Джозеф Филпот. День силы

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЕНЬ СИЛЫ
Джозеф Филпот (1844)
http://www.biblebb.com/files/philpot/day_of_power.htm

И в тот день глухие услышат слова книги, и глаза слепых прозрят из мрака, из тьмы. Страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные среди людей будут торжествовать о святом Израиля
Ис.29.18-19 KJV

Какую дивную картину Святой Дух представляет в этой главе, и как она отлична от исповедующей церкви, "имеющей вид благочестия, силы же его отрекшейся" (2 Тим.3.5)! И с какой торжественной силой Он восклицает: "Горе Ариилу, городу, в котором жил Давид!". Ариил означает свет Божий, и это название дано Иерусалиму, как месту, где Господь особым образом проявил Себя, ибо "из Сиона вышел закон, и слово Господне - из Иерусалима" (Ис.2.3). Но Господь увидел, в какое ужасное состояние пал Иерусалим, и поэтому, хотя Святой Дух по-прежнему называет его по имени Ариэль, свет Божий, в соответствии с положением, в которое Он изначально ввел его, Он произносит над ним проклятие, ибо свет его стал тусклым и больше не сиял так, как тогда, когда в нем жил Давид.  Поэтому Он говорит: "Добавьте год", оставайтесь по-прежнему в своем мертвом, безжизненном исповедании;  "пусть заколают жертвы", пусть все формы по-прежнему соблюдаются, но вряд ли эти вещи являются приемлемыми в Моих святых глазах, и Я не буду доволен ими, если в них нет силы.
В первой части этой главы многое является неясным, и, вероятно, многому еще предстоит исполниться; но последняя часть достаточно простая, и в ней звучат страшные по силе обвинения против исповедующей церкви. Давайте посмотрим, какие они. Мы читаем: "Господь излил на вас Господь дух усыпления, и сомкнул глаза ваших правителей и пророков", и влияние этого общего сна, как торжественно объявляет Господь, таково, что совершился суд, и ни ученые, ни неученые не знают силу Божьей истины. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее», и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «Прочитай ее», и тот отвечает: «Я не умею читать». Итак, умеющие читать не могут прочесть эту книгу, ибо она запечатана, а не умеющие просто не умеют, и в результате из общего сна возникает общее невежество.
Следующее обвинение, которое Святой Дух делает исповедующей церкви - это общее лицемерие. Этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих" (ст.13). Первым шагом в отступничестве исповедующей церкви был нечестивый сон, вторым, как его результат - общее невежество; и третьим, как плод общего невежества, стало общее лицемерие, когда люди приближаются к Богу устами, а сердца их далеки от него, и их страх - не Божий, сыновний страх, который есть плод Духа, но страх ложный, основанный на заповедях человеческих.
Дальнейшим результатом всего этого стали развращенность и путаница: "Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника как глину?" (ст.16). Добро и зло, сладкое и горькое, свет и тьма были смешаны; истина была извращена и ошибки заменили ее, и, таким образом, воцарилось общее смятение. И дальше начался общий бунт. "Скажет ли изделие о сделавшем его: не он сделал меня?" (ст.16). Тварь посмела обвинить власть Бога: не Он сотворил меня,  моя собственная воля и власть сделали меня христианином; и она сомневается в Божьей мудрости: "Он не разумеет"; человеческая мудрость пытается затмить Господа.
Видите ли, какие страшные обвинения Святой Дух предъявляет здесь Ариилу,   исповедующей церкви Божией: общий сон, невежество, лицемерие, развращение и бунт! Можем ли мы найти аналоги этой картине? Согласны ли вы, что  с того времени существовала какая-либо церковь, которую Святой Дух описывает здесь? Да, исповедующая церковь в дни, в которые мы живем, представляет собой именно эту картину, и вряд ли у нас есть более точный и подробный ее портрет, или более яркое и мощное описание того, что она представляет собой в наши дни и в поколении нашей судьбы. Не написано ли обо всем этом столь отчетливо, что каждый, кто захочет, сможет прочесть?
