Глава 3. 1 Добрая-добрая!

Виорэль Ломов
Елена Прекрасная
Повесть

На мне сбывается реченье старое,
Что счастье с красотой не уживается.
И.В. Гёте

Часть III
Как должно

А я не признаю реализма. Я — за магию. Да, да, за магию! Я хочу нести ее людям. Заставлю их видеть факты не такими, как они есть. Да, я говорю не правду, не то, как есть, а как должно быть в жизни. И если тем погрешила, то будь я проклята именно за этот грех — ничего не имею против…
Теннесси Уильямс

Глава 3.1 Добрая-добрая!


Осенью Елена с удостоверением о повышении квалификации на Ленфильме поступила на восьмимесячный курс по актерскому мастерству в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО). Она блестяще сдала творческий экзамен и была зачислена на первый курс института. Учеба обходилась не дешево, но тетушка взяла на себя эту «пустяковую заботу». Кольгрима лишь пару раз поморщилась, представив племянницу в амплуа субретки или инженю*, но, в конце концов, смирилась с собственным предубеждением:
______________________
* Субретка — традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах. Инженю — наивная девушка.

— Не люблю лицедейства и шутовства! В жизни шутовство — самая правдивая вещь, а на сцене — самая лживая. Ну да шут с ними! Овладей актерским искусством, оцени его, а там гляди. Думаю, ума хватит сменить нескончаемое ханжество на что-нибудь достойное. Лучше композитором быть. Сочинил песенку, изволь альбом записать и Грэмми получить! Для деток творить — вообще стопроцентный успех. Конечно, если ты мелодист и пишешь «Детский альбом», а не кошачий концерт. Песенку «В лесу родилась ёлочка» больше ста лет поют, а «Танец маленьких утят» вообще прелесть!
До начала занятий оставалось немного времени, и Кольгрима предложила племяннице поехать в Сочи. Там у нее, оказывается, была квартира в новом элитном доме, располагавшемся рядом с санаторием «Актер». Более того, жильцам дома выдавали пропуск, по которому можно было проходить на территорию санатория, пользоваться его услугами и пляжем.
— Мне загорать как-то уже и не к лицу, и без того черная карга, а тебя, бледную поганку, можно малость и подкоптить. Доконает тебя твоя учеба. Вот ведь! Когда надо жить — учишься, а как помирать придет пора — берешься учить других. А когда жить?
Погода была чудесная, то есть чудесная для безделья, поскольку в тридцатиградусную жару мозги перестают варить, так как начинают сами вариться. После семи вечера, на заходе солнца становилось немного прохладнее, и Кольгрима начинала чертыхаться, проклиная пекло, пляж, длиннющую лестницу до него, проходящие вдоль берега поезда, под утро особенно громыхающие, медуз и вообще всё, что вспоминала. Ругалась, впрочем, беззлобно, лишь бы отвести душу. Наполнив атмосферу мелодичными трелями, тетушка смолкала, и они сидели в лоджии, любуясь морем в заходящих лучах солнца.
Третий день догорает, как они в Сочи. Казалось бы, в новом месте свежие чувства — успевай переварить их. Но Елена, совсем не по-девичьи отстраненно поглядывая на южные красоты, не запускала их дальше глаз. Из новых впечатлений она выделила одно: у беспризорных кошек, выглядывающих из кустов, глаза вдруг вспыхивали на солнце, как иконы, и эти вспышки завораживали ее. Лена шла и больше смотрела на кусты, чем по сторонам. Она сказала об этом тетушке, но та пропустила мимо ушей:
— Не хватало мне кошек разглядывать!
Вот и сейчас небо у горизонта, и немногие облачка вспыхнули розоватым цветом, точно зацвела небесная сирень. И так же неожиданно, через четверть часа, сирень исчезла с серого, стремительно темнеющего небосвода. Небесная красота погасла. «Может, она была только в моем воображении? — думала Елена. — Что же она так кратка, была — и нет? Словно кошка глянула из кустов. Если быть поглощенной собственной болью или обидой, ее можно вообще не заметить? Видимо, люди, не замечающие красоты, просто больны? И что, так всегда: на смену красоте приходит серость, а затем темнота?» Вопросы, вопросы, вопросы…
