Коменты на Послание к римлянам ап. Павла. 9-10 г

Рок-Живописец
9 глава

1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки. Аминь.
6 Но не то, чтобы Слово Божие не сбылось, ибо не все те израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «В Исааке наречется тебе семя».
8 То есть не плотские дети – дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: «В это же время приду, и у Сарры будет сын».
10 И не одно это; но так было и с Ревеккой, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «Больший будет в порабощении у меньшего»,
13 как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: «Кого миловать – помилую; кого жалеть – пожалею».
16 Итак, не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: «Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобой силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле».
18 Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой – для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: «Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленной».
26 И на том месте, где сказано им: «Вы не Мой народ», там они названы будут сынами Бога живого.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле».
29 И как предсказал Исаия: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре».
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность – праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закон праведности, не достиг закона праведности.
32 Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: «Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».

3ст – ересь несусветная! Мы не должны желать собственного отлучения от Божества ни ради чего, это невозможно, абсолютное табу! Да и как ты можешь любить братьев и отрекаться от Бога?! Ведь именно Бог является источником всякой любви! Получается, что Павел, постоянно призывавший отречься от плотского, сам предпочитает плотских братьев! Является таким же жутким националистом, как и все евреи! (хотя думаю, что в те времена все племена были таковыми – ведь они были сплоченными, достаточно небольшими отрядами, ведшими отчаянную борьбу за землю и существование) Или же Павел имеет в виду, что лучше бы он один остался в Ветхом Завете, а весь народ перешел бы к вере в Иисуса?! Ведь от Иисуса многие отрекались – тот же Петр, к примеру. Иисус все прощает, Он понимает изменчивость и текучесть человеческой души… Только что Павел писал, что ни высоты, ни глубины и т.д. не могут лишить нас любви Бога – и национализм с отречением от Иисуса вкупе тоже нас этой любви не лишает?! Но отречение от Иисуса это и есть отречение от любви! Как можно любить народ, если не любишь человека! В общем, Павел сказанул сие сгоряча, под влиянием минуты, просто пришел в отчаяние от каменного упорства своих единоплеменников, от их косности (опять же, типичной для всех  народов и поныне). Сам же в другом месте пишет весьма хладнокровно – «от грешника после второго или третьего вразумления отвращайся». И это действительно настоящая универсальная мудрость, которой и я руководствуюсь. Иначе можно повредиться в разуме, колотясь башкой о чужие каменные лбы и сердца. Обтекай таких как валуны, они тебе не братья! Кстати, может позднее твои слова все же прорастут – самостоятельно. Требовать немедленного отклика даже и противно природе… В общем, Павел договорился до абсурда: могу отречься от Христа, лишь бы вы приняли Христа?! Или он хотел сказать: не важно имя, не важно, Мессия ли Иисус – важно помочь вам вернуть себе обетования и усыновление. Важна сама любовь, а не спор о ее главных носителях. Ведь другая крайность процветает и не приносит пользы – бесконечное формальное поклонение Иисусу нисколько не приумножает в людях любовь и мудрость; как и всякое поклонение, оно делает не сынами, а рабами…

10-24 ст – тоже ересь; прежняя, про «предопределение», только уже в ракурсе «Божественного произвола». Типа, что хочу, то и ворочу. Мысль про произвол Бога не менее абсурдна, чем предыдущая! Он сам тут выглядит как горшок для низкого употребления! Только что говорил о сыновстве и тут же: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» 21 Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой – для низкого?»! Человек не может спорить с Богом только по глупости своей – и он не должен спорить с Ним по причине любви и веры… Я тут согласен со спорившим с Павлом! Даже более скажу: предопределение уничтожает Новый Завет! Произвол уничтожает разумного Бога! Он становится Зевсом и Ваалом и ничем более! Причем, где заводится высший начальник, там обязательно заведутся начальнички и поменьше – и этот ранжир и будет заменять людям весь разум («я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак») Ведь именно ранжиры пронизывают все сферы нашей жизни – напрочь лишая ее разума и непосредственного чувства (включая сюда и искусство, и религию и даже какую-нибудь философию…) Невозможно любить и думать, что ты любишь потому, что предопределен к любви! (хотя бабы и предопределены действительно! Как и мужики предопределены к размышлению! Эти предопределения действительно есть – но не более…) Итак, Бог жалеет только желающих и милует только подвизающихся… - а Павел тут просто делает Его фараоном над фараонами, гори они все пропадом от мала до велика… Т.е. от ветхозаветности полностью даже Павел не был избавлен – что уж удивляться, что она в полный рост потом разрослась во всех «христианах»…

