Иоанн Грозный

Сергей Анкудинов
ПРАВДА ИОАННА ГРОЗНОГО


     Стереотип, сложившийся в школьные годы о русском царе, Иоанне Грозном, показывает нам человека жестокого, немилосердного и взбалмошного. Обязательный сопутствующий критерий в оценке первого русского самодержца и царя – опричнина. Другой критерий – многоженство. Историки рисовали портрет Ивана Грозного в основном черными красками. Но мы попробуем просветлить этот образ, потому как при всех его недостатках он явно не заслуживает множества темных тонов.
     И действительно. Прочитав небольшую книгу, составленную Манягиным В. Г. «Правда Иоанна Грозного», соприкоснувшись непосредственно с первоисточниками; моё воображение нарисовало совершенно иной образ Иоанна Грозного.
     Опричнина, многоженство, загадочные их (жен)смерти и все те недостатки, которые присущи были, пожалуй, всем правителям, уходят на второй план; они растворяются и исчезают, когда перед нами предстает Великий муж, самодержец, управитель княжества Московского, царь Иоанн Васильевич Грозный – сохранитель и собиратель земли русской. История свидетельствует, что за время царствования Грозного им были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайская Орда и Пятигорье
(Северный Кавказ).
     Опричнина является самым темным пятном в царствование Ивана Грозного. Что же побудило царя пойти на столь жесткие меры в отношении своих как близких, так и дальних соотечественников; народа совершенно разночинного – от думских бояр до холопов самого низшего ранга? К этому, на мой взгляд, его подвигла внутренняя неустроенность и озлобленность, закравшаяся в его нутро с раннего возраста. Когда после неожиданной кончины его отца, Великого князя Василия, он остался сиротой. Сиротой неприкаянной и обижаемой всё теми же боярами и всеми тем, кто не взлюбил его сызмальства, быть может, уже предвидя в этом строптивом и гордом мальчишке правителя беспощадного и жесткого. Вот что он пишет в своем послании к князю Андрею Курбскому: “…Сколько напастей я от вас перенес, сколько оскорблений, сколько обид и упреков. И за что? В чём была вина моя перед вами с самого начала? Кого и чем я оскорбил? Сколько было мне от вас бед – не исписать”.
     Другой причиной, послужившей к принятию крутых мер явилось элементарное боярское неповиновение. Расшатывание прежних устоев, кои крепко сохранялись при его отце, Великом князе Василии. И теперь, по его смерти, наступило время безвластия. Управление государством взяла на себя Боярская дума. Но при отсутствии единоначалия и жёсткой руки всё их правление постепенно превращалось в смуту, грабеж и анархию.
     “Было мне в это время восемь лет; подданные наши достигли осуществления своих
желаний – получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали,
бросились добывать богатство и славу и напали при этом друг на друга. И чего только они не делали! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили. Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них… Казну матери перенесли
в большую казну и при этом неистово пихали её ногами и кололи палками, а остальное
разделили между собой…”
     Но, думается, не личная месть Ивана Грозного к своим утеснителям и обидчикам
заставили его взяться за кнут, а именно сохранение миропорядка и человеческого сосуществования в государстве. А также и сохранение самого государства в целостности
и непоколебимости. А предпосылок, как мы убедились из описаний тех событий, было
более чем предостаточно.
     Характерно, что когда повзрослевший царь, крепко взял власть в свои руки, многим
это не понравилось, и они бежали в земли чужестранные. Но царь в таких случаях был непреклонен. Изменников и воров он ненавидел и казнил. Для него двойных стандартов не существовало. Или абсолютно-исключительное служение царю и Отечеству, или
