Ч. 2 Чернокожая красавица на секретной службе

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/11/16/111

В том же, 1925 году, она рассталась со своим вторым мужем, проводником на железной дороге Вилли Бейкером, но оставила себе до конца жизни его фамилию.

В двадцатые годы во Франции стали популярны джаз, экзотические танцы и песни негритянских исполнителей. На волне этого опьянения американским джазом и наготы исполнителей танцев Жозефина Бейкер стала в Европе знаменитостью.
 
У неё был номер, когда она выходила на эстраду совершенно голая, только в юбочке… из бананов. Публика сходила с ума. В магазинах бешеным успехом пользовались куклы в юбке из бананов.

Ей платили огромные гонорары, по популярности она соперничала с тогдашними  кинозвёздами Мэри Пикфорд и Джоан Блонделл. Её близкими друзьями были Пикассо, Пиранделло, Жорж Руатт, Ле Корбюзье, Эдвард Каммингс, Жан Кокто, Александр Ват и Эрнест Хемингуэй, который назвал её самой красивой женщиной из тех, кто когда-либо жил или будет жить.

Он вспоминал: «Было жарко, но она куталась в манто. Мы танцевали весь вечер, но она его ни разу не сняла. Только когда клуб закрылся, и мы вышли, Жозефин призналась мне, что под мехами на ней не было