Из путевых заметок

Сергий Чернец
Путевые заметки.
«А это значит поперёк судьбы чтоб – ума-то нету!».
А тот работает даже в выходные: «молодой еще, трезвый – ума-то нету!» - не пьет и не курит, прямо, подозрительно как-то.
А другой умный, всё делает быстро, четко и основательно: «в Москве учился – ума-то нету!».
Наши обычно не спешат делать-то, больше работаешь – больше и платят, да еще сложности найдешь, вообще можно попросить доплату, например машину в автосервис отдаешь, а там смотрят, ходят вокруг и находят сложности и цена ремонта увеличивается. А нет, чтобы взять киянку стукнуть пару раз там и тут, поправить все неполадки быстренько, или ключ взять, отвертку, да подкрутить в движке гаечки-болтики, коль грамотный спец по машинам. Ан-нет, надо потянуть, тут ум нужен – выдумать такую поломку-херню, чтобы денежек можно было больше спросить! А если спец, и еще «в Москве учился» - ума-то и нету!

Помнится, как мы были когда-то, давным-давно, веселыми маленькими мальчишками и как нас учили плавать. Существовало несколько методов в этой учебе. Кому-то покупали надувные круги из пластиковой пленки; других начинали учить взрослые на мели, поддерживая за пояс и командуя: «греби, греби», и так далее. Но был и суровый, геройский способ обучения. Он состоял в том, что мощные руки старшего товарища хватают тебя поперек туловища и швыряют, как котёнка, в воду. «Так, так. Барахтайся. Только держи голову над водой и вперед ногами и руками греби». И ты барахтаешься. И вода наливается тебе и в рот и в нос и в уши. А потом, в самую критическую минуту, когда ты уже «нахлебался», - та же рука старшего товарища быстро извлекает тебя уже близко к берегу из воды, и ободряет, говоря с восторгом о достижении твоем: «смотри ты сколько проплыл, из глубины-то!». И чувствуешь себя «мальчиком-героем», хотя потом, ты еще долго прыгаешь на одной ноге, яростно мотая головой, чтобы вытрясти воду из ушей, которая так заложила их, что при каждом шаге в ушах как бубен, как барабан звучит глухо.
И глядь, - через четыре дня маленький юный пловец, воспитываемый, обучаемый в гуманной дисциплине, всё еще бьется в своем надувном пластиковом круге и гребет так себе, а без круга тонет, - тогда как «геройский» последователь-самоучка уже плавает свободно и уверенно и притом плавает не «по-собачьи», а по мужицки – «саженками»!
__________________________
Случалось мне много путешествовать, ездить по всей большой нашей стране в свои молодые годы. И я оказывался в том положении, как тот мальчишка «по-геройски» брошенный в воду, потому что множество народов разных, говорящих на разных языках и со своей культурой поведения проживают в нашей стране.
Тогда, в молодости, поначалу, это казалось «проклятием» и требовалось терпение и сила воли к обучению, чтобы не отчаяться, когда было трудно «выплывать», то есть начать понимать и общаться с другими народами, чувствовать себя «как рыба в воде». Потом я привык к этому, к тому, что надо куда-то ехать, и это чувство ещё долго тревожило меня, хотя много лет я уже жил на одном месте.
Есть такая «цыганская порода» людей, которых тянет «кочевать». Как перелетных птиц весной и осенью тянет к перемене места.
У человека есть много атавизмов: остатки хвоста, позвонки на копчике и другие, тот же аппендикс от жвачных животных, а ещё зоб от птиц. И как сейчас модно говорить, есть «генетическая предрасположенность» к путешествиям.
Это очень интересно, сопоставить, что разные народы думают друг о друге. Но об этом уже много написано книг.  Я поделюсь своим небольшим опытом.
Меня во всех поездках узнавали сразу как чужака. Потому что у всех есть свои особенности, даже до противоположностей: так, например, у болгарского народа, в Болгарии, - наше кивание головой в знак согласия, будет означать «нет», отрицание, там всё наоборот; или в мусульманстве, в Башкирии, в Татарстане, - приходя на кладбище, если мы снимаем шапку, обнажая голову в знак уважения к умершим, то на мусульманском кладбище, наоборот, будет верхом неуважения, шапку снимать нельзя, надо покрыть голову в знак скорби: или посыпать её пеплом и землей, как в Писании написано! И это только общеизвестные вещи.
Тогда как узнать особенности того народа куда ты, по обстоятельствам, попадаешь? Вот я выбрал и понял, еще в молодости своей. «Проводника» быстро найти очень трудно, да еще такого, чтобы был как друг, всё бы пояснил: как входить в дом: сколько раз кланяться при встрече, и прочее. Но есть «зеркало», в котором все люди отражаются такими, какие они есть, со всеми привычками и особенностями. Это зеркало – искусство.
В народном искусстве отражаются и привычки народа и всё поведение людей. На свадьбах поются песни, частушки. Во время народных праздников устраиваются гуляния и снова звучат песни и частушки. Через искусство мне было всегда легче влиться в среду другого народа. Я находил свадьбу, праздник или юбилей и шел к народу. На свадьбах встречали гостя приветливо, и рассказывали и показывали и объясняли всё с великой радостью: люди хотят поделиться своим искусством и своими обычаями.
Искусство не создается на экспорт. Искусство, оно, прежде всего для себя, для своего народа. В нем воплощается дар и потребность народа себя осознать, выразить свою душу на пути искания правды и смысла жизни. И потому, узнавая искусство народное непредвзято, можно понять народ и узнать его.
А еще и потому можно легче понять, потому что искусство создает почву для понимания: оно располагает к искренности, сплачивает людей, опираясь на общую для всех рас и народов способность к переживанию и радости и боли, как свою. И узнают люди про других, а переживают как своё.
Вот, к примеру, музыка – сегодня для неё практически нет преград. В прежние времена, чтобы музыка была услышана в другой стране, должен был состояться торжественный акт концертного исполнения, когда она прозвучит с нотного листа. Сегодня музыка звучит, поет, орет из всех динамиков. И пляшут под неё, и плачут под неё, и путешествует она по морю и по воздуху, компактно и быстро передается.
Поэтому музыка тоже способствует познанию людей друг другом.
________________________
По одежке встречают – провожают по уму.
Нынче люди возвращаются к «бедности». Вот девушки ходят в джинсах рваных, в трикотажных кофточках-рубашках в обтяжечку застиранных-застиранных и мятых. Но эта рубашка только по виду застиранная и вылинявшая: такой материал сегодня на фабриках печатают – модно. А с модой никто не спорит – только глупцы.
В старые времена модными были тяжелые занавеси из бархата, в другие времена сначала актеры театров и поэты стали носить бархатные костюмы из этих самых штор, - голубые, малиновые, зеленые пиджаки. Или позже, те же бедные художники и поэты, собирающиеся в кафе и фланируя пьяные по бульварам Парижа носили вот такое – всё вылинявшее. Словно из всемирного потопа вынырнуло всё человечество, и сегодня подражают старой бедности – ретро, типа, - будто немного обсохло после потопа, а уж разглаживать что-либо негде и некогда. Так и ходят все – пожеванные и мятые. В модных магазинах такую одежду продают и никому не в удивление, за дорогую цену: рваные выцветшие джинсы и мятые рубашки, такими уже сделанные на фабриках.
И вот то же про нравы. Целуются на улицах, на виду у всех людей, обнимаются-обжимаются. и считается, что женщины наши все сплошь вольного поведения. Это огульное мнение. Какое наглое и, главное, глупое враньё! Давно известно, что спрос рождает предложения, а поэтому в каждом крупном городе любой развратный избалованный и богатый человек сегодня всегда найдет себе свой любимый свинушник: игровые площадки, обильные питание ресторанов и конечно женщин легкого поведения.
Но основная масса женщин белее порядочные, чем кажется нам.
Они прекрасные, любящие, заботливые матери. Внимательные и дружественные жены. Отличные, бережливые домохозяйки, замечательные стряпухи. Прочитал я воспоминания о Чехове. Тонкая наблюдательность его, конечно, вне сравнения. Однажды он сказал: «…улыбаясь своей тонкой и немного хмурой улыбкой: - Знаете что? Весь день женщина строит, украшает и чистит свой дом: ну вот точно как птица гнездо. Всё для детей и мужа. А если муж вечером запоздает, то уж она без него ни за что не ляжет спать. Прождет хоть целую ночь. Так вот и в курятнике: куры никак не заснут, если нет петуха, всё возятся, а посадите к ним какого-нибудь петушишку, хоть самого плохонького, сейчас же успокоятся и заснут на насесте».
Сравнение сильное, может не очень красивое покажется, но точное. Все наши привычки – наследственные, как модно сейчас говорить – генетические. А с модой никто не спорит – только глупцы.
Продолжение следует...