опала и вечное изгнание. Не случайно многие бросились в бега. В числе первых Андрей Курбский, бывший и самый ближний сподвижник царя. В последствии изменническая и продажная суть Курбского полностью подтвердилась*.
     Категорически не согласен с версией о том, что Иоанн Грозный после болезни 1553года стал патологически бояться своей смерти. И якобы в силу этой причины стал крушить «врагов» налево и направо. Не может человек, горячо верящий в Бога, страстный молитвенник и радетель Божий (А Иоанн был именно таким)бояться смерти. Может быть, он мог бояться покушения на его жизнь т.е. боятся самого покушения, но никак не смерти. Хотя как сказать. С чисто человеческой точки зрения его можно понять; и ему было чего бояться. Наверное, немало было таких, кто желал бы его смерти и кого ему стоило бояться. К тому же были и явные предпосылки и провокации по этому поводу. “Как пленника, посадив в судно, взяли с малым числом людей сквозь безбожную и невернейшую землю. Если бы рука Всевышнего не защитила меня, наверняка бы я жизни лишился. Вот каково доброжелательство тех людей*, про которых ты говоришь, что они душу за нас полагают, хотят выдать нас иноплеменникам”.
   К тому же первую жену царя Ивана Анастасию отравили. Сын царицы Анастасии Романовны  утонул в возрасте девяти месяцев при невыясненных обстоятельствах. Как после таких трагических событий не убоятся и за свою жизнь.
     После взятия Казани между царем Иоанном и некоторыми военноначальниками,
близкими к Избранной Раде* возник спор. Последние убеждали царя остаться в разоренной Казани на всю зиму – вдали от Москвы, жены и только что родившегося сына. Когда Иоанн настоял на своём и вернулся в столицу, то неожиданно тяжело заболел. Во
время его болезни была предпринята попытка государственного переворота  с целью
возведения на престол князя Владимира Старицкого.
     Иоанна Грозного и по сей день политики, историки, писатели и публицисты
обвиняют в неисчислимых безвинных жертвах. Но при более близком рассмотрении этого вопроса на поверку выходит, что за все правление (царствовал с 1538 по 1584 год)
Грозного было казнено около пяти тысяч человек, включая уголовные элементы.
Тогда как в том же 16 веке во Франции всего за три дня католики без суда и следствия
уничтожили более тридцати тысяч протестантов, в том числе стариков, женщин и детей –
только за их религиозные убеждения. В Англии за бродяжничество за первую половину
шестнадцатого века были повешены более 70 тысяч человек. Вот это тот случай, про который говорят, что соринку в чужом глазу замечают, а в своем сучец не видят.
     В образе и действиях Ивана Грозного мне импонирует то, что он не был словоблудом и пафосником. Его речь строга, проста и деловита. Конечно же! Нашим нынешним низкопадшим правителям он не чета. Да уж! Он-то не пресмыкался и не продажничал.
Не отдавал тайно другим государствам земель нажитых и политых русской кровью.  А изменников, воров и предателей обличал как есть – беспощадно и сурово. За словом в карман не лез. Любимое назидательное и часто употребляемое слово в адрес людей непотребных было – собака.  Из послания к князю Курбскому: “Писал ты свое письмо, выступая как бы судьей или учителем, но ты не имеешь на это права, ибо повелеваешь с угрозами. Как все это напоминает коварство дьявола. Он ведь то заманивает и ласкает, то гордится и пугает, так и ты: то, впадая в безмерную гордость, ты воображаешь себя правителем и пишешь обвинения против нас, то притворяешься беднейшим и скудоумнейшим рабом. Как и другие бежавшие от нас ты написал свое письмо собачьим неподобающим образом – в исступлении ума, в неистовстве, по-изменнически и по-собачьи, как подобает одержимому бесом”. “…Но ты не найдешь (в бегах) себе там утешенья, ибо там только каждый о себе заботится: «Кто избавит тебя от насилий со

     *Андрей Михайлович Курбский (1528-1583), военноначальник, член Избранной рады, после предварительного сговора с польским королем перешел во время боевых действий на сторону противника, т.к. был замешан в сговоре против царя. Происходил из рода
князей Ярославских и в посланиях неоднократно называл себя «Ярославским владыкой».
Считал, что имеет больше прав на трон, чем Иоанн Грозный.

стороны обидчиков, если даже сироты и вдовы не находят правого суда?» – ибо вы враги христианства”.
     Употребление твёрдого ироничного стиля к оппонентам очень характерно для Царя
Иоанна Грозного. Вот как он пишет к другому своему оппоненту и визави.
     Из послания почетному дворянину Великого княжества Литовского, князю
Александру Ивановичу Полубенскому, дудке, вице-регенту бродячей Литовской земли и
разогнанного ливонского рыцарства, старосте Волемерскому, шуту. “А пишешь, что ты Палемонова рода, так ведь ты полоумова рода, потому что завладел государством, а удержать его под своей властью не сумел, сам попал в холопы к чужому роду. А что ты называешься вице-регентом земли Ливонской, правителем рыцарства вольного, так это рыцарство бродячее, разбрелось оно по многим землям, а не вольное. А ты вице-регент и правитель над висельниками: те, кто из Литвы от виселицы сбежал, вот кто твои рыцари!
А гетманство твоё над кем? С тобой ни одного доброго человека из Литвы нет, а все мятежники, воры да разбойники…”
     Из этих посланий видим, как горделиво, прочно и уверенно стоял у власти Святой Руси
Иоанн Грозный. И как он ненавидел и презирал этих изменников и бегунов, кичащихся
якобы своим высоким положением; удачным наместничеством и благоустройством.
Но чужбина есть чужбина. И в ней все ненадежно, шатко, что управлением и полноценной жизнью это навряд ли назовешь.
     Как известно, Иоанна Грозного личные враги и недоброжелатели, то же князь Курбский, уличали, как бы сейчас сказали, в неадекватности, или помешательстве. Но
я думаю, что и это не так. Потому что такой бы человек на его месте затворился, притих и молчаливо сосуществовал. Но Иоанн Грозный об этом открыто, скорбно и величественно говорит, вступая в бесскомпромисную полемику с Курбским. “Писал ты, что я растлен
разумом, как не встретишь и у неверных. Я же ставлю тебя самого судьею между мной и тобой: вы ли растлены разумом или я, который хотел над вами господствовать, а вы не хотели быть под моею властью, и я за то разгневался на вас. Или растлены вы, которые не только не захотели повиноваться мне и слушать меня, но и сами мною владели,
захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был
государь, а на деле ничем не владел. Сколько напастей я от вас перенес, сколько оскорблений и упреков. И за что? В чем была моя вина перед вами с самого начала? Кого и чем я оскорбил?..”
     Творческие люди склонны рассматривать личность Иоанна Грозного как талантливого литератора 16-го века. Он преуспел в жанре эпистолярном и молитвословии. Сам сочинил многие молитвы, стихиры, литии и кондаки. Судя по тому, как точно, вразумительно и объективно вставлял в свои тексты высказывания апостолов, пророков и других персонажей Святого Писания – прекрасно его не только знал, но и толковал.

*Избранная Рада, подменив собой Боярскую Думу, Законодательно ограничила
власть царя: лишила его права жаловать боярский сан, присвоив это право себе.






     В последнее время все чаще и чаще у нас на слуху такие имена, как Иоанн Васильевич Грозный и Иосиф Виссарионович Сталин. Случайно это или нет? Думаю, что нет.
Лично для меня ответ на этот вопрос однозначен и прост. Народ устал жить в нищете,
хаосе, бардаке и правовом беспределе. Нет стабильности, нет уверенности в завтрашнем дне. А значит, и нет у нас жизни полноценной, порядочной и благочестивой. И вот в таком состоянии мы живем уже более двадцати лет. И выхода из сложившейся ситуации пока не видно. И, надо сказать, у нас не все измеряется деньгами. Мне, например, не заткнут рот большой зарплатой и другими подачками, когда я вижу, что Дальний Восток отдают на откуп и заселение китайцам. Когда уже отданы (причем тайно) острова Большой Уссурийский и Тарабаров. Проведена демаркация нашей государственной границы в пользу других государств. Меня, признаться, такая политика коробит и возмущает. Тут поневоле вспомнишь и захочешь, чтоб к управлению нашим  истерзанным государством побыстрее пришел или “Иоанн Васильевич Грозный”, или “Иосиф Виссарионович Сталин”.

Литература: Царская правда/ Иоанн Грозный; составл. В.Г. Манягина. 320 с. – (Завещание
Иоанна Грозного).





СЕРГЕЙ АНКУДИНОВ