МАТЬ И ДОЧЬ глава 6

Лидия Рыбалко
    В техникум Лариса поступила. Татьяна была рада за дочь,гордилась ею. Смущали только эти частые встречи с Антоном. Парень взрослый,отслужил в армии,а дочка еще совсем ребенок. Давно хотела поговорить с нею,да все откладывала разговор. Сегодня утром,открыв окно,она застыла в недоумении.Был конец августа,деревья в саду сменили свой наряд,нарядились в золотые одежды. Было еще тепло,воздух просто пьянил. Слышались бабьи переклички,выгоняли коров в стадо. А их двор пестрел разноцветными воздушными шарами. Они были привязаны всюду,поднимались вверх на ниточках,весело покачиваясь от легкого ветерка.На калитке белой краской было написано "Доброе утро,любимая!" Татьяна улыбнулась про себя,что чудит парень. Надо прекратить эти встречи,так и до беды недалеко. Счастье дочери для нее важнее всего. Услышала смех,дочь проснулась,она поднялась наверх. Лариса смотрела в окно и громко смеялась,хлопая в ладошки.
Татьяна решила,что самое время поговорить:
-- Лариса,дочка,Антон тебе не пара.
-- Почему?--повернувшись к ней,спросила она мать.
Татьяна уже начала нервничать:
--Он старше тебя. Ему жениться пора,а ты ребенок. Он поиграет с тобой и бросит. Я знаю жизнь,дочка,верь мне.Рано тебе о любви думать.
--Какая любовь,мама? Мы просто друзья.--смущаясь,ответила Лариса.
Мать резко повернула ее к окну,показывая на надпись и шары,громко сказала:
--А это что?Какая любимая?--перевела дыхание,добавила.
--Чтобы я вас вместе не видела больше. Вот мой весь сказ.
        Антон,потягиваясь,вышел из своей комнаты,подошел к рукомойнику,сполоснул лицо. Мать,ставя на стол завтрак,обратилась к сыну:
--Антон,скажи мне,что у тебя с Ларисой?
Он удивленно глянул на нее,дуя на горячую картошку,спросил:
--А что? Тебя что-то смущает?
--Меня смущает,что незачем забивать голову девчонке. Еще подумает,что у тебя серьезные намерения к ней.--ответила мать.
--А я как раз и думаю серьезно. Мне нравится Лариса.
--Но у вас разница почти пять лет?--возразила она.--И потом,у тебя есть девушка,вы же переписывались два года.
--С Галей мы просто друзья,я ей ничего не обещал. Да и жениться я пока не собираюсь. Ларисе учиться почти четыре года.
Он встал,подошел к матери,поцеловал ее в щеку,улыбнулся:
--Мама,она необыкновенная,она одна такая,я ее очень люблю и буду ждать,вот сколько понадобится,столько и буду. Я побежал.
        Ольга Филипповна покачала головой вслед сыну. Он был единственной радостью ее. Родила его,когда потеряла уже надежду на счастье материнское. Сколько плакала,по врачам ездила,Бога просила,и он ее услышал,родился Антон,когда ей было уже сорок два года. Они с мужем так хотели,чтобы он учился,все - таки единственный сын,возможности у них есть. Так нет,после десятого класса пошел работать  трактористом.К механике очень способный,нет такой машины,с которой бы он не управился.Муж сначала очень ругался на нее,что это она боится отпустить сыночка от себя. Терпела,терпела,потом не выдержала и ответила ему:
-- Ну что ты все ворчишь и ворчишь?  Не всем же академиками быть? Кому-то  землю любить и лелеять надо,гордись,что твой сын к земле тянется,душу в нее вкладывает.
Постепенно муж успокоился,видимо,понял,что сын пошел в своего деда. Только год прошел,как старик оставил работу,всю жизнь отдал совхозу,людям.Мимо чужой беды никогда просто не проходил,помогал чем мог.
      Конец августа -- начало сентября,это особая пора,какая-то особая одухотворенность -- на границе лета и осени.Осень-- волшебница,это она  кружит голову хороводом золотых листопадов. Лариса стояла и смотрела,как снуют трактора по полю,поднимая пыль столбом.Она нашла Антона,помахала ему белой косынкой,засмеялась и громко крикнула:
-- Антон! -- помахала еще раз,но крик утонул в реве тракторов.
Закончив круг,трактор остановился,из него выпрыгнул,весь в мазуте и солярке, ее Антошка.Юноша подбежал к ней,волнуясь спросил:
-- Лариса,что случилось? Ты как сюда добралась?
Девушка рассмеялась:
-- Пешком,напрямик, через поля.-- потом добавила.-- Я завтра уезжаю,мне надо устроиться в общежитие,через три дня начнутся занятия.
-- Знаю.-- ответил он.-- Я тебя сам отвезу. Будь утром готова.А сейчас беги домой и будь осторожна,по большаку много чужих машин,зерно возят на элеватор.
-- Хорошо.-- тихо ответила Лариса.
Она развернулась и пошла назад по свежей пахоте,проваливаясь ногами в землю.
    По пути зашла к матери,помогла поить телят,автопоилка снова оказалась сломанной,пришлось воду носить ведрами. Вдвоем управились быстро. Домой шли по улице. Село уже жило вечерней жизнью.Из некоторых дворов слышалось визжание и хрюканье чушек,из других слышно было,как весело дзинькало молоко о подойник. Мать обняла дочку за плечи и спросила:
-- А Борьку своего на кого оставишь? Мне он не нужен,он не слушается меня. Может продадим его?
Борька -- это поросенок,которому три месяца.
Татьяна помнила,как он появился в доме. Однажды,закончив работу, она собралась идти уже домой,как из свинарника вышла Мария Светлогорова,в руках она держала коробку,в которой слабо попискивали поросята,их было много,штук десять.  Мария,чуть не плача,начала уговаривать Татьяну,взять себе хоть одного:
-- Таня,беда-то какая,такая свиноматка была,загляденье просто. Что случилось,я даже и не пойму,но померла сердешная,а их вон сколько,жалко-то как.-- она заплакала,потом добавила.--Возьми,выручи,сейчас пробегусь по бабам,попробую их пристроить.
Татьяна взяла двух,принесла домой. С Ларисой покормили их из бутылочки,спать устроили в коробке,постелив там одеяльце детское. Утром один оказался мертвый,а над вторым дочка взяла шефство.Кормила,меняла подстилку. Вскоре поросенок так привязался к ней,всюду сопровождал ее. Даже спать просился на постель,укладывался в ногах и так нежно похрюкивал,что рука не поднималась скинуть его оттуда..Хозяином себя быстро почувствовал. И вот теперь вопрос-- что с ним делать?
-- Не знаю,мама.-- ответила Лариса.-- И правда,продай его. Мы же все равно не сможем его есть.Только продай в другую деревню,а?
-- Хорошо.-- проговорила мать в ответ.-- Да у меня уже и покупатель есть.Просто хотела узнать,как ты на это посмотришь?
Она притянула дочь к себе,и подумала,что вот уедет ее красуня,одна останется. Вслух же сказала:
-- Все хорошо будет,я рада за тебя и очень люблю. Хорошая ты у меня,душа у тебя мягкая.