Отказался ли Бог при этом от Своего народа? Оставил ли Он Свою Церковь? Ушла ли Его чистая милость навсегда? Разве Его обетования не вечны?  Неужели Бог забыл миловать? Он в гневе затворил щедроты Свои? Нет, Он сохранил для Себя остаток. Потому мы читаем: "В тот день глухие услышат слова книги, и глаза слепых прозрят из мрака, из тьмы. Страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля".  Здесь мы видим светлый луч солнца, пробившийся сквозь черную тучу, которая покрывает нашу землю. Господь по-прежнему является ради Своего народа, которому, чтобы Его люди не могли здесь ошибиться, Он дает особые знаки.
Если мы посмотрим теперь на слова текста, то увидим четыре рода людей, упомянутых в нем - это глухие, слепые, кроткие и нищие. И мы находим определенные обетования , адресованные всем и каждому из них - "глухие услышат",  "слепые прозреют", "кроткие будут взращивать свою радость в Господе," и "бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля".
Поэтому, упоминая эти слова, я попытаюсь проследить, насколько Господь позволит мне, тех, кто в них упомянут, и обетования, обращенные к ним. И поскольку если я поставлю какую-либо категорию этих людей отдельно от обетования, это может создать путаницу, то  я постараюсь взяться за текст, как он лежит передо мной, и, следуя за Богом по порядку, рассмотрю отдельные моменты, как Дух мне откроет. И пусть Он даст мне "язык мудрых", и ухо мудрых, и подаст особое благословение для моей и вашей совести.
Текст начинается: "В тот день". От вашего наблюдения, если вы - внимательный читатель Священного Писания, не ускользнет, что фраза "в тот день" часто используется пророками и особенно Исайей, и предваряет великие и славные вещи, которые обычно связаны с этим днем. Теперь, если вы внимательно посмотрите на употребление этой фразы, то вы найдете, по большей части, что с ней связываются две разные вещи: день беды или день радости. Например, мы читаем: Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное – и оно будет унижено" (Ис.2.11-12). Мы читаем, что грядет гнев а все кедры ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их", и что "падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день" (Ис.2.17). Опять же, мы читаем: "Увы, велик тот день, так что не было подобного ему; это - бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него" (Иер.30.7 KJV). Мы иногда читаем также о "дне Господа" как о дне тьмы, как в Ам.5.18, 20: Горе желающим дня Господнего! Для чего вам этот день Господень? Он тьма, а не свет...Разве день Господень – не мрак, а свет? Он тьма, и нет в нем сияния". Но, в других местах, мы находим "день Господень", о котором говорят как о дне избавления, и поэтому он связан с радостью, хвалой и благодарением. "В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной" (Ис.26.1). "И скажешь в тот день: «Славлю Тебя, Господи! Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» (Ис.12.1).
Но некоторые могут спросить: "Как это так, что одно и то же выражение: "тот день" может относиться к вещам столь противоположным? Почему Святой Дух говорит о "том дне", когда вещи, которые должны произойти, совершенно различны? Как тьма и свет, горе и радость, скорбь и утешение, все это придет в тот день? Эти вопросы неверны. Святой Дух имеет в виду совсем не это. Он имеет в виду день силы. Он не такой, как прочие; "день Господень" отличается от любого другого дня, ибо это день, в который Господь прострет Свою руку и явится очевидным образом. Поэтому одно и то же выражение используется, когда Господь сокрыт и когда Он является, когда Он производит бедствия или благословляет, и когда Он осуждает по закону или оправдывает по Евангелию.   Поэтому день Господень - это день силы, это власть убивать, или власть исцелять, сила погубить или создать. Когда, поэтому, мы находим выражение "в тот день" или "день Господень", мы можем присвоить ему этот смысл--день силы, потому что это день, который Господь называет Своим.
Но какой из этих двух смыслов это выражение несет в нашем тексте? Очевидно, это  день освобождения - день милосердия для Церкви Божьей. "В тот день глухие услышат слова книги".
