Зов площадей. Предисловие

Леонид Бликштейн
Зов площадей: рынок, идеи и политика в Западной Европе 1763-1830.

Предлагаемая вниманию читателей работа представляет собой первый черновой набросок книги, применяющей метод контекстного анализа к изучению развития европейских обществ в эпоху громадных социальных, политических и культурных перемен, связанных с кризисом Старого порядка, Французской революцией и Наполеоновскими войнами. В основном наше внимание будет сосредоточено на Франции, Германии ( и прежде всего немецкой классической философии, а также радикальном переустройстве политической системы в Пруссии под влиянием поражения в войне с Наполеоном в 1806 г.)и в меньшей степени Англии.

Эта эпоха подготовила последующий драматический рост капиталистического рынка и военно бюрократического государственного аппарата. Первым образцом такого нового, рационализированного аппаратного государственного механизма была созданная Наполеоном империя. Промышленная революция началась в Англии середины 18 века, а без рыночной революции 18 века, центром которой была Франция нельзя по настоящему понять следующую за ней политическую революцию конца 18 века, ведь рост революционности, богатства и влияния третьего сословия был связан именно с рыночной революцией.

Эта эпоха с типичным для нее (и прежде всего внутри немецкого романтизма и преромантизма) подчеркиванием уникальности и самостоятельного значении особенного (по сравнению с общим и отдельным)то есть индивидуальной и коллективной личности (и в этой связи критика Гердером и др. универсализма Просвещения)заложила основу для внутреннего слома традиционных обществ, углубления конфликта между общим и отдельным (критика Эдмундом Берком абстрактных принципов Французской революции), идейного утверждения консерватизма и традиционализма (Де Местр, Бональд,) и историзма (Савиньи,Шатобриан, а в литературе например Вальтер Скотт)и взлета радикального национализма в Германии (Фихте, Арндт, Ян), который в первой половине 19 века был еще отчасти левым, а затем, после революции 1848 г. круто повернул вправо (например у Вагнера) и положил начало тому пути, который впоследствии привел к фашизму.

В эту эпоху жирондисты (такие как Кондорсе)и их ученики и последователи, например мадам Де Сталь и особенно Бенжамен Констан начали идеологическую разработку умеренного либерализма. К этой эпохе относится и зарождение самого понятия идеологии (у отвергнутых Наполеоном французских "идеологов"). Аналогичные тенденции можно заметить и в Германии (Кант и часть его последователей) и в английском утилитаризме (Бентам и его ученики).

Развитие социализма, анархизма и коммунизма, как политических суррогатов христианства, также началось в эту эпоху: от Мабли, Мореллли и "заговора равных" Гракха Бабефа (и его последующего переосмысления в книге бывшего соратника Бабефа революционера и писателя Филиппа Буонаротти, оказавшей большое влияние на Маркса и Энгельса), а также первой философской систематизации анархизма Уильямом Годвином в 1790х, до сочинений Сен Симона и Оуэна в 1820х.

Охватить все это идейное разнообразие путем систематического описания в одной книге невозможно, и я не ставлю себе такую задачу. Важнее и нужнее попытаться понять смысл всех этих явлений, их соотношение друг с другом и их подлинную историческую роль.Насколько мне удастся это сделать, об этом пусть судят читатели.