Ургенч - историческая память

Феликс Цыганенко
Из летописи защитников древнего Хорезма

Чингисхан и штурм Ургенча

   Середина 70-х годов минувшего столетия. Теплоход «Ургенч» передан из Азовского морского пароходства в Мурманск. Непонятен  был первоисточник наименования рудовоза?  В чём его суть, подоплека? Ургенч – ведь древний город и бывшая столица Великого Хорезма! А причём здесь Заполярье?! Особенно Мурманск, где Северное сияние красит небосклон, а полярная ночь провожает полярный день! Итак, до следующего оборота оси Земли… 
   -  А ведь мы были совершенно равнодушны к названию судна.  «Ургенч»… так «Ургенч».  Мало ли  в торговом флоте судов с неизвестными нам именами и названиями? -  смущённо признался матрос Дима Кудрявцев.

   Однако, название судна отражало историческую память веков о защите  Древнего Хорезма от вероломного нашествия полчищ Чингисхана. Оборона Ургенча в XIII веке напоминала мужество северян по защите Мурманска от немецких захватчиков. Первый помощник капитана Игорь Чистяков предложил морякам прочитать по этому поводу повесть историка и писателя Василия Григорьевича Яна – «На крыльях мужества»…

   На переходе в Дудинку Чистяков пригласил свободных членов экипажа в красный уголок на беседу об истории Древнего Хорезма и его столицы «Ургенч».  Отвечая на вопросы заинтересованных моряков, первый помощник капитана рассказал много интересного о древнем городе и его героических защитниках:

   - Многолюдный город-крепость Ургенч всполошился, узнав, что на него надвигаются отряды монголов. Тысячи ремесленников стали собираться на площадях, обсуждая, что делать, как выдержать борьбу с наступающим врагом? Станут ли они драться с прославленными воинами рыжебородого завоевателя Чингисхана? У монголов было страшное оружие – горшки с зажигательной жидкостью, они швыряли их со стен крепости в дома и тогда деревянные части вспыхивали как солома.  Даже ургенчские женщины поднялись все, как одна, на защиту своих жилищ: они тушил пожары, рубились мечами, поражали стрелами, укрывали раненых, и злобные хищники ничего не могли с ними поделать:

                Когда джигиты-молодцы
                Идут на смертный бой,
                Враги бегут во все концы
                От песни боевой

   Шли дни, шли недели и месяцы, монголы продолжали нападать на Ургенч, карабкаясь на стены, а защитники так же упорно и мужественно сбивали и отбрасывали их. Прошло полгода, а город  оставался столь же неприступным!  Многие кварталы продолжали отчаянно защищаться,  и монголам приходилось завоевывать улицу за улицей, неся огромные потери. Жители Ургенча проявляли изумительное мужество и беззаветную самоотверженность.

   Прошло семь месяцев осады. Уже большая часть города была разрушена, когда монголы решили, что огонь действует слишком медленно. По указанию Чингисхана они разрушили главную плотину великого канала Джейхуна. Вода широко и бурно разлилась и затопила весь Ургенч! Так нашла свой конец древняя, прекрасная и многолюдная столица Великого Хорезма. В памяти защитников остался Султан Джелаль-эл-Дин, младший сын Хорезм-шаха Мухаммеда, который ободрял павших духом…

   Откровенно говоря, после встречи помполита с членами экипажа в красном уголке,  у многих слушателей «открылись глаза» на историю «Ургенча». Отношение к названию судна явно изменилось.  Слово Ургенч стало воплощением патриотизма и мужества далёких предков, защитников  родной земли. В XIII веке – от нашествия монгольской орды в Древнем Хорезме, а в середине XX – современных  «чингисханов» и батыев» - гитлеровских полчищ, вторгшихся  в нашу страну.

   …В биографию судна внёс свои страницы и героический моряк в годы войны 1941-1945 годов, капитан «Ургенча» Борис Михайлович Хирхасов.  Капитан-пенсионер,  проживавший в Ленинграде, приезжал в Мурманское морское пароходство в семидесятые годы на подмены во время арктической навигации. Так много хороших искренних слов хочется сказать в адрес этого исключительно доброго, мудрого и скромного труженика моря, отдавшего флоту более полувека. Старый мудрый капитан, так много переживший в жизни сам, в каждом моряке видел, прежде всего, живого человека, а уж потом – механика, матроса или электрика.

   Никогда нам, группе моряков «Ургенча», не доводилось слышать более откровенного и душевного рассказа о моряках-партизанах! Как  от прославленного капитана торгового флота, Бориса Михайловича Хирхасова:
- К началу войны мне довелось работать в Балтийском морском пароходстве. Да, мы были молоды и не хотели умирать! Будучи в окружении врага не могли сдаться в плен и не потому, что хотели геройски погибнуть. Немцы, как известно, партизан в плен не брали. Потому теряли людей, но пробивались!..

   Если молодой султан Джелаль-эд-Дин, сын Хорезм-шаха, с джигитами мужественно защищал Ургенч от нашествия орды Чингисхана, то Борис Хирхасов  с  моряками пароходства защищал подступы к Ленинграду.
- Наиболее памятными из тех военных дней для меня остались суровые дни августа-ноября 1941 года. В середине августа в пароходстве были сформированы два партизанских отряда общей численностью сто человек, - рассказывал Борис Михайлович,  -  я был назначен командиром одного из них. Моряки, инженеры, портовые рабочие - вот состав этих отрядов. Костяк формирования отрядов - добровольцы, они записывались, чуть ли не целыми экипажами…

   С 1942 года  Хирхасов  -   участник полярных конвоев,  ходил из Англии в Мурманск. В июне 1942 года капитан  Хирхасов возглавлял эшелон откомандированных в Архангельск для работы в Северном морском пароходстве, сто пятьдесят балтийских моряков. А уже в  1943 году стало известно о подвиге экипажа парохода "Андре Марти", которым командовал Борис Хирхасов.  Судно было атаковано в Баренцовом море четырьмя вражескими бомбардировщиками, которые сбросили двенадцать бомб и обстреляли пароход из пулеметов. Благодаря умелому маневрированию, ни одна из бомб не попала в цель. Команда "Андре Марти" самоотверженно отражала атаки противника и сбила один самолет, а другой повредила. Судно благополучно прибыло в советский порт и доставило ценный груз к месту назначения.

                Нелегкой походкой матросской
                Иду я навстречу врагам.
                А после, с победой геройской,
                К скалистым вернусь берегам

   За подвиги на земле и на море Борис Михайлович Хирхасов награжден  орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I-ой  степени…

   1974 год. Закончилась арктическая навигация. С большим сожалением моряки рудовоза "Ургенч" провожали Бориса Михайловича домой, когда он возвращался в Ленинград. С грустью смотрели моряки на сутуловатую фигуру, но высокого роста бывалого капитана, спускавшегося по трапу. Борис Михайлович был ярким примером бескорыстных человеческих отношений и лучших морских традиций…