1. Глухие. Мы начинаем с них, чтобы понять, что говорится о живых душах и об обетовании, предназначенном для них. Но как мы должны понимать слово "глухие"? Кого оно обозначает? Я думаю, что оно описывает  избранных Божиих с двух точек зрения - чем они были раньше и чем стали после животворящего дела Бога, Духа Святого в их совести. Избранные таковы же, как и все остальные люди, прежде чем Бог даст им духовную жизнь. Они не имеют ушей,  чтобы слышать, что говорит Господь, совершенно безразличны ко всему, что Он возвещает в Своем Слове истины, глухи к Его промыслу, обетованиям, предупреждениям и заповедям. Но обетование говорит, что "в тот день глухие услышат слова книги". "Уши глухих откроются" (Ис.35.5), и у них будут уши слышать, что говорит Бог.
Но есть еще один смысл, и, я думаю, что Святой Дух называет здесь людей глухими в смысле пророческом и опытном, как сказано: "Выведи народ, который имеет глаза, но слеп, который имеет уши, но глух" (Ис.43.8). Что это за странные люди - слепые, имеющие глаза, и глухие, имеющие уши? Конечно, это необычные люди, которым можно удивляться. В природе это было бы нелепым уродством, но духовно нет никаких противоречий, ибо   они чувствуют свою слепоту и все же видят, чувствуют глухоту и  слышат. И именно так это было с Павлом, когда первое явление света заставило его ослепнуть. Разве свет с небес, осиявший его, когда он направлялся в Дамаск, не ослепил его на три дня? Духовно обстоит именно так: мы никогда не чувствуем себя слепыми, пока мы не начинаем видеть. До тех пор, пока мы думаем, что мы свет, мы во тьме, но как только мы начинаем видеть, мы начинаем чувствовать себя слепыми; когда мы начинаем слышать, мы начинаем чувствовать себя глухими. Причиной этого является то, что нам дается новая способность видеть и слышать, но эта способность пока еще слаба и немощна, и все же мы способны увидеть и услышать иное; мы начинаем чувствовать, как слепы мы пока еще к благословенной истине Евангелия, и как глухи, чтобы услышать что-нибудь, дающее нам покой, радость и утешение.
Итак, Господь говорит: "в тот день". Это День силы, когда Он простирает Свою руку, чтобы совершить Свою работу, чтобы глухие в чувствах и на опыте "услышали слова книги". Но что это за книга, которая упоминается здесь? Это книга, на которую я теперь кладу руку, Священное Писание, откровение Божьего разума и воли детям человеческим. Выражение "слова" имеет очень всеобъемлющий смысл. В Божьей книге есть слова, подобные грому, и слова, произнесенные тихим, спокойным голосом; есть слова, которые повергали в ужас и тревогу, и слова, что успокаивают и утешают; слова с горы Синай, и слова с Сиона; слова, которые как обоюдоострый меч, и слова, что падают как роса и дождь в иссушенную почву. "Глухие услышат слова книги".
И первые слова, которые они слышат - слова с  горы Синай; те слова, что когда люди услышали их, они "умоляли, чтобы слово не произносилось к ним более, ибо они не могли стерпеть того, что было заповедуемо"; в них проявляется духовность Закона Божия, святость Божьего характера, греховность греха и отмщение грешникам. Это слова из книги, которые глухие слышат "в тот день", когда Господь положит на них руку Свою и откроет их уши. И они найдут, как царь Иосия, когда книга закона была найдена в храме, что это слово "живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого", и оно "сносит и разрушает", как поручение Иеремии (Иер.1.10 KJV).
Но слова книги, которую глухие слышат "в тот день",  по большей части утешительные слова, ибо до этого люди достаточно быстро воспринимают все, что делается против них, но глухи к тому, что делается ради них. Поэтому  они должны услышать те слова, которые приносят мир, слова прощения, любви и спасения в их совести, и поскольку они не могут слышать эти слова из книги, чтобы успокоить их души, они чувствуют себя глухими.