25-28ст -  «дело решительное совершит Господь на земле» и «только остаток спасется» - а Павел  тут дело решительное делает нерешительным, затыкает рты, претыкает мысль – и попадет ли он сам в этот самый «остаток»?! Ведь в нем будут только свободные от авторитаризма люди… «Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленной» - зачем Богу менять шило на мыло? Бог хочет кардинально иного народа – верящего в Бога без иерархий и догм; народа, в котором никого «овцой» уже не назвать! А значит и пастухи без надобности… А иначе о какой «правде» можно говорить? – ты – начальник, я – дурак… «Закрой рот, ночной горшок! Не смей думать! Бог сотворил тебя дураком, им и оставайся!»

29ст – не совсем понял… - «если бы у нас не было детей, мы бы вовсе превратились в монстров»? Только дети, новые, юные, чистые поколения дарят надежду… А в чем главное отличие детей? – в непосредственности; в независимости от иерархий… Ведь почему возникают содомы? Потому что в иерархиях нечем дышать, пропадает всякая жизнь – и ты готов потреблять даже самые грязные и поганые ее варианты, лишь бы хоть как-то напиться и насытиться…

30-33ст – верующие верят в собственную праведность – каковой на самом деле и нет! закон без веры - мертвый позвоночник, но и вера без закона – всего лишь ненадежная и бесформенная  лужа! ботва, у которой нет ствола и веток, нет структуры, нет никакого смысла… Вера – это порыв, за который еще придется расплачиваться, который погибнет, если не будет подкреплен настоящим смыслом… Просто среди верующих тогда было много простых, бедных людей – они конечно ближе к Богу, чем богачи с ходулями вымышленных правил… - но они все овцы, и пойдут на мясо, если не будет рядом мудрецов. Всякий ветер увлекает  и носит их словно волны… По сути, Павел, напирая на веру, призывает отключать разум! При том, что сам явно на него опирается… Просто раскручивает «массы» на «движуху»! А мир насквозь дуалистичен и мы в нем не летим стрелой, а опираемся на землю двумя ногами… Скучно тебе об этом говорить? Хочется полной и окончательной определенности? Ну так молчи! Окончательности и полноты все равно еще очень долго не будет! Нечего сеять иллюзии…
 
«Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна» - преткновением и соблазном в разумном и законном цивилизованном мире был Иисус, царь-бродяга, грядущий на молодом осле… Иисус был белым, а не черным анархистом – хотя и  проповедовал то, что  этот псевдоразумный  мир будет разрушен… (Что и подтвердилось на деле  - вот чудо из чудес!) Иисус был свободолюбцем, смутьяном, даже и варваром, Он принес служение Богу не в храмах, а в духе и истине… А Павел со своими запретами есть камень преткновения уже для этой свободы (но он противоречив, он еще сто раз поправится и скажет обратное тому, что в этой главе изроекает…)


10 глава

«1 Братья! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле – во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность о Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и стремясь установить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: «Исполнивший его человек жив будет им».
6 А праведность от веры так говорит: «Не говори в сердце твоем: „Кто взойдет на небо?“ То есть Христа свести.
7 Или: „Кто сойдет в бездну?“ То есть Христа из мертвых возвести».
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
11 Ибо Писание говорит: «Всякий, верующий в Него, не постыдится».
12 Здесь нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?»
17 Итак, вера – от слышания, а слышание – от Слова Божьего.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность ненародом, раздражу вас народом несмысленным».
20 А Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим обо Мне».
21 Об Израиле же говорит: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

1-4ст. – имеют ревность, т.е. веру, т.е. чувства! Т.е. ситуация перевертывается – теперь он обвиняет их уже не в отсутствии веры, а в ревности  без рассуждения!

