Должок

Владимир Коркин Миронюк 3
   
                ДОЛЖОК,
                Или
                Шутить бывает чревато
                рассказик

   Долг составил 1 царский рубль. Получив в ателье квитанцию с суммой по уплате за их работу, как всегда изволил пошутить, дескать, по царским временам – это аж целый рубль. Приёмщица воодушевилась:
   -Отлично, приносите царский рубль. Предварительно созвонитесь, много заказов, возможен перенос срока выполнения.
   В назначенный срок звоню в ателье:
   - Готов принести сумму, эквивалентную царскому рублю.
   В ответ:
   - Сожалеем, швея приболела. Но вы будете нам должны не эквивалент, а настоящий дореволюционный рубль. Договор дороже денег. Перезвоните через день.
   Стационарная трубка связи  на другом конце глухо щёлкнула. Моя нижняя не тяжёлая губа отвисла. Действительно, подумалось мне, пошутил на свою голову. Интереса ради, позвонил известному в городе нумизмату, поинтересовался: сколько по сегодняшнему курсу русрубля можно достичь уровня царского рубля, и есть ли щель, из которой можно за не так, а за этак извлечь царский рубль. Ответы кожаной плетью саданули по сознанию: наш русрубль в подмётки не годится царскому рублю и днём с огнём не сыскать в городе его владельца. Разве что где-нибудь в переселённых городских скопищах на морском побережье. Н-да, плата за исполненный заказ превращалась в проблему – всё равно что новичку вскарабкаться на никем не обжитый Эверест. Меня сия задача не смутила: я был близко в детстве знаком с офицерским ремнём отчима. Он, будучи машинистом паровоза, после выхода на свободу за крепчайшее кожизделие  рассчитался полновесным соврублём с надзирателем их гулаговской колонии, строившей знаменитую и страшную «железку» в Надым. В тот свой мрачный день, после дружеской драки с местным хулиганьём, я  молниеносно взлетел на телеграфный столб, сумев избежать мордобоя, но порвал новые вельветовые штанишки. А в выпускном классе школы мне за ухаживания за одной красивой девочкой два моих одноклассника, один из которых пялил глаза «на мою», досталось на орехи так, что чуть не вышибли глаз, и я  потом почти неделю провалялся в постели. О других сказочных потасовках не буду и слово молвить.
  Словом, предстоящее испытание поиска допереворотного рублёвика не испугали. Но мысль царапалась, где тот рупь раздобыть? Вдруг шальное предположение, быть может, как-то протиснуться в МВ – машину времени, ведь есть же она где-то. Две из этих МВ были в моей фантастической дилогии «В  РЮКЗАКЕ У  ВРЕМЕНИ» - полное  название её «Часть 1-я  Недомерок Джо Лагида и «Огненная   дуга» Линды Апис и Часть 2. Писатель Влэк Хор, мерзавец   Форсуф… и   цитадель Альфа максимум ЭФ».  Читал, будто бы, подобной Машиной обзавёлся некий сообразительный  инженер  не то в Европе, не то на Американском континенте.  И ещё  витали чьи-то мысли о Ватикане.  Ну, из книги я никак Машину Времени не выдерну, с головастым технарём не знаком, как, впрочем, и с самим ПАПОЙ. Своровать ЕЁ у владельцев – не могу, поскольку  никогда ничего не крал, а если бы вдруг был как-то причастен к тому нелюбезному ремеслу, то уж никогда бы с февраля 2012 г. по июль 2016 не писал в разные высокие инстанции своё журналистское расследование «Как мне шили бушлат вора» ( выросшее с 16 стр. до 24 стр.), и получал одни отписки!
   Сакраментальный вопрос: что делать? Искать портал, чтобы оказаться в прошлом веке и заработать рубль. Да я не прочь поработать на литературу той поры. Правда, кто бы меня не известного читателю взял в один из журналов?  Но уж как-нибудь! А портал один я сам обнаружил лет двадцать назад в Республике Коми, когда вышел на очередную ягодно-грибную охоту.  Какой-то год лес не баловал дарами, и приходилось уходить на много километров от дачки. Петлял и петлял, то поднимаясь по увалам, то спускаясь в лощинки, то углублялся в лес, то бродил по опушке. Вот в нескольких десятках метров начиналось моховое неглубокое болото. Увы, в этих местах никогда прежде не хаживал. Пережевывая бутерброд, прикинул, как  легче и безопаснее преодолеть те метров двести, что отделяли меня от манившего к себе леска. Уж там, мнилось мне, непременно соберу и ягод и грибов. Непохоже, чтобы туда часто забирались люди. Лесок был как бы на острове, и с левой от меня стороны окружен большой массой «мокрого» хвойника. Это когда хвойные дерева растут на сырой, заболоченной почве. Посохом служила длинная сухая ветвь. К слову, край болота, где я отдыхал, облюбовали себе кривые, странно закрученные деревья. Там и подобрал валежину. Шаг за шагом, прощупывая посохом няшу и перешагивая с кочки на кочку, вышел к лесу. Причем нарочно засек время, чтобы знать, за сколько минут преодолею преграду. Выйдя к опушке на сухой мшаник, посмотрел на стрелки часов: странно, но я не мог эти двести метров с препятствиями преодолеть так быстро. Наверняка стряхнул часы.   Впереди замаячила просека. Она тускло виднелась за некой туманной дымкой. Услышал голоса и увидел двух женщин с шагающим рядом мужчиной. Шли они неспешно. Пелена хоть и легкая, однако, мешала разглядеть, что несли они в руках. Наверное, лукошки, решил я. Поскольку до них оставалось не более сорока метров, громко позвал их: «Ээээййй! Грибы-то есть там?!» Но люди даже не оглянулись, продолжали себе идти. Еще раз крикнул: «Ээээййй!!» Никакой реакции. Тогда сам направился в их сторону, в надежде узнать, где тут грибное место. До просеки оказалось раза в три подальше. Как раз и туман рассеялся. Но не видно ни людей, ни их следов, а ведь на таком рыхлом песчанике должны быть отпечатки. Прочесав лесок вдоль и поперек, срезал всего один красноголовик и набрал несколько пригоршней брусники. Я был обескуражен: место ягодное и грибное, а не собрал грибов даже на суп. Время торопило. Благополучно миновал болото и поспешил, спрямляя путь на дачку. Выйдя из лощины, огляделся: впереди маячила околица дачного поселка. Глянул на ручные ходики и не поверил глазам: как это я сумел менее чем за  час отмахать такущее расстояние, постоянно сгибаясь к земле в поисках грибов или ягод? Впрочем, мало ли чего может показаться уставшему грибнику! Да и часы могли барахлить.
   Через год снова выдался неурожай. Опять в поисках грибов непроизвольно выбрал северо-восточное направление. И снова оказался у кромки болотины, и опять, перейдя его, увидел некую дымчатую пелену и голоса за ней, и фигуры людей. На мой окрик никто не отозвался. Я решил поискать счастье за пределами болота в западном направлении, где виден лес. Здесь путь через болото оказался труднее: реже и мельче кочкарник, глубже водяные промоины. Тут, невдалеке от себя, замечаю некую трубу, торчащую над водой. По рассказам лесозаготовителей и геологов наслышан, что в болотах немало брошенной разной техники (и сам не одну осень лазил по болотам за клюквой и видел в глубоких промоинах всякие железяки). Застрянет, положим,  тракторишко с прицепной тележкой и его бросают. Забирают по возможности груз. Но труба, из светло-серого металла,  какая-то непонятная, её края плавно изгибаются, уходя в болото. Мне недосуг разбираться: вода вовсю хлюпает в сапогах, надо ее вылить и отжать носки и мокрые штанины. Приведя себя в порядок, чувствую необъяснимо наваливающуюся тревогу и прямо-таки животный страх. Кое-как помяв руками штанины, поскорее обуваюсь и прыгаю на ближнюю кочку. До лесной кромки всего-то три десятка метров. Но какие! Меня охватывает безотчетный страх, я спешу вперед, не оглядываясь, размахивая пакетом, из которого сыплется мой смехотворный грибной сбор. Прикрывая глаза левой рукой, а правой раздвигаю жилистые ветви ельника. Наконец нащупываю твердую почву и, петляя между огромными кустарниками и деревьями, выхожу на окраину соседнего городка. Бросаю взгляд на циферблат, и не верю своим глазам: как же это я за такой короткий промежуток времени отмахал от дачки по лесу и болотине приблизительно полтора десятка километров? Выхожу на трассу, на моё счастье бежит междугородний автобус. Водитель подбирает меня. Спрашиваю у пассажира время, сверяюсь с моими часами. Все в порядке, они идут как надо. Я опять в недоумении, как мне удалось проскочить столько кэмэ по пересеченной лесной местности, минуя мелкие ручьи, петляя от дерева к дереву и от куста к кусту в поисках грибов, преодолев еще и странное болото. И почему опять сквозь ту дымку мне никто не ответил, хотя люди были от меня, казалось, метрах в двадцати?! На Севере не принято не откликаться в лесу на зов одинокого ягодника или грибника, мало ли какие возникли проблемы, возможно, человек нуждается в помощи. И ещё оторопело припоминаю, что загадочная труба в болоте была теплой. Это что, старания нежаркого уже солнца предосенней поры? Или… Нет, никому не расскажешь, что привиделось во время грибной «охоты»: посмеются, дескать, тебе померещилось.

   И поиски портала оставил побоку. В назначенный по-новой день и час – в ателье. Любопытно: то же помещение, та же обстановка, но женщина- администратор и швея чем-то разнятся от тех, прежних. И тембры голоса иные. Протягиваю за выполненное задание эквивалент царского рубля, без всяких разговоров берут нынешние деньги, выдают чек и мои вещи. Все довольны.