Как часто бедное, измученное дитя Божие слушает то, что говорится с амвона, и все же не может получить свидетельство, чтобы успокоить свою душу! Как часто множество приглашений и обетований, подходящих к его положению, проходят мимо человека, и он не может услышать их для себя, даже чувствуя, что он нуждается в силе Божией, чтобы применить их к своей совести! Но в тот день, о котором Господь говорит, "глухие услышат слова книги"; это книга Божественного откровения, которая показывает явление славы Божией в Лике Иисуса Христа, и разворачивает перед нами Божию любовь в Нем; книга, украшенная обетованиями, как полночное небо звездами, книга, написанная для утешения и назидания живой семьи Божией. "В тот день" будет не тьма исповедующей церкви, но власть, данная народу Божию: "глухие услышат слова этой книги". И когда они услышат слова книги, они станут печатью на их совести и будут приложены к их сердцу, то найдут свою Библию, своего Бога, свое небо и свое спасение.
"Услышать слова книги" означает возвращение Божественной силы в  души из уст Бога, которое становится желанием человека. Это не красноречие, не мудрость людская, не знание о том, что хочешь услышать, но слова книги, запечатленные с Божественной силой. Если Бог проговорит в ней, этого достаточно, ибо "где слово царское, там власть" (Еккл.8.4). Обетования сладки, если Он произносит их; упрек чувствителен, если Он применяет его; заповедь соблюдается, если Он возлагает ее на совесть, и каждая истина драгоценна, если Он раскрывает ее.
2. Слепые. Это следующая категория людей, о которой говорится в этом тексте и с которой связано другое обетование: "глаза слепых прозрят из мрака и тьмы" (KJV). Какая странная вещь - то, что, по словам Господа, "слепой увидит ... и те, кто видит, стали слепы" (Иоан.9.39)! Что за необычайное проявление суверенитета Божия, если почти все исповедующие люди считают себя единственно правыми, но люди Божьи, многие из которых подвергаются преследованиям, думают лишь о том, чтобы не быть совершенно неправыми! Что за странное проявление Божественного суверенитета: что многие, кто считает себя собирающимися на небеса, идут в ад, и многие, что опасаются, что они идут в ад, попадают на небеса;  многие, кто считают себя мудрыми и просвещенными, пребывают в невежестве и темноте, а многие, что считают себя неучами и глупыми, имеют истинные знания и мудрость! Но людям очень неприятно чувствовать себя слепыми; они вроде бы хотят видеть, но сами надевают себе шоры на глаза, ходят во тьме и не видят тех вещей, которые мы больше всего хотели бы видеть. Как стонет порой душа, почувствовав свою тьму и слепоту! Как жаждет она заглянуть ввысь и воспринять драгоценности Христовы! Те, кто так вздыхают под чувством своей тьмы и слепоты - это люди, к которым применимо это обетование: глаза слепых прозрят из мрака и тьмы.
Вы можете видеть, что здесь используются два выражения - "мрак" и "тьма". Некоторые из людей Божьих пребывают во мраке, а другие во тьме. Тьма - это более глубокий оттенок мрака, а мрак - более светлый оттенок тьмы. Таким образом, некоторые из народа Божьего находятся как будто в ранних сумерках или при еле заметных проблесках дня; другие "ходят во тьме без света", и они еще не достигли избавления, находясь посредине между светом и тьмой и лишь ощущая первые признаки рассвета.
Что делать тем, кто находится в этом состоянии? После того как Бог Дух заставил их почувствовать свое потерянное и разрушенное состояние,  первое, что они видят - это путь спасения через распятого Спасителя, то, как Бог может быть праведен и оправдать того, кто верит в Иисуса (Рим.3.26). После того, как они видели "свет в Божьем свете", чтобы почувствовать и понять основательное крушение праведности твари и разорение ложной религии,  они видят выход из мрака, в свете Духа, в Личности Христа, как Ходатая и Посредника между Богом и человеком, Ходатая Нового завета, и в этом свете они видят Кровь кропления, которая говорит лучше, нежели Авелева". Это видение пока еще является слабым и тусклым, его достаточно, чтобы разогнать темноту, но недостаточно, чтобы увидеть солнечный восход.