Не разумея праведности Божией, устанавливают собственную праведность, замешанную на цивилизации и законах, но бродяга Иисус положил этому конец, ведь только Его праведность настоящая! Евреи, рассудите о бродягах и язычниках – не заметите ли вы среди них людей более праведных, сильных и восхитительных, чем вы сами, бледные немочи?! (благо крепких спиртных напитков тогда еще не было!) Максим Горький в начале пытался писать об этом… Конец закона – бродяга, который праведен не из страха перед законом, а по причине любви, наполняющей его душу…

5-8ст – не сомневайся, что можно взойти на небо или спуститься в бездну – это было с Иисусом, будет и с нами. Мы не просто исполнители скучных правил – у нас путешествие, в котором над нами небо, а под нами бездна и жизненные волны постоянно будут нас опускать и подбрасывать. Не лишай Иисуса неба и бездны, а вслед за Ним и себя… Нам мало одной лишь бабской середины! И одни ли правила сопровождают нас в нашем путешествии – можно ли его совершать без веры и оптимизма?! И можем ли мы ограничивать наш язык лишь словами закона – мы говорим и сердцам! Мы не только юристы, но и поэты…

9-11ст – и очень важно как верить сердцем в Иисуса-бродягу и Его победу над смертью, Его преображение, позволившее ему и на небо подняться и в глубины спуститься (стать не просто поэтом, но еще и философом!), так и устами исповедовать эту свою веру – однако, не метая бисера перед свиньями… Конечно,  2 тысячи лет прошло и  Иисус уже почти не воспринимается как реальный человек, и поэтому мало исповедовать имя; бесполезно исповедовать имя – надо исповедовать суть (исповедание Иисуса-человека сейчас еще более дико прозвучит! Да и бродяг достойных в городах не встретишь – это же только в старой деревенской России были настоящие странники…) Стеснялся я раньше Иисуса исповедовать? – дело скорее в том, что я Его недостаточно понимал. Да и не попадались люди, с которыми хотелось откровенничать и доверять самое дорогое… Не стыдиться ты Иисуса будешь только при полном понимании… – если же ты нахомутал на Него всякой мистики, то как не стыдиться? Мне и не нравятся бесстыдно напористые проповедники…

12-21ст – является ли Иисус нашим господином? По-моему, Он сам был против любых господ – Он был учителем и другом. Да и как может быть господином бродяга?! Т.е. слово «Господь», тысячу раз повторенное, тоже уводит от настоящего Иисуса… Вообще, где Павел реального Иисуса проповедует? Он у него уже слишком условный - «бог», «господин», «мессия»… Соответственно, и вера получается не в того, кого надо… «Вера от слышания» - только наивняки верят всему, что слышат! «Слышание от слова Божия» - что именно он тут называет «словом Божиим»?! И были ли уже тогда протоевангелия, где бы показывался реальный Иисус? Наверное, были, ведь иначе вся эта писанина Павла повисла бы в воздухе…
 
«как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?
И как проповедовать, если не уверовали, что все христиане будут посланы?» И снова: как веровать в того, о ком только слыхали, да и то в искаженных пересказах, в интерпретациях… Иисус был типичный альтернативный герой; во все века слухи о разных храбрецах, подвижниках и чудотворцах ходили в народах… Почему именно Иисус так сильно продвинулся и закрепился? Слишком литературны их прежние боги – Зевсы и Аполлоны; да и иудеи уже полностью погрузились в мертвый религиозный закон… Все равно, этих объяснений недостаточно… Иисус-бродяга стал богом для бедных – первым богом для бедных в истории! Им же были совсем уж чужды Боги богатых, - театральные, жреческие, воинственные. А этих бедняков и варваров было миллионы, они требовали прав – тогда как богачи разлагались и слабели вместе со своими богами… Сейчас уже никто так Иисуса не воспринимает – а свято место пусто не бывает, чернь постоянно ищет себе героев и звезд, авторитетов и вождей – навальные, ельцины, солженицыны, майклджексоны и прочая и прочая заполонили весь огромный  небосклон… Опять же, пугачевых и разиных, наверное, и тогда хватало – тот же Спартак вспомнился – как и чудотворцев (мнимых), но   вот чтоб богов и учителей своих заиметь! Это же была прерогатива богачей – учить и быть господами… Но без фетишизма, без рекламы своего вождя как идола тут никак было не обойтись – все по законам шоу-бизнеса, где много трескучих слов, а тихая правда не слышна… - и именно этот шоу-бизнес на Иисусе «Христе» и привел «христианство» в пасть императорам, которые всегда горазды использовать модные и популярные штучки в своих целях…

