был у красной черты. Инвалиды

Геннадий Башкиров
1 часть умопомрачительной истории.

Слабонервные! Выключить устройство! Идите ловить красного слоника!

Территория "год за три".


Случилось так, что довелось мне и поучиться, и поработать в одном дурдоме, с заграничным, громким названием "колледж".

Там, прямо на въезде, "людей с воли" почти каждый день встречал "железный человек" со стальным рукопожатием и отсутствием тормозных реакций. Когда я узнал, кто это, то назвал его "робокопом" и объяснил, что это такое. Ему понравилось. Он был убеждён, что тем, что он сжимает кисть вероятного собеседника до хруста, тем он показывает, что хорошо воспитан. Я искренне надеялся, что он не сломает мне руку. Обойти его было невозможно. Стоишь, как дурак, шага ступить не можешь: "привязан" накрепко. Рукопожатие не секундное: "Приветствую," — и пошли дальше, — при каждой такой встрече я успевал досчитать, мысленно, до ста. После первой встречи с этим любителем руку пожать, я срочно начал "качаться". Чтобы эффективно противостоять. Отвлечь его можно было только пачкой сигарет. Доставать их надо было свободной рукой, чуть улыбаясь и глядя прямо в глаза "собеседнику". "Пётр I".

У меня был приятель, размером со славянский шкаф: человек реальной физической силы. Он, полушутя, боялся "железного человека".

Следующим "встречающим", при хорошей погоде, и метров через 50, был человек, которому мама в детстве не купила сумку.

Окружающий мир, наверное, и не знает, какие бывают люди. Я тоже не знал, пока не встретил разных инвалидов. Они, очень разные, были с пороками врождёнными, и — нет. Другие инвалидность "приобрёли": выпали из окна, и попали под поезд, стали жертвой врачебной ошибки или, просто, подвернули ногу в далёком селе, где нет "скорой". ДЦП. Инвалиды с боязнью открытого пространства.

Разговаривал я с детьми алкоголиков. В процессе разговора искал потоки свежего воздуха, стараясь не замечать сильно несвежее дыхание. У потомков алколюбителей очень специфическое мировосприятие: в центре мира находится не Земля на слонах, а бутылка, часто — пустая. Пока бутылка стоит (на любой поверхности), солнце, в известном смысле, светит. Если бутылка падает или находится под углом (отличным от строгой вертикали) к поверхности, то окружающий мир, в сознании, либо рушится, либо это может быть смешно: бутылка падает. Ха-ха: юмор такой. Нельзя допустить, чтобы бутылка упала!

С детьми приёмными, из, в том числе, этого интерната, принятыми в обычных семьях, я не разговаривал. Были ещё образованные и высоко культурные, адаптированные к современному миру люди, неотличимые, с виду, от, так называемых, "нормальных" людей. Подробнее об этом — в четвёртой части.

Отдельной, обособленной, группой были слабослышащие, с частичной и полной потерей слуха, в просторечии — глухие. Они разговаривали жестами и читали по губам. Были дети-инвалиды, со смысловым ударением на слове "дети": с задержкой развития лет на 10-15. Им, с виду, лет от 18 до 24, а они на дудочке играют, и плачут, когда в мультфильме, по телевизору, у поросёнка шарик улетает, а Иа-Иа теряет свой хвостик.

Довелось мне увидеть инвалидов, которые не могли себя обслужить, и их кормили с ложечки на завтрак, на обед и на ужин. Когда они питались в столовой, а персональная сопровождающая ушла по делам, то они ели прямо из миски, как собаки. В это время хорошо одетым людям нужно было держаться от места кормления как можно дальше, потому как части еды летели в разные стороны метра на два.

Общался я в этом "колледже" и с жертвами наркозависимости: это, вообще, отдельная история (часть шестая). Одна девушка, бывший наркоман, рассказала мне, как она с подружкой "забивала косяк", и к чему это привело. Она стала инвалидом после одного года употребления "дури". Ей повезло, что жива осталась. На вид ей я ну никак не дал бы 18 лет: лет 65-70.

Колледж ибн ПТУ на основе дурдома — место мрачное. И печальное. Печальное место, где я кантовался три года. В середине 90-х в учебном корпусе за колючей проволокой собрался цвет интеллигенции: художники, историки, инженеры, лингвисты. Дело-то благое: и работа для безработных интеллигентов из Советского Союза, и обучение для инвалидов разных групп, которым после увечия "светит" полное отсутствие каких-либо перспектив. На той территории бытовала поговорка "год за три". Для некоторых — за два. Но не 1:1: ни в коем случае.

Руководство "колледжа" придумало раз экономную экскурсию, о которой мне рассказали очевидцы.

Стоял в гараже автобус "ПАЗ". Принадлежал учреждению. Когда мне довелось увидеть его летом, у него дверь клинило. Экономную экскурсию администрация сего заведения "изобрела" зимой, если не ошибаюсь, 1997 года. Автобус сломался километрах, эдак, в ста от Москвы. С полным салоном инвалидов, половина из которых — колясочники, другая — глухие. Один сурдопереводчик. Без машины сопровождения, и, само собой, без "скорой". А то "денег-то нет совсем".

Отопление в "ПАЗ"-е выключилось. Чего-то с карданом. Как выяснилось позже, это ТС нельзя было выпускать на линию. "Убитый" "ПАЗ", "экстренно" позволил окоченевшим вернуться в Москву. Экскурсия задумывалась в достославный город Санкт-Петербург.


13 сентября 2017 года — 7 ноября 2017 года.