Многие из народа Божьего сейчас именно таковы; они увидели и ощутили достоинство Крови и праведности, любви и благодати Иисуса, но для них все это еще видимо как в сумерках, не воспринимается ясно и отчетливо и по-прежнему остается почти непостижимым. Другие Божьи люди находятся во тьме, так как не знают и не видят путь спасения от грядущего гнева, или как Бог может быть справедливым, и все же спасти их души. Но обетование дано каждому их них; их глаза (и если у них есть глаза, они не могут быть слепыми) видят среди тьмы. Когда Бог Дух приносит нам драгоценности Христовы, и хотя бы капля этой вечной реальности входит к нам в душу, глаза видят, а сердце вкушает сладость этих вещей. И как это замечательно - увидеть, в свете Духа, путь спасения от гнева, помилования виновных и праведности для грешника! Какое славное зрелище, когда наши глаза впервые открылись, увидеть путь спасения через заступничество Сына Божьего! Действительно, сначала смутно, но реально мы видим славную Личность Христа, в Котором согласованы все совершенства Иеговы, Кровь Иисуса, Кровь Сына Божия, искупающая самые тяжкие беззакония, Его славную праведность, которая во всех, кто верит, и так мы видим, что те, кто принял Его лично, омыт Его Кровью и облечен в Его праведность, непременно должны избежать грядущего гнева.
Все эти вещи люди Божьи видят не только в своих суждениях, или через упражнения их естественного разума, но в свете Духа Божия, Который делает их известными их совести. И это единственный свет, который может удовлетворить человека, который чувствует себя слепым. Таким образом, ощущение слепоты заставляет его стремиться к открытию духовного зрения; ощущение невежества заставляет его ценить значение духовного знания; то, что он стонет под тьмой, вынуждает его ловить каждый отблеск духовного света. И таким образом, в Божьих таинственных отношениях после тьмы ему открывается дивный свет, и все предстает ему в этом свете, столь милом его душе.
Насколько же подходящими являются такие обетования для тех, кто нуждается в них! Я чувствую себя убогим глухим существом, которое не может услышать ничего, чтобы успокоить свою душу, но что Бог говорит мне со властью? Я убедился, что все слова, исходящие из уст человеческих, совершенно бессильны сделать мою душу лучше. Разве я не хочу, чтобы Господь Сам возвестил Евангелие в мое сердце, и провозгласил Свою милость, благодать и истину моей душе? Если бы я не был часто так глух,  если бы я мог услышать каждый голос, услышать каждое слово, понять каждое обетование вместе с каждым приглашением, я не нуждался бы в том, чтобы Бог говорил со мной таким образом. Лишь если мы чувствуем свою глухоту, нам нужен сверхъестественный голос, чтобы говорить с нами; и мы, таким образом, научаемся ценить слова книги, когда Бог Дух благоволит возвестить их нашему сердцу.
Опять же, разве мне нужна духовная глазная мазь, чтобы мои глаза открылись и я понял, что завеса удалена, если я не часто чувствую себя слепым? Если бы я никогда не ходил во тьме, если бы я не жил в отчаянии, а видел, что у меня все в порядке - какой у меня был бы в этом интерес? И разве не тот, кто был глух, имеет интерес в таких обетованиях? Если мы не слышим ни единого слова в течение многих лет,  - разве не подумаем, что Бог говорит в последний раз? И если мы толчемся как слепые стену в течение нескольких месяцев - то разве не важно, что в конце Бог исполняет обещание, и дает зрение слепым, выводя их из мрака и тьмы?
