Грандиозное строительство

Станислав Климов
- Слушай, Стас, мы же все любим париться в бане. Давай бабушке из сарая для коз сделаем баню, там места много, - однажды вечером Марина решилась на этот разговор.
На дворе стоит замечательная весна, самые первые почки уже набухли и вот-вот начнут с треском лопаться и превращаться в зелёненькие липкие листочки и первоцвет заполонит наши Донские сады и огороды.
- Детки как раз на каникулах, все вместе дружно возьмёмся в выходные и построим. Папа обещал печку туда сварить и всё, что необходимо для её установки, - не унимается моя настырная супруга, зная, как я люблю баню и готов париться сам и водить туда детей хоть каждый день.
- Да я никогда и не строил ничего из кирпича, разве, что колодцы канализационные, когда из общаги вели трубы.
- Ну и что, стены будем только внутри делать, наружные останутся.
Так и решили, дети в восторге запрыгали до потолка, понимая, что целый день будут сначала жечь костры, а потом класть кирпичи и лазать по крыше…

Освободить сараи для козлов от всевозможного бутера оказалось не таким уже лёгким делом, когда мы дружно, в пару десятков рук взялись за это грязное, в полном смысле слова, дело. Пламя костра, в котором нещадно горели старые пальто и гнилые доски, бумажные мешки и всё, что может сгореть, достигало верха бабушкиного дома. В какой-то момент мы поняли, что слегка погорячились со сжиганием всего ненужного и может случиться пожар, уж больно близко стоят казачьи хаты друг к другу. Так близко, что наделы огородов вокруг них всего-то по четыре-пять соток.

На полное очищение внутренностей будущей бани и заливание там бетонного пола со сливом воды ушло два полных весенних дня, за которые дедушка Гена привёз с работы сваренный котел для бани, печку и трубы, новые доски и шифер для перекрытия крыши.

Первым делом, разобрав старую крышу и переложив еще пригодный для работы шифер, мы начали выстраивать внутренние стены в бане, поделив имеющуюся площадь на три части. Как ни рядили, бабушка захотела оставить какой-то периметр для садового инвентаря, и пришлось отделять ей закуток. А остальное мы поделили на три, так называемых, комнаты – предбанник для отдыха, помывочное и парное отделение. Илюнька и Никитёнок с удовольствием практиковались в укладке кирпича в стены бани, я дал им полный карт-бланш, только выведя стены от пола. Сам же стоял в стороне и любовался аккуратной работой одиннадцатилетнего и восьмилетнего сыновей, понимая, что дороже них у меня нет никого на всём белом свете и я постараюсь сделать всё от меня зависящее, что бы они выросли настоящими работящими и всё умеющими мужчинами.

- О чем задумался, любимый? – Марина подкралась тихонько сзади и обняла меня, заглянула через плечо на работу мальчишек.
- Да вот, любуюсь, как работают мужчины. Даже языки высовывают по-нашему, по-савиновски, как мой дед и я.
- Молодцы! А вообще-то мама приготовила обед, хотите кушать? – уже обращаясь к сыновьям, чуть громче проговорила она.
- Хотим! – почти в голос ответили каменщики. – Сейчас раствор добьём и придём…
Выставив стены, мальчишки с таким же задором и удовольствием помогали мне крыть новую крышу, подавая доски и гвозди, шифер и инструмент. Никитка, как меньший и легкий, сидел со мной наверху и, высунув язык, усердно и тщательно выкраивал слаженность шиферин, ковыряя отверстия в их поверхности для гвоздей.
- Пап, а мы уже почти настоящие строители, - передыхая от двигания по крыше шифера, Никитка сидит на поперечной доске и качает ногами, - нам осталось один ряд покрыть.
- Ага, - выпрямляя уставшую спину, отвечаю я, - только последний ряд самый тяжелый.
- Почему это, мы же научились быстро делать? – не понял он.
- А потому, что ходить надо осторожно по уложенному шиферу или по самому краю кирпичей.
- А, понял, но я же легкий и буду сам крепить гвоздями шифер.
Я только улыбнулся на его слова. Не зря я когда-то решил уйти с флота со словами, что у сыновей должен быть папа дома, а не на воде. Не зря…
На стены и крышу ушло четыре мартовских теплых солнечных денька, и к следующим выходным можно было пробовать топить баню.
- Смотри, первый бак надо вскипятить и вылить, прогнать паром всю баню и высушить внутри, - дедушка Гена обходит комнату за комнатой, высматривая, как внуки добротно сложили стены и плотно сделали крышу с двойной засыпкой, - молодцы внуки, заработали премию и по мороженому, - и улыбнувшись ушел в дом.
Он всегда их балует…

А через час из трубы повалил серо-чёрный дым, обгорала обмазка, и жар каменки высушивал внутренние стены, которые мы сделали со специальным банным утеплителем и обшили липовыми дощечками. Для удобства сидения всех категорий членов семьи, от маленькой дочери до самой старшей бабушки Тани, полки для сидения в парной сделали на разной высоте, крепко сколотив гвоздями между собой, к стенам и полу.
- Добротно получилось, - заходя с детьми в парную, подлить воды на камни, с удовольствием провожу ладонью по стене, - я и не ожидал, что так здорово получится.

Дети довольные своей работой и больше тем, что скоро с парой дубовых веников попарятся здесь всласть, засмеялись и ответили:
- Теперь можно сколотить бригаду по строительству бань.
- Ага, особенно из старых сараев для коз, - и мы уже втроем весело засмеялись, помня, сколько разного хлама здесь валялось кучами дней пять назад…
К вечеру этого же дня вся семья, от мала до велика, по очередности, с удовольствием мылась в бане и парилась до полного покраснения всех конечностей, издавая веселые крики. У нас есть теперь своя баня…
- Спасибо зятю, уважил тёщу, баню наконец-то построил, - бабушка Наташа поднимает рюмку за столом, когда все собрались после трудового дня и такого замечательного пара.
 Мы сидим после бани, все распаренные и счастливые, уставшие и довольные прабабушкиными пирогами и законченной работе.
- Мама давно мечтала о своей бане, очень давно папку на это подговаривала. Да, видно, пока нормальный зять в доме не появился, так мечта и оставалась мечтой, - Марина счастливая и уставшая, положила мне на плечо свою голову, пахнущую цветочным шампунем и вениками из дуба.

Мы были очень рады, что весенние каникулы прошли так плодотворно и поучительно для деток, которые усердно нам помогали, кто чем мог. Даже шестилетняя Людмилка носила хлам в костер и подносила нам доски, а когда мы работали внутри бани, то и дело заносила дощечки для стен и держала инструмент. Всё-таки, в мужской компании растет она у нас пацанкой. Ничем не хочет уступать мальчишкам, ничем и ни в чем…

- Ну что, семья, что дальше строить будем? – отдохнув и наевшись бабушкиного ужина, Марина с улыбкой встала из-за стола. – У бабушки еще много интересного можно сделать.
Мне казалось, что после таких каникул и такой бани у них нет ни сил, ни реакции на что-нибудь. Но на ее слова дети только обрадовались и зашевелились на своих стульях:
- А что еще надо построить? Мы мигом! – первым выкрикнул Илья и все разом весело засмеялись…

Замечательная семейная обстановка. Общий труд и общее дело сближают семьи и быстрее способствуют взаимопониманию между всеми поколениями. Между всеми…

Станислав Климов
28 июля 2017 года