Похоже, и тетушка плавала в мыслях.
— Смотрю я на этот прелестный вид, — подала голос Кольгрима, — и думаю. Что же это получается?.. Хотя ты меня вряд ли поймешь…
— Ну да, дурочка…
— Не дурочка. Мало жила. А думаю вот что: прошлого нет. На что ни взгляну, вижу одну поверхность. Взгляд не проникает вовнутрь, где прошлое предмета. Маму — какой помнишь? Какой она была пять, десять, пятнадцать лет назад? Нет, какой ты ее видела перед поездкой сюда. А той, прежней, словно и не существовало. Правда, страшно жить без прошлого?
Лена пожала плечами.
— Да что я у тебя спрашиваю? Какое у тебя прошлое? Ты вон селфи не делаешь.
— А зачем?
— Вот. В тебе нет еще страха. А все как с ума сошли. От страха, что навсегда исчезнут, щелкают себя. Сами себя — мерзость какая!.. Как же сейчас хорошо в Финляндии! Прохладно, ягоды, грибы, зайчики на дороге, уточки на озере…
— Так поедем.
— Я там дом продала, и вообще, дура была! — буркнула недовольно Кольгрима. — Ладно, проехали. Пошли в «Хуторок», ударим по шашлычку!
— Перед сном? Ты же завязала, тетя!
— Как завязала, так и развяжу. Пошли!
Тетушка и племянница спустились на площадку санатория, миновали самозабвенно играющих во что-то под руководством группы аниматоров, истошно орущих детей и по бамбуковой аллейке углубились в кафе «Хуторок». Обе заказали шашлык из рыбы и печеные овощи на углях. Тетушка изучила меню, щелкнула пальцами:
— Ничего нового. Это хорошо. Вино, голубчик, классику: Абрау-Дюрсо!
— Вам два бокала?
— Сударь, для двух народных артисток два бокала? — возмутилась Кольгрима. — Полноте! Бутылочку. Да не одну! Но не сразу. Посмотрим, как вечер пойдет. Цыгане есть?
— Оборзела бабка! — громко шепнул официант коллеге. — Цыган ей подавай!
— Что-то я подобрела, — сказала Кольгрима, услышав эту реплику. — Раньше он у меня весь вечер бы чечетку бил на столе. Это всё от тебя. Чересчур добрая ты. Рядом с добрым человеком даже ведьма становится добрее.
Через пять минут официант принес вино и направился к мангалу. Кольгрима остановила его:
— Позволь, сударь, что же ты, и обслуживаешь, и готовишь блюда? И швец, и жнец, и на дуде игрец?
— На дуде не играю, — сказал сударь. — На дудуке могу.
— Похож. Похож на Змея Горыныча. Кстати, мой родственник. Расторопный был малый, о трех головах. Как-то одна башка повела его прямо, вторая направо, а третья налево. Разорвало беднягу. Что смотришь, думаешь — бабушка того? В псковских летописях шестнадцатого века о том почитай. Ступай! Помнишь, Елена, в Париже… — тут ее взгляд упал на нового посетителя. — Слушай, не твой ли это сибирский знакомый? Вылитый Моди!
Елена с замиранием сердца скосила глаза. «По новой?!» То был Алексей! Девушка кивнула.
— Точно описала. Алексей! — воскликнула Кольгрима. — Иди сюда!
Молодой человек вздрогнул, глянул на веселую старушку и подошел к ним. Он молча уставился на Елену. Девушка встала и поцеловала его в щечку.
— Господину то же самое! — крикнула Кольгрима. — Садись, Леша! — и вдруг заголосила: — Алексей, Алешенька, сынок!
Алексей засмеялся и сел.
— Вы, наверное, тетушка Лены?
— Конечно, тетушка! Похожа?
Алексей рассказал, что оказался здесь в связи с фотовыставкой, организованной в «Актере».
— Тематика близкая моим фотоработам: «Женщина на грани срыва».
— Тетушка, это ты устроила? — спросила Лена, когда молодой человек на минуту отлучился.
— Я же добрая!
Прошел час, на столе стояли пять пустых бутылок Абрау-Дюрсо. Их Кольгрима не разрешила убирать. Она покрылась непонятно откуда взявшимся цветастым платком и величаво прохаживалась возле столика. Вокруг нее кружилась Елена и блеющим голосом причитала — как приживалка вокруг Нонны Мордюковой в фильме «Женитьба Бальзаминова»:
— Добрая-добрая! Добрая-добрая!
Алексей стучал ножом по бутылкам и тоже орал:
— Добрая-добрая! Добрая-добрая!
— Точно народные! — сказал официант коллеге. — Сейчас на стол полезут!


Рисунок из Интернета
https://pp.vk.me/c620919/u4390182/video/y_b5a40610.jpg