 «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» - да, как прекрасно проповедовать мир, а не войну (как все проповедуют – геополитическим войнам нет конца); и как прекрасно проповедовать настоящее благо, а не сладкий сироп (который опять же отовсюду льется в товарных количествах) И еще как прекрасно иметь здоровые ноги, способные перемещать тебя для проповеди – у меня их нет, мне завидно (хотя только ли в ногах дело? – ведь весь организм  очень быстро выходит из строя…)

Почему евреи потеряли живого Бога, как это случилось? Их жизнь распалась на материализм и религиозность – потеряла связующую душу (какая была, например, у Давида) Виновата цивилизация? – она всегда заменяет душу. До цивилизации у иудеев хоть и были проблемы, но не критичные, они даже в Вавилоне сохранились. Цивилизация много добавляет и материализму, и внешней религиозности – но душу и жизнь всегда отнимает. Иисус явился не как всемогущий бог с подробно разработанным учением, а как большая душа… И цивилизация снимает с людей необходимость стремиться к добру и уму – мол, у меня самой и того и другого сколько угодно – хотя она никогда ни смысла жизни не знает, ни справедливого общества построить не может. В общем, с определенного момента, за исключением «ортодоксов», еврейским богом – как и богом прочих народов – стала «цивилизация», некая сущность женского, а не мужского пола, каков «бог». Эта сущность обещает рай не на небе, а на земле, но ради этого рая превращает всех в подкаблучников, винтиков и манекенов… Хотя мужской «Бог» людишек тоже будь здоров придавливал и сгибал в бараний рог… Т.е. и под «Богом» жилось совсем не сладко – так что Иисус явился как луч света между этими двумя  колоссами, один из которых излишне мрачен, а второй излишне фальшив… Итак, Иисус призывает жить душой – и не заниматься умственными и физическими делами без души, без любви и вдохновения…  Цивилизация для баб, Бог для мужиков, а Иисус и душа для существ третьего рода?! Сейчас как раз хохочут, что в Германии такие появились. Но ведь средний артикль существует – разве он бы возник на ровном месте? И Иисус действительно призывает быть как дети – не как мужики или бабы. Да и идея синтеза качеств говорит о том же. Вдохновенный мужик – он очень заскорузлым не будет. И умная баба не будет цивильным мещанством вонять… Но Высоцкий разве не был мужик мужиком? Да, но он с годами стал матереть – и терять вдохновение… Молодым артистом он был еще свеж  душой… - ему повезло, что он рано в артисты попал, в каких-нибудь грузчиках он бы заматерел гораздо раньше – и гораздо раньше потерял все вдохновение (правда, о везении говорить может только наивный – у него прожидь была, а значит и блат) В общем, материя и дух пол укрепляют, а душа размывает – но только при недостатке физической и умственной работы душа тебя превращает в кисель (при избытке этих же работ ты превратишься в камень) Вдохновение – это гармония работы (тела или духа) и души (которая все время отдыхает). А гармония – это равновесие? Т.е. если ты научишься сочетать и синтезировать  работу и отдых, то вдохновение к тебе обязательно придет! Если торопишься, то каменеешь и становишься утилитарным, а если не спешишь, то обязательно благоухаешь… «Посмотрите на лилии…» - Иисус… Т.е. у мужиков и баб как таковых, у цивилизации и «традиционного религиозного общества» (каковое было, например, у древних евреев) нет ничего, кроме   утилитаризма, это жесткие конструкции с заданными свойствами (бабы как зомби! мужики как лошади и агрегаты!) И  талант, вдохновение, душевное благоухание возникает только на стыке, а этот стык по настоящему велик только в эпоху перемен обычно-то консерваторы и либералы друг с другом не сообщаются -  т.е. тогда, когда наступающая цивилизация рушит традиционализм (как было во времена Иисуса – в провинции -  или во время Возрождения) или когда наоборот наступает традиционализм, а рушится цивилизация (что происходит сейчас и происходило в позднем Риме) Это вечная война полов, мужиков и баб – и чем она интенсивнее, тем больше разрушений, с одной стороны, но больше и свободы для души, вдохновения и таланта. И тогда появляются великие цивильные писатели или великие религиозные странники (первых знают почти все, последних почти никто – только те, кто лично сталкивался - но это отнюдь не отменяет факт их существования) Россия – это глубочайшая провинция, поэтому слом традиционализма в ней происходил только в 19 веке. И поэтому же период цивилизации в ней будет самый короткий – это как с климатом: самая поздняя весна и самая ранняя осень… Гармония мужиков и баб однако порождает  отличные семьи… - и лучше иметь отличные семьи, чем талантливых одиночек?! Тем более, что в отличной семье всегда много души… Да, но если отличная семья тебе не светит – да и многим не светит, потому как сейчас время войны, перелома, движения – то почему бы тебе не быть талантливым одиночкой. Родись я в другое время или в это же время, но в сохранившихся очагах стабильности, я бы с огромным удовольствием завел бы себе большую семью и думать не думал бы ни о какой писанине или мазюкалках… (семья тем отличнее, чем в ней больше детей – в этом я убежден) Живя в городе, скопище цивилизации, я настаиваю на своем мужском начале, с одной стороны и на праве на отдых для души, с другой. Отдых будет благодатен и талантлив только при гармонии мужского и женского начал в тебе… Если бы я жил в деревне, то там мне была бы нужна либо цивилизация, либо женщина для ощущения женского начала –  и тот же отдых, конечно. В цивилизации мне женщина не очень-то нужна, потому как и так бабская цивилизация из всех щелей лезет. С бабой этого добра будет уже и вовсе невыносимый избыток – тогда как отдыха станет меньше… Баба в городах нужна только заскорузлым мужикам, которые еще недавно из деревни вылезли (остальное – это похоть, нужды члена, а не души) Другое дело, если баба умна – т.е. несет в себе и мужское начало - или очень трудолюбива – т.е. позволит и отдыхать -  но мне такие не попадались…

18-21ст – не совсем понял, о чем речь… - что именно Израиль знал, но не исполнял?! И что исполняли другие «ненароды», «несмышленыши»? «Меня нашли не искавшие меня» - блин, это переворачивает мозг и сильно удручает! Но где они нашли Бога?! Видимо, в цивилизацию открылось общение со всеми народами и вдруг обнаружилось, что евреи со всей своей Библией на деле ведут себя ничуть не лучше других! И даже хуже! И Богу другие лучше молятся – хоть и называют Его другими именами – как и детей своих… (Нынче тоже подобное нетрудно обнаружить – в тех же мусульманах, например. Хотя «несмышленость», а так же и злоба и их приводит к дурацким войнам, самоистреблению…) Я давно в писанину пророков не заглядывал – но ведь христианства там точно нет; или его совсем немного. «Забыли Бога Иегову» - вот и весь рефрен. Причем, не сильно соответствующий действительности… да я и не думаю, что либеральные евреи хуже ортодоксов… Что лучше, вода или камень? На своем месте хорошо и то, и другое – но настоящий человек должен быть чем-то большим (настоящая плоть – это камень, размягченный водой…) Еще пророки говорили про праведность, но что понимали под ней, кроме честности? (богобоязненность нужна тоже для честности) Опять же, честность замечательное качество (и именно ее евреи лишились в наибольшей степени! – парадокс), но настоящий человек… (далее по тексту) Водянистые либералы и честность – две вещи несовместные, ведь вода неопределенна… Евреи-ортодоксы громоздят из слов бесконечные  кирпичики правил - которые все не исполнить, а значит и полностью «честным» не стать -  а евреи-либералы производят словесный понос без берегов, «художественную литературу» (или устную словесность – вроде Жириновского или других краснобаев). «Меня нашли не искавшие меня» - и не знающие, что они нашли?! Как только начинаешь знать, так сразу начинаешь и гордиться. И теряешь естественность, детскость, первоначальный рай… Т.е. Павел, познакомившись со многими народами, увидел, что наивные варвары имеют много преимуществ перед учеными, но заблудившимися и уже затраханными евреями. Он увидел, что они идут на смену! Они вроде детей, будущих поколений, приходящих в мир утомленных и испорченных взрослых, которых уже не исправить…  Вот новые народы – и вот им новое учение! На смену Моисееву, которое людям не помогло… Жаль только, что Павел преподносил им Иисуса как знамя, а не как реального человека… Жаль, что он имел дело не с ближними людьми, как сам Иисус, а с целыми народами, со всем миром – при таком подходе невозможно не скатиться к формализму! Хотя это было предопределено – ведь никто не ценит ближний круг; Иисуса оценили лишь как чудотворца… - будь Павел чудотворцем, у него не было бы нужды писать послания и бегать по миру! ...Под влиянием Павла в дальнейшие тысячелетия возникали всевозможные глобалистские теории, а под влиянием Иисуса, с Его притчами и частной жизнью, возникла художественная литература (несовместимая с формализмом)… Апдайка сейчас читаю, восхищаюсь – а глобалистскими теориями я уже переболел; с неприязнью к ним отношусь, как к пустозвонству; коммунизм, социализм, демократия, сексуальная революция, религии и культуры как глобальные проекты  – все это такая чушь, такие игры самолюбия… Люди никогда не будут счастливы, пока над их головами, кроме солнца, будут еще всякие надстройки! Они все заслоняют небо! Все только обесценивают ближний круг, эту настоящую, а не иллюзорную и виртуальную реальность… И Иисуса тоже превратили в манекен и идола на постаменте. Сам крест стал дурацкой надстройкой, истинного смысла которой никто не понимает – хотя, казалось бы, это так нетрудно!

Почему взрослые выгоняются из рая? Они слишком полагаются на дела – в то время как разум приобретается ими в очевидно недостаточной степени. Разум вообще оказывается дискредитированным после того, что с ним вытворяют в «школах» и «учебных заведениях»! я в этом абсолютно убежден… Именно недостаток разума и, соответственно, избыток тупой работы, тупых дел, приводит и к оскудению чувств… А недостаток разума и сухость чувств приводят к вере в геометрию, в математику – в эти костыли, которые скоро научатся самостоятельно ходить и упразднят нас! Дела не должны быть важнее человека – а иначе они истребят его! Дела делаются для повышения качества жизни?! – но повышается лишь качество вещей, а не жизни! Жизнь – это чувства в нас, это душа – разве они связаны только с качеством вещей? Тем более, что и качество это часто фиктивное, одна яркая краска и фокусы… - людей разводят, потому что презирают… Дела делаются ради прогресса человечества?! Но это же такой абстрактный туман! Сочтут ли будущие поколения прогрессом то, что мы тут нагородили? Израсходовав все ресурсы и загадив землю отходами… (Кстати, вспомнил сейчас, что  раньше – лет 10 или 20 назад – я проповедовал именно дела! Типа, критерий истины! Как и положено взрослому…. – я и мудрости теперь ищу, как положено старику… Критерием истины является вся совокупная реальность… - т.е. у нее нет критерия, который бы можно было пощупать или увидеть воочию! Любые дела можно трактовать как угодно… - как и слова; не только слова трактуют дела, но и дела трактуют слова! А про дела одинокого человека и говорить нечего – много ли он может наделать? И сколько наошибается...) Итак, взрослые выгоняются из детского рая, потому что слишком мало ценят и даже презирают его – они стремятся самоутвердиться, не понимая еще, что их ждет смерть, что все преходяще – и что самоутверждение приводит к избыточной твердости, при том что у данного качества есть и свои недостатки…