Первый Белорусский философский конгресс

Юрий Шпилькин
В Минске 18-20 октября 2017 г. состоялся Первый Белорусский философский конгресс «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ»
Направление: Философские аспекты интеллектуально-когнитивного потенциала
Мои тезисы: Когнитивный диссонанс распада СССР
Заинтересованный читатель, вероятно, заметил, что после распада СССР почему-то не появилось более или менее фундаментального философского осмысления распада не только страны Советов, но  и всей системы социализма. Еще в начале ХХ века до Октябрьской революции украинский экономист, историк, видный представитель «легального» марксизма М. И. Туган-Барановский попытался понять, почему на Западе социализм уже давно   стал  реальной  и  очень  серьезной  угрозой   интересам господствующих  классов? И приходит к выводу, что внутри  каждого  класса  сильное чувство  классовой солидарности, побуждающее каждого  отдельного представителя  класса  не  только за  страх,  но  и  за  совесть отстаивать интересы своего класса. Напротив, русский интеллигент был оторван  от своей  исторической  почвы и потому выбрал себе  тот  социальный идеал,   который   казался  более всего    обоснованным   с   рационалистической    точки    зрения. В книге «Социализм как положительное учение» Туган-Барановский подробно рассматривает этот феномен, но не мог увидеть внутреннего врага социализма – появления нового класса - номенклатуры. 
Милован Джилас, автор книги «Новый класс» и Михаил Восленский в книге «Номенклатура» попытались понять, почему в Советском Союзе и других коммунистических странах все вышло не так, как предполагали вожди: Ленин, Сталин, а также Троцкий и Бухарин. По их представлениям, государственная машина в СССР должна была ослабевать и со временем прекратить свое существование, а демократия  расширяться и крепнуть. Случилось наоборот. В перспективе виделся быстрый подъем уровня жизни, но он вырос незначительно, а в восточноевропейских государствах даже упал: во всяком случае, рост жизненного уровня не соответствовал поступи индустриализации, последняя ушла в отрыв. Бытовала уверенность, что противоречия между городом и деревней, умственным и физическим трудом станут постепенно нивелироваться, – они лишь углубились. Программа КПСС ориентировочно датировала построение коммунистического общества в СССР 1980 годом и провозглашала: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Материально-техническая база создана. Осталось за малым – воспитать нового человека. Но увы, не удалось воспитать не только нового человека. В рамках партии сформировался монополистический привилегированный слой советского общества. В ходе дальнейшего процесса, состоявшего из ряда фаз, этот слой укрепил и узаконил свое положение. Он не только отгородил себя от общества, от народа да и от всего мира; даже внутри него самого была воздвигнута иерархия чинов и социальных барьеров так называемой номенклатуры, склонной к коррупции, к обогащению.
Михаил Горбачев в своей книге «Перестройка и новое мышление», перечисляя причины, подтолкнувшие его к осознанию необходимости перемен, указывает на «падение интереса к делам общества, бездуховность и скептицизм, особенно у молодежи, ослабление уважения к труду, стремление к наживе любыми способами». Но некоторые исследователи утверждают, что перестройка в основном являлась почвой для захвата собственности советской элитой, или номенклатурой, которая была больше заинтересована в «приватизации» огромного состояния государства в 1991 году, чем в его сохранении. А другие исследователи видят в перестройке, в первую очередь,  происки западных спецслужб, с помощью своей разветвлённой сети «агентов влияния» и внешнего давления ловко использовавших недостатки и просчёты в экономическом и государственном строительстве СССР для разрушения Советского Союза и всего социалистического лагеря.