Сказания и были как бы Древней Руси. Евпатий Колов

Владимир Калуцкий
Был на Руси такой царь - Батый. Как водится на Руси - за всё хорошее звали его Добрый царь.
Ну, вор первых. За то, что князей усмирил и позволил смердам вволю землю пахать.
Ещё за то, что не возбранял молиться хоть в в чёх, хоть в Вороний грай, хоть в Исуса Христа.
А главное - справедливый был. Ты  Закона не тронь - Закон тебя сроду не тронет.
Так и жили . Закон сам по себе - народ сам по себе.
Даже можно сказать - народ жил по благодати.
Я тебе так скажу.
За триста лет ига на Руси возникли триста городов да пять тысяч храмов. А русский народ по численности из обычного славянского племени вырос до размеров самого многочисленного в Европе.
Конечно, гимнов петь монголо-татарам нельзя.Они - как где у нас заварушка - то Дедюневу рать, то Неврюевы рать на усмирение посылали.И вырезали всёх русопятых, кто до стремени дорос.
Но!
Как Сталин принял Россию с сохой, а сдал с атомной бомбой, так и монголо-татары приняли Русь с болотом на Кучковом дворе, а сдали её с крупнейшим мегаполисом того времени - Москвой.И самой сильной армией континента, вместо необученной посохи прежних удельных князей. Удивлённая Европа, как заметил классик, внезапно увидела на своих окраинах новую молодую и могучую державу - Московскую Русь.
Но я сейчас не об этом.
Я о Евпатии  Коловрате.
Служил он в Старой Рязани, как сегодня бы сказали - в Налоговой полиции.
Ну - как служил.
Вы что - налоговую полицию не знаете? Тогда чего спрашиваете.
А надо вам напомнить, что служил он по своему акцизному ведомству до Батыева нашествия. Рязань   была столицей Рязанского княжества и ни в грош не ставила ни Киев, ни Владимир.
"У нас, в Рязани, грибы с глазами".
Отсюда понятно,что налоговый полицейский, после удельного князя, был вторым человеком. А может - и первым, ибо нам отсюда разглядеть отношения внутри рязанской элиты уже невозможно.
Но в  Старой Рязани говорили, что Евпатий женат на мешке с деньгами.Но я не верю. Однако,как говорится  - за что купил, за то и продаю.
И ни про какого Батыя Коловрат ни  сном, ни духом не ведал. Да и кто страшен человеку, который сам Старую Рязань регулярно трясёт, как грушу? Кто может быть ещё хуже!
И вот однажды Евпатий отъехал к  вятичам  собирать дань. И в это время власть в Старой Рязани сменилась. Пришел с запада монголо-татарский военачальник Субедей и занял Старую Рязань.
Ну - как занял.
Вопрос, конечно, интересный. Михайло Ломоносов в "Записках по  русской истории" осторожно обошел его стороной. Это потому, что стоял  ученый ко времени  ига ближе, чем карамзины, ключевские и костомаровы. Он еще настоящие, не выправленные позже, документы в руках держал. И как-то не показалось ему Батыево иго хуже ига Романовых...
Но не будем отвлекаться.
Рязанцы сначала не хотели пускать Субедея в город. Но он стены пробил, и они согласились. Ударили в колокол,собрали горожан на вече.
-Плохо вам живётся при князе? - спросил полководец .
-Ой, плохо, - подтвердили они.
-А будет ещё хуже, - заверил то ли монгол, то ли татарин. - Если не станете под руку царя Батыя. А теперь говорите - буду слушать ябеды на ваших прежних обидчиков.
Ну - горожане ему и высказали. Всё что думают об удельном князе Юрии, о его элите и, особенно, о сборщике налогов Евпатии.
И случилось дивное. Главное чаяние народное воплотил оккупант:
- На веки вечные упраздняю я в Старой Рязани  налоговую повинность.А деньги в царскую казну буду драть с князей да его элиты.В общем - отныне объявляю здесь коммунизм. А мешки с деньгами, что извлечены из подвалов казначейства, велю выставить и городских ворот, и всякому разрешаю брать столько, сколько унесёт.
Так город успокоился,  а Субедей расседлал кавалерию. Если у тебя есть конь - дай отдохнуть и коню.
А в это время казначейский дьяк, чернильная душа,пробрался сквозь спящих красноармейцев, украл у них лошадь и на ней поскакал к Евпатию.
Он нашел его в Пошехонье. Гридни как раз грузили на подводы изъятые  меха. Дань за двенадцать лет.
Ну, дьяк и вывалил  новости. Налоговик  как-то спокойно  выслушал слова о проломе городских стен.
-Новые поднимен.
 О грабеже лавок и лабазов.
-Страховки получим.
Об озорстве захватчиков с городскими девками и бабами:
-Юбки задерем да ремня дадим бесстыдницам.
А в церкви Божии на конях въезжают:
-Заново освятим храмы.
 Ничем не раскачать Евпатия.  Но вдруг он почернел, схватил дьяка за грудки и прохрипел :
-Повтори, что сказал!!
-Дык это... Налоги вражина отменил...
В бешенстве отбросил Евпатий дьяка и заревел так, что по всему Пошехонью страх пошел :
-Как? Посягнуть на святое?!Отменить повиности?!! Вороного  мне и коней дружине!
И вздрогнула земля.
У русского человека нельзя отнимать дела всей жизни. Мы и побеждаем всегда потому, что внутри каждого живет Евпатий. Их тогда и было-то всего полторы тысячи   евпатиев.
А как ударили!
Те, которые отдыхали, и проснуться многие не успели. Вышиб Евпатий оккупантов из города и погнал по Суздальской дороге.
А там недалеко сам Батый чего-то делал . Как услышал он, что его гвардейцы драпают от кучки боевиков, то сам выдвинулся навстречу Евпатию.
Жуткая была сеча. Батый всей ратью едва затолкал Евпатия обратно в крепость.
И теперь обложил Старую Рязань по настоящему.
Ну - и брал всерьез.
А нечего сопротивляться законному царю. Вам же, как белым людям,чистую волю дали .По Ясе самое страшное преступление - убийство доверившихся. А вы наших спящих покрошили.
Никому не дал пощады добрый царь Батый. Сила солому ломит, и скоро принесли к нему закованное в цепи тело  Евпатия.
  И Батый сказал:
— О, Евпатий Коловрат, здорово ты со своею малою дружиной меня пощипал, многих богатырей моих побил, и множество воинства от твоей руки пало! Если бы такой, как ты, у меня служил, держал бы я его против самого своего сердца. — И приказал положить  тело Евпатия около ворот с денежными мешками, чтоб попрощались  израненные его однополчане, которых Батый велел выпустить из города,  не причиняя им никакого вреда.
 Вот что казна животворящая делает.
И нынче над развалинами Старой Рязани только вОроны грают.
А ты не замай наших чиновников. Батые приходят и уходят, а повинности вечны.