МАТЬ И ДОЧЬ глава 1

Лидия Рыбалко
               
               
                Искусство материнства - научить 
                ребенка искусству жизни
                (Э.Хэффнер)

       Холодным мартовским утром,когда вся страна оплакивала смерть Отца всех народов,Татьяне,как сказал врач,приспичило рожать.Было очень пасмурно,даже солнышко не решилось показаться в этот день, только бродяга -- ветер чувствовал себя привольно,он резвился,гоняя над землей тяжелые темные облака.В маленьком сибирском городке тоже оплакивали смерть Вождя. Няня Тося,громыхая шваброй под кроватями,то и дело доставала не первой свежести носовой платок,вытирала слезы и громко сморкалась в него. В палате,где лежали восемь рожениц, слышались всхлипы и причитания. Татьяна уже родила девочку и лежала на постели, смотрела на них и удивлялась про себя:"Кого они оплакивают? Диктатора,убийцу,сколько народу загубил".Конечно, вслух она не могла этого сказать,поэтому просто молча наблюдала за всеми.
          В коридоре послышался многоголосый детский плач,пришло время кормления. Подавая ребенка, медсестра спросила:" Как дочку назовешь,Танюша?" Помогла приложить ребенка  к груди, малышка,ухватив сосок,начала активно сосать. "Лариса," -- ответила Татьяна. Сама с интересом разглядывала это крохотное существо,которое,чмокнув пару раз, уже погрузилось в сон. "Не давай ей спать, -- услышала голос соседки по кровати,Кати.-- Пусть сосет,потрогай ее за щечки,она проснется". Таня так и сделала,кроха сморщила носик и снова начала сосать.Катя,глядя на молодую маму,спросила:"Отец есть?"Татьяна кивнула головой,а сама подумала:"А может, и нет". Ведь сказал же Петр,что ребенок ему не нужен и что он вообще через четыре месяца уезжает,будет ходить на корабле коком.Соседка,словно прочитав ее мысли,сказала,глядя на свою дочку:" А у нас вот нет папки,сбежал,сказал,что поехал на заработки и пропал. Бросил меня с двумя детьми,у меня еще есть сынок,шесть лет,Вовка зовут".Таня смотрела на дочь,а в душе что-то переворачивалось. Сама она не знала любви,не видела тепла.У нее не было семьи,выросла в детском доме. Совсем недавно узнала,что родители ее были арестованы в тридцать седьмом году,ей тогда было шесть лет. Отца расстреляли,как врага народа,а мать умерла от чахотки в лагере.В детдоме ей дали другую фамилию.Она была красивым ребенком,но тети и дяди,что приходили за детьми,на нее даже не смотрели. Никто не хотел брать  в семью дитя врагов народа.
        Петр ни разу не навестил ее в больнице.Приходили девчата из общежития,где она жила,передали слова комендантши, чтобы ее с ребенком и близко не было.Принесли кое-какие вещи для дочки. Не зная, что делать и куда идти,Татьяна тихо плакала,  в палате все спали,был тихий час. К ней на постель присела Катя,посмотрела на нее и спросила:" Что плачешь? Бросил? Не реви,дурочка,проживешь и без него. Ты в какой стране живешь? --- она подняла вверх указательный палец и гордо добавила.-- Ты живешь в Советской стране! Поняла?" Таня улыбнулась и, сквозь слезы, сказала:" Мне идти некуда. Врачиха сказала,чтобы я малышку оставила в доме ребенка,а я не хочу,мне жалко ее." Катерина аж подскочила на месте и громко возмутилась,чем разбудила всех:" Это как оставь? Она что с ума сошла? Жить негде? Ко мне пойдем,места всем хватит.
          Впервые,за свою короткую жизнь,Татьяна почувствовала тепло человеческое,в ней начала просыпаться вера в добро. После детского дома,когда окончила семь классов,ее перевели в ПТУ, да,именно перевели,так как никто не спрашивал ее, хочет ли она быть штукатуром. За нее все решали взрослые. Даже,когда в училище,ее,пятнадцатилетнюю  девочку, лишил невинности мастер производственного обучения,она никому ничего не сказала,считая,что это так положено.В этом году она должна была окончить училище.Жила в общежитии. В ПТУ познакомилась с Петром,он учился на повара.Не сказать,что она его любила,но привязана была к нему,верила и доверяла только ему.С ним ничего не боялась,чувствовала себя,как за каменной стеной.Если бы не чуть великоватый нос,Татьяну можно было бы назвать красивой. Ее глаза,фиалкового цвета, излучали какую-то загадочность,нежный румянец щек придавал особый шарм ее лицу,обрамленному шелковистыми темно-русыми волосами до плеч. После занятий стайка девчат со смехом и шутками возвращалась в общагу. В воскресенье,как всегда,в клубе были танцы.Она очень любила танцевать.Кружась с Петькой по залу под духовой оркестр,забывала обо всем.Галантный кавалер уверенно вел ее по кругу,не забывая что-то шептать на ухо,отчего она смеялась,пряча лицо у него на плече.Они всегда были вместе, строили планы на будущее,но когда он узнал,что она беременна,стал избегать ее.Однажды, они столкнулись на лестничной площадке в училище,она  спросила,что ей делать,он пожал плечами  и ответил,что ребенок ему не нужен. Татьяна вздохнула,повернулась к стене,закрыла глаза и погрузилась в сон.
       Из-за отсутствия жилья,пришлось бросить работу и поселиться у Кати в деревушке,что была недалеко от города.Домик был старенький и небольшой, но ее все устраивало,крыша над головой есть и слава Богу.На потолке добавили еще один крючок и прицепили подвесную люльку. Сосед,дед Прохор, за чекушку все сделал,затем,сидя за столом,выпил,крякнул и сиплым,прокуренным голосом сказал:" Ну все,бабоньки,качайте,растите своих ребятенков. Ежели что,обращайтесь,завсегда помогу".