Эти уроки, друзья, мы не можем узнать от человека, но от учения и водительства от Бога; и это одна из причин, почему Господь допускает Своим дорогим людям так часто быть глухими и слепыми, что для Него честь дать им уши и глаза, ибо Он не отдаст Своей чести человеку, Он не будет делиться Своей славой с тварью, все это принадлежит Ему, ибо Он есть Бог Ревнитель. Не в этом ли причина, почему мы так редко слышим с силой? Разве  это не научит вас, что такое власть? Почему мы часто болезненно ощущаем себя такими слепыми невежественными негодяями? Разве это не потому, что мы глухи к каждому голосу и слепы к каждому видению света Его Лика и к откровению Святого Духа? Как же полезно наконец почувствовать себя глухим и слепым!
Может быть, здесь есть те, что слушали служителей в течение многих лет, и еще ни разу не услышали того, что принесет радость их душе. Но разве это не намного лучше, чем слушать всех и каждого? Теперь вы вопиете к Богу: "говори, Господи, в мое сердце через Твоих слуг; пусть вся земля молчит, и Ты один говори, ибо Ты знаешь, что делаешь". И, возможно, есть некоторые здесь, которые вздыхали день за днем в течение месяцев, которые чувствуют свое всепревосходящее невежество и глупость, и другие, что имели исповедание в течение многих лет, и они думают, что никто не может быть к Божественным вещам ближе них. Но эти болезненные упражнения приносят нам свет Господень, и как сладко и радостно, когда он приходит с Божественной силой в совесть!
3. Кроткие. Но мы переходим к следующему стиху текста: "кроткие  будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля". Есть очень сладкая и  постигаемая на опыте связь между этими двумя родами людей - кроткими и нищими; на самом деле они связаны так же, как глухие и слепые. Но что значит здесь быть кротким? Это кротость не по природе - хотя может быть и так - но по Божьей благодати, в общении Духа в совести. Быть кротким человеком значит быть сокрушенным  духом, смиренным и кающимся пред Богом; гордые помыслы должны пасть и быть повергнуты во прах, чтобы сердце было смягчено благодатью Божией.
Две вещи работают вместе, чтобы сделать человека духовно кротким - познание Бога и знание о себе. У него появляется ощущение своей глухоты, и Бог заставляет его слышать "слова этой книги"; ощущение своей слепоты, и Господь позволяет ему прозреть из тьмы. Как вы думаете, есть ли большая гордость где угодно, чем гордость знания и гордость исповедания в большей части существующей церкви? Вы можете найти большую высоту мирской гордости, но нет более неприступных замков, чем мертвые религиозные исповедания. Но пока эти две твердыни не рассыпались в прах, мы гордимся нашим пониманием и нашими достижениями, нашими дарами и нашим исповеданием, и чем дольше мы идем по этому пути, тем больше гордости мы получаем. Чтобы мы стали кроткими, эта гордость должна быть унижена; и как лучше это сделать, чем дать нам почувствовать себя глухими ко всему, что говорит Бог, и слепыми, пока Он не дает света? Допустим, я или любой другой служитель всегда может взойти на кафедру в свете и жизни, его силы и чувства, мысли и слова в вашем распоряжении: разве это не заставляет нас гордиться? И как смиряют нас времена бесплодия! Но когда Господь дает видеть свет из мрака и тьмы, это делает наши души лучше, расширяет и укрепляет наши сердца. Как много дают эти чередования и изменения для смирения души! Может ли гордость жить в такой атмосфере? Может ли гордость исповеданием, знаниями, благочестием, этот великий грех исповедующей церкви жить и царствовать в сердце, где глухота и слепота  чувствуется попеременно с Божьей силой? Если это так, то наши только глухота и слепота при всем исповедании и знаниях, и лишь Бог дает нам свет в этой тьме!
Как благословенна эта благодать кротости, кроткого и мягкого духа перед Богом! Есть много людей, возвышающихся среди общей тьмы и невежества, но найдем ли мы ее  в них? Если Господь дал вам и мне кротость, то потому, что Он благоволит к нам; воспользуемся же этим даром, ибо Он живет со смиренными! И Он прилагает Свою силу, чтобы обрушить нашу страшную гордость и смирить наши сердца.
