был у красной черты. Порог слышимости

Геннадий Башкиров
2 часть умопомрачительной истории.

Слабонервные! Тишина не пугает? Выключить устройство! Идите ловить оранжевого слоника!

Территория "год за три".


ПТУ именовалось колледжем. Колледж в дурдоме. ПТУ обучало инвалидов работе на сложном оборудовании и технике создания мелкой сувенирной продукции. В учебном корпусе все "накручивали" часы: всё ученье можно было свести годам к полутора.

Был предмет "русский язык" для тех, кто не смог освоить его. Нет, не в школе. Просто: не смог освоить. Был предмет "история": для оценки "5" надо было знать, в каком году случилась революция семнадцатого года и кончилась ВОВ. Знающие давали развёрнутый ответ. А я, вообще, молчал: в ступоре от понимания увиденного. И, как мог, осваивал язык глухих. Одна преподаватель-сурдопереводчик предложила обучить меня этой науке. Я видел единственный, в своём роде, учебник жестового языка: большая, толстая, крупноформатная книжка. Мог был сильным.

Я помогал разным людям освоить программу "Adobe Photoshop". Ну, и, по мелочи... Один из преподавателей научил меня собирать компьютер. Минут за пятнадцать он рассказал теорию и показал необходимые детали. Я всё понял минут за пять. Сборка компьютера из комплектующих, как предмет непознанного, перестал для меня существовать.

Позже я спросил компьютерщика, чем он зарабатывает на жизнь. Он ответил, что космическая отрасль, в которой он служил стране инженером-проектировщиком сложных систем управления, уже никому не нужна, поэтому сейчас, в настоящий момент, приходит сюда, в этот... в это учебное заведение, и работа эта — временная. Он сказал, что если что-нибудь в стране изменится, то он вернётся туда, где ему нравится. И поинтересовался, не хочу ли я знать принцип действия напольного ксерокса. Конечно, хочу!

Ещё один преподаватель, художник, профессионально "косил" под глухого. Я даже начал было говорить с ним жестами, для меня — самыми простыми: "здравствуйте Вам", "хорошее утро", "пжлст, откройте дверь". Через две недели я "раскусил" его обман по лексике; кроме этого, он не использовал язык жестов "на больших скоростях": я ни разу не видел, чтобы слабослышащие сказали "я слышал". Они терпеливо ждали, пока говорящий с ними покажет слово "по слогам". Один глухой мне сказал, что художник — дурак. Другой глухой сказал мне, что он мне завидует. Завидует тому, что я — слышу.

В мире обычных людей мало найдётся тех, кто умеет слушать. Инвалиды с полной и частичной потерей слуха живо реагировали, раскрывая таланты. Другое дело, что в обычном мире они нахрен никому не нужны даже с их талантами. Я выучил их язык, базовый уровень. Сейчас (в 2017) помню несколько движений.

Язык глухонемых удобен тем, что можно "слушать" людей на расстоянии взгляда. Я научился читать по губам, и тренировался в автобусе: в электричке народ почему-то молчит, глядя перед собой. Как меня "достали" соленья-варенья, кофточки, тряпки-шмотки и "размер ноги её племянницы"! Я ездил в автобусе каждое утро и смотрел в окно, слыша в свой адрес, что, дескать, "этот жлоб голову отвернул, потому что мне места уступать не хочет, гнида!" Я в таких случаях "косил" под глухого: автобус всё равно шёл в "дурку".

Неоднократно слышал я музыку, которую слушали глухие (слабослышащие). Даже человеку, которому медведь на ухо наступил, музыка для глухих покажется хаотическим набором нот. Глухие слушают вибрации. И кайфуют от процесса.

Я уже знал немного их язык, и услышал, что они чувствуют любимую композицию, — стёкла дрожали. Зайдя на минуточку, а на большее время меня и не хватило, сказал: "Извините, здравствуйте все, я войти услышать музыка." Мне кивнули, у всех были счастливые лица: все собравшиеся были "где-то далеко", на волнах вибраций (лично мне "сносящих" мозг). Кроме подобия вальса, я увидел музыкальный центр "Sony", напольные колонки, которые чуть подпрыгивали на месте. Или мне показалось. Порог акустического дискомфорта был метрах в 15. Зато я ощутил музыку.

"Бумц-бумц" с супербасом из окна "копейки" — это детский лепет.

Встретил я ещё одного человека из "внешнего мира", из того мира, откуда я сам. Если быть точным, меня "втащили за руку" в аудиторию с тем, чтобы представить. Этот человек задал вопрос, слегка меня удививший: "А Вы-то здесь что делаете?!" И глаза распахнутые.

Человек-филолог.

Я учился в этом колледже. И некоторое время работал (на компьютерах). Как бы.

Мне зарплату выдавали (в сберкассе). Как бы.

Предлагали мне в этом колледже 200 долларов "чистыми" на руки: за такие деньжищи я бы должен был "стучать". Вы себе не представляете, как далеко я послал руководство ПТУ, когда оно лишь заикнулось об этом. Мысленно послал. Мой предшественник, к примеру, идя по коридору и целеустремлённо глядя вдаль, проходя мимо меня, обронил: "Не люблю я эту стукаческую работу!" Ровно через месяц после первого отказа производить этот процесс, мой предшественник уволился. Он — силач-"гантелевед": когда в коридоре не было инвалидов-ДЦП, он мне показывал "уголок" с распором на чуть согнутые в локтях руки, которыми он упирался в дверной проём.

Я проходил через это: и меня пытались завербовать в "дятлы". Неявная методика подчинения в ситуации, кажущейся безвыходной. Создание подобных ситуаций с помощью административного ресурса. Через месяц после получения "чистого" предложения я уволился. "Технология" была блестяще отработана. Слабых духом в стукачей превращали на раз: обычные "шахматы".

Однажды, зимой, я решил проветрить помещение: ну, не нравился мне запах гнилой капусты. Распахнул настежь окно в "личном кабинете". В процессе работы я о нём как-то забыл. Вечер. Я и дверь закрыл в серверную (сервер так никто и не запустил в работу: провода торчали, да кабели валялись мотками), и свет потушил посредством электрощита... После 18.00 уезжали сотрудники, кто куда. Мимо лайки, утверждая, что не боятся, — большой толпой (подробнее об этом — в седьмой части). На следующее утро выяснилось, что я выморозил... Не выстудил, а, именно, выморозил... Весь этаж. И лестницу.

Весной я залез "куда не положено". Увидел кучу разных документов, в документах значились разные цифры. Вся кипа лежала ворохом на пыльном стеллаже. В документах было сказано, что было закуплено некое оборудование по ценам, несколько отличавшимся от рыночных. А цены я знал. Ещё мне довелось увидеть учебный план: в нём была даже философия! Кант, Гегель, и прочие. Ближе к лету я "гавкался" с "хромыми на голову" элементами администрации. Летом был "Мерседес" с подсчётом ворон.


13 сентября 2017 года — 7 ноября 2017 года.