Круто ли в малом предпринимательстве?

Скойбеда Мария
Где заработать достойные деньги? Вы задумываетесь о том, сколько вы реально стоите на рынке труда? 10,15 тысяч, может 100?

Я часто слышала от знакомых: «Я за оклад 10 + KPI пальцем не пошевелю». Что по итогу? Я нахожу этих людей либо в сетевом, либо в малом бизнесе, либо уже набивающие свой KPI.

Тут меня подмыло написать статью о малом предпринимательстве, потому что мне довелось побывать в этом анальном канале и извлечь очень важные уроки этой среды обитания.

Какое наслаждение говорить: «Я владелец бизнеса, у меня свой проект». Именно ради этих слов большинство лезет в эту телегу, точнее, запрягают себя в нее.

Из каких частей строится эта штука «малое. пр»? Первая часть - идея, подбора ниши. Когда я открывала проект, думала так: «Я сейчас откроюсь и все мои знакомые придут и будут весело проводит у меня время». Но, все совершенно не так. Знакомые говорят: «О как крута! Я к тебе приду, наверно, когда-нибудь, через год, а может два». Конечно, без поддержки вы не останетесь, человек 10 из 100 точно придут.

Дальше — больнее. Инвестиции! Либо кредит, либо свои, либо инвестора. Инвестор в «малое.пр» вкладываться вряд ли станет. Кровных может не хватить, а вот кредит могут не дать. Расслабьтесь и не забывайте, что в России кризис. Банки про кредитуют вас по самые помидоры. Бизнес откроете и на Мальдивы слетаете.

Следующий этап: открытие, когда вы соединяете первое и второе, и понимаете, что это «****ец». Все не так радужно, как вы себе представляли, что вы вышли из запланированного бюджет на 10 %, и еще надо вложить 30, чтобы хоть как-то стало похоже на идеальную картинку. При просчете бизнес-плана не забывайте учитывать погрешности в 20%-40%. Почему они возникают? Потому, что на каждом этапе другие люди хотят с вас содрать копеечку. Они видят, что вы занимаетесь делом, а значит, у вас есть бабки.

Становление. Самый поганый период, когда реально задумываешься, что лучше оклад 10+KPI, чем этот ад. За все в ответе вы. Мозг еще не перестроился на предпринимательское мышление и вы каждый день хотите закрыться. Инвестиции не возвращаются, аренда и реклама сжирают бюджет, а тут еще звонят со всяких контор и говорят: «купи, купи, купи». А вы думаете о том, как бы собственные бабки вернуть.

Все становится хорошо когда клиенты приходят, и инвестиции начинают окупаться. Но это не сразу. Выигрывают те, кто умеет ждать. У меня стольких знакомых закрылось в первый месяц открытия бизнеса.

Вывод: идти путем «малого пр.» это работа исключительно на свои амбиции, вдыхая ароматы тех самых задних каналов. Вас все хотят поиметь, от государства до команды (если он не добросовестная и поджимая хвост убегает при первой сложности). Знаете плох «малый пр.»? В иллюзии независимости. Вы не имеете права на отпуск, на больничный, декрет или выходные. У вас нет постоянного дохода. Зато у вас нет потолка и есть шанс стать корпорацией. Включайте мозги, снимайте розовые очки и думайте ясно. Надеюсь, что у вас все получится.
 
Спасибо за прочтение.