как жить научиться можно, чтобы ждать перестать, а делать всё самим. И дали прекрасные видеть, и искать, и находить, и учиться новому.

Дунуло на меня ледяным ветром. Сильно. Чуть с вершины меня потоком не унесло. Но вдруг чувствую, тянет она руку мне свою. И говорит мне ласково:
- Внемли, дитя! Покажу я тебе мир. Не огромный мир покажу. Лишь малый. Но увидишь ты в нём свои мечты, свои искания.

И пропала.
И тут чувствую - мне говорят: «Здравствуйте!» И руку крепко мою жмут.
Вначале-то я не поверил себе. А потом закричал: «Эге-гей, заработало!»
И дед снова закидал меня вопросами:
- Ваш род ведь умеет искать?
Я даже и не знал вначале, что ответить деду Ждуну. А потом решил, что не в словах же дело, не в названиях их. И сказал ему:

- Нас, людей нашей планеты, можно звать Ищунами. Только у нас немного другие слова используются для этого.
- Значит, ты сможешь нам помочь? – обрадовался дедок.
- Я рад помочь тебе научиться искать знания, умения. Это просто. Надо только перестать ждать. Весь ваш род умеет искать и учиться. Просто они забыли об этом. Напрочь, накрепко забыли. И выдумали легенду о Ищунах.
Дед задумался и пригорюнился, склонив голову к столу, он размышлял.
- Ваня, ты же из рода Ищунов. Ты ведь сам мне сказал об этом.

Я ответил деду:
- Ищун-то я Ищун. Но у меня фамилия такая – Ищун. А люди бывают разные. Одни ищут, другие ждут. У нас всё так же, как и у вас. Если мы начнём только ждать, то и нас можно будет всех звать Ждунами. И неважно будет, как нас зовут по фамилии.
Дед опять притих, задумался. Почесал макушку, прикрыл глаза, пошевелил губами, вычисляя что-то. А потом спрашивает:

- Так значит, всё зависит от нас самих? Мы что ли сами можем научиться искать?
- Конечно, всё зависит от вашего желания. Желайте узнавать. Стремитесь к знаниям. И они придут к вам. Только перестаньте ждать.
- Так просто? – удивился дед.
И посмотрел мне прямо в глаза.
- Да, - ответил я.
- Так я пошёл тогда, - засуетился дед. - Мне домой надо. Мне народ наш поднимать надо. Что ж я дурень-то такой, всю жизнь прожил и не понял простой истины? Ой-ёй-ёй! Стыд на мою голову седую.

- Да не переживай ты так, дедушка Ждун! – сказал я деду. - Если есть желание искать, вы обязательно найдете и поймете всё. И ничего страшного, что вы узнали об этом поздно. У нас говорят, что лучше поздно, чем никогда.
- У вас есть такая поговорка? – снова удивился дед. И даже вроде немного успокоился. - Надо бы запомнить её.

- Ну, давай, мой дорогой Ищун, руку твою. Пожму её крепко на прощание и пойду, пока горит во мне жаркое желание искать истину. К народу своему пойду. Объясню им всё! Поймут меня. Многим уже невмоготу ждать. Но молчат пока. А когда я им правду скажу, что в нас всё, то мы горы свернём. Мы найдём красоты мира, увидим дали далекие. И будут уже наших детей и внуков звать не Ждунами, а Ищунами. И легенда оживёт.

Дед пожал мне руку. Смахнул набежавшую было на глаза слезу и  резво побежал к шкафу, приоткрыл дверцу и юркнул внутрь. Дверь за ним прикрылась.
На меня накатила волна холодного воздуха. Затем еще одна волна настигла меня. Я вновь подошел к шкафу. Я пересмотрел все вещи в шкафу и все уголки, но деда Ждуна там не было.