МАТЬ И ДОЧЬ глава 4

Лидия Рыбалко
      Они встретились,потом еще и еще,однажды Татьяна привела Дмитрия в дом,познакомила с дочкой. Ларисе мамин знакомый совсем не понравился,про себя она его назвала "костыль". Мать заметила,как дочь посмотрела на гостя,но быстро прогнала эту мысль от себя. Ей было хорошо с ним. Счастье,говорят,глаза застит,так и для нее этот мужчина стал самым близким и нужным. Татьяна была счастлива и не скрывала этого. Катерина в душе немного осуждала подругу,но больше радовалась за нее.
Лариса старалась не выходить из своей комнаты,когда приходил "костыль". Неприятно было видеть,как суетилась мать,накрывая на стол,во главе которого всегда стояла бутылка водки,запечатанная сургучом.Девушка брала книгу,закрывалась у себя и читала,под смех и музыку,что доносились из другой комнаты. Вскоре Дмитрий перешел к ним с вещами.Лариса попыталась поговорить с матерью,подошла к ней и сказала:" Мама,зачем это тебе? Как он может нравиться тебе? Ты видела его глаза? Они не живые,холодные,в них нет и грамма любви." Мать не дала ей договорить:"Ты что знаешь о любви? Ты,глупая девчонка,рассуждаешь о том,чего не знаешь, -- она повернулась к дочери и со слезами на глазах,добавила.-- Понимаешь,я одинока,и я страдаю от этого.Я ворую кусочки чужой жизни,чтобы заполнить свою душевную пустоту. Прости меня, родная и не суди." Лариса пришла к себе и долго не могла уснуть,думая о словах матери. Так ничего и не придумав,уснула.
         Прошло лето. Татьяна светилась просто от счастья,она любила. Многие вдовушки укоризненно качали головой ей вслед.Лариса очень переживала,мать отдалилась от нее,они совсем перестали говорить о своем,о девичьем,как было раньше.Подходила осень,все работы на полях заканчивались.Татьяна жила в страхе,боялась разлуки с любимым,но все хорошее,когда-нибудь, заканчивается. Однажды, придя со школы,дочь застала мать в слезах,оказывается,что Дмитрий уехал,просто закончилась его командировка.
       Вечером зашла Катерина,подруги долго сидели за столом.Лариса слышала,как мать,приняв на душу,жаловалась Кате:" Ой,Катюшка,сколько лет прожила сама. Трудно было,душа просила ласки и тепла,да что я тебе говорю,сама ведь была в моей шкуре. Это хорошо,что твой благоверный все же вернулся.А мне ждать некого было. Понимаешь,душой я к Дмитрию прикипела. Знала ведь,что ничего не будет у нас,он не обещал мне остаться. Снова одна,снова холодная постель." Положив руки на стол,наклонила голову и горько заплакала. Катя,гладила подругу по голове,приговаривая:"В город тебе надо,Таня,погибнешь ты здесь. Ты красивая,сильная,да и Ларку учить надо." Татьяна приподняла голову,вытерла кулаком слезы,улыбнулась:"Да куда я поеду? Ты посмотри на мои руки,что я смогу ими делать?"
 Лариса слышала весь разговор и ей искренне было жаль мать,которой она всей душой желала счастья,хотя ненавидела Дмитрия. Это он ворвался в их жизнь,все взбаламутил и уехал.
        С отъездом Дмитрия,мать изменилась,она словно неживая стала,на столе часто появлялась бутылка.Мать выпив,становилась раздражительной,начинала придираться ко всему. Дальше -- больше,вскоре в селе уже все заметили перемену в Татьяне. Катерина пыталась образумить подругу,но натыкалась на стену,за которой Таня упрямо пряталась от всех.Лариса стала стесняться матери,перестала общаться с ровесниками.Так у них и пошла жизнь. День мать на работе,вечером застолье сама с собой устраивала.Дочь несколько раз просила ее остановиться,но Татьяна начинала кричать:" Уйди,оставь меня в покое. Мне тошно жить,никто не знает,как у меня душа болит." В тот злополучный день, Лариса шла из школы,вдруг ее догнал соседский мальчишка и крикнул:" Лариска,беги домой,там твоя мать возле крылечка лежит."
Войдя во двор, она увидела мать,которая лежала на крыльце и спала. Она еле растолкала ее,завела в дом,посадила на стул,посмотрела и сказала:" Мама,ну разве так можно? Что  ты делаешь с собой?А я?" Мать пьяно икнув,зло проговорила:"А что ты? Голодная или раздетая? -- оглядев дочь,добавила. -- Подумаешь,цаца. Что молчишь? Брезгуешь говорить с матерью?" Лариса не помнит, как произошло,но она схватила мать,тряхнула ее и ударила рукой. Не удержавшись на ногах,мать упала, и по инерции отлетела до стены.Мгновенно протрезвев, наверно,она поднялась и молча ушла в свою комнату. Лариса стояла в шоковом состоянии. Никогда,даже будучи уже взрослой женщиной, она не простит себе,что ударила мать.
        Рано утром мать вошла к ней в комнату,присела на кровать,долго мялась,наконец тихо проговорила:" Лариса,дочка,прости меня,прости. Больше никогда это не повторится,я тебе обещаю." Она заплакала,гладила дочь по голове,приговаривая:"Все будет так,как было раньше." Лариса,так и не сомкнувшая глаз,приподнялась на постели,заплакала и прильнула к матери.Они обнялись,долго сидели так молча,потом посмотрели друг на друга и рассмеялись. Мать сдержала данное слово,никогда,до самой ее смерти,Лариса не видела,чтобы мать пила. Постепенно жизнь вошла в свое старое доброе русло.