Какая же серия скорбей, испытаний, искушений и бед порой нужна, чтобы нас сломить! И какая глубина духовных отношений необходима, чтобы принести истинную кротость в человека и его совесть, чтобы смягчить и смирить его дух перед Богом. Видите ли вы, почему кроткие отличаются особой радостью, и страждущие более и более будут радоваться о Господе? Мы ничего не знаем о радости в Господе, пока мы не знаем этого; ибо что общего может быть между гордым исповедующим человеком и сердцем, сокрушенным Иисусом? Или какое общение между несмиренным, необрезанным сердцем и Мужем скорбей, стонущим в Гефсиманском саду? Не может быть никакого общения с Ним без причастности Его Духу, дающей нам припасть в кротости и покаянии к Его ногам; и тогда в нас будет святая радость о Господе, о которой мы не можем знать ничего, пока не будем кроткими, смиренными и сокрушенными сердцем, и пока мы не чувствуем, что мы никто и ничто. Пока мы не почувствуем себя самыми отвратительными и мерзкими и не приползем с этим к подножию Креста, чтобы смиренно возлечь там, мы не сможем знать радость в Господе. Мы можем радоваться нашим знаниям, исповеданию, суетной уверенности, но мы не можем представить себе "радость в Господе", пока Он Сам не раскроет Себя, не явит нам Свою любовь, не обнаружит Свои славные совершенства и не применит к нам искупительную Кровь.  И пока Он не смирил нас, мы не подходим для Него; сосуд должен быть очищен от яда и примесей, прежде чем в него можно будет залить вино Божией благодати. Так что те, кто кроток, могут радоваться в Господе, и их единственная радость - в том, что они приведены в сходство с Ним. Они должны быть смирены, прежде чем они смогут почувствовать Его присутствие и Его любовь, или узнать силу Его Воскресения; и по мере возрастания их смирения возрастают их радость и блаженство. Кроткие и сокрушенные сердцем - это те, чья радость возрастает в Господе, и на самом деле это те же глухие, что услышали слова книги, и слепые, прозревшие из мрака и тьмы.
Но сказано, что радость кротких возрастает в Господе. У них может не быть много радости, но если она есть, она в Господе; ее может быть немного, но она реальна. Конечно, если мы честные люди, мы предпочтем один хотя бы небольшой слиток золота тысяче подделок. Так что наша "радость в Господе" может быть очень слабой, но если она настоящая, то это действительно повод для радости - если мы не находим удовольствие в грехе и можем быть уверены в будущей жизни! Если мы когда-нибудь имели радость, какие-то сладкие ощущения, чтобы утешить или ободрить наши души, это "в Господе", а не от нас самих; это то, что Он сделал для нас, а не мы сделали для Него.
4. Бедные. "Бедные среди людей будут торжествовать о Святом Израиля". Какое необычное выражение! И как я смогу лучше объяснить то, что сейчас передо мной? Здесь находится собрание людей, но не все, кто в нем присутствуют, бедны естественно или духовно, хотя они и есть.   Так что "бедные люди" указывают на остаток из множества, несколько плодов на вершине засохшего дерева. В исповедующей церкви как сообществе, как я уже сказал, царят общий сон, невежество, лицемерие, извращения и бунт, и этих людей, часто считающих себя героями и гигантами, едва ли можно назвать бедными, ибо как они могут быть теми, кто не имеют ничего в себе и чувствуют лишь свою вину, распад и убожество? Но Господь обещал, что "бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля". И кто этот "Святой Израилев", если не Господь Иисус, ибо Он есть Святой, Избранный из Израиля, отдавший Свою жизнь для Израиля, Святой, в Котором весь народ оправдан и прославлен! "Бедные люди" не могут радоваться сами, ибо им нечему радоваться, но они радуются не себе, они радуются Святому Израилеву, Которого Бог дал им как мудрость, праведность, освящение и искупление (1 Кор.1.30).
Пока люди не станут в опыте бедными и нищими, они никогда не будут радоваться Святому Израилеву.  Это вполне естественно. Богатый человек радуется своему богатству, роскоши и удовольствиям, что дает богатство, и чем больше благ он имеет, тем больше они дают ему возможностей. Но бедный человек не может радоваться этим вещам; он не имеет никаких излишеств, и не всегда у него есть даже самое необходимое,  и поэтому он не может радоваться тому, чего не имеет. Так и духовно: некоторые исповедующие люди радуются своим знаниям, но бедные не видят в них славы, ибо они находят, что грех омрачает каждую мысль, слово и действие; другие радуются многим добрым делам и деятельным усилиям, но нищие не могут этому радоваться, они никогда не делали ничего, что они могут называть хорошим, и они не больше могут радоваться в своей нищете, чем не имея от природы ничего необходимого для жизни. Но когда Господь является им в Своем завете и во всем Своем служении, как "сильный, чтобы спасать"; когда они увидели Иисуса глазами веры, взирают на Него и прижимаются к Нему как в объятиях, они радуются, что у них есть такой Друг, Посредник, Защитник и Заступник. Но пока они не считают себя бедными, они будут радоваться всему, кроме Него; и они не могут радоваться Ему, не перестав радоваться самим себе. Как же тесно эти люди персонажи связаны между собой в узле жизни у Господа Агнца! Пусть Господь даст мне и вам почувствовать, что мы духовно таковы!
Позвольте мне теперь, подводя итоги, заметить, что все эти фигуры, глухие и слепые, кроткие и нищие, все они могут быть представлены в одном человеке, и если мы научены Богом, мы должны пережить их чувства внутренне и на опыте. Мы часто бываем глухи, хотя иногда слышим слова Книги в нашем уме в силе Божьей, и чувствуем реальность, вес и сладость Слова правды, и хотим, чтобы Господь говорил и мы могли услышать сладкие и утешительные слова, которые поднимут нас ввысь, оживят наше сердце и чувства и приблизят нас к небу. Есть ли это в нас?
Затем мы должны снова войти в наши сердца и убедиться, что мы были слепы и прозрели из тьмы и мрака. Наши свидетельства могут быть смутны, и мы как слепые тычемся в стену, не находя пути, но иногда мы видим сладкий взор Иисуса как   единственный путь спасения, видим Его протянутую к нам руку, искупительную Кровь и любовь до смерти, Его драгоценность, красоту и славу.
А что такое кротость? Что мы знаем о ней? Она представляет собой часть смирения и дает нам чувствовать и оплакивать нашу гордость, ибо гордый не знает, что он горд, и не тужит об этом. Есть ли в таком случае времена, когда мы чувствуем себя сокрушенными и смиренными перед Господом?
А являемся ли мы бедными и нищими среди людей? Конечно, мы можем прийти к этому. Если Господь - наш Учитель, Он, конечно, привел нас к тому, чтобы мы узнали, что мы бедны и нищи, ничего не имеем и не можем найти ничего, чем похвастаться, кроме Святого Израилева? Мы иногда ощущаем торжественную радость и сладость в поисках Святого? Принадлежим ли мы Ему? Не лишены ли мы любви к Нему? Есть ли в наших душах радость о Святом Израиля? Желаем ли мы чего-то, кроме святости и любви Его, хотя мы грязны и загрязнены?
"Горе Ариилу, городу Давида". Это горе произносится в слове Божьем против исповедующей церкви, которая вся погружена в сон, невежество, лицемерие, извращения и бунт. Если Господь сделал так много для нас, дал нам уши, чтобы слышать, когда мы были глухи, глаза, чтобы видеть, когда мы были слепы, смирил наш дух и дал нам радоваться во Святом Израиля - то Он не возвещает нам горе, но освобождает нас от угроз церкви отступившей; Он сделал нас Своим народом, и обещал нам все благословения, что нам действительно нужны, хотя мы считаем себя совершенно недостойными их. И разве Он не делает того, что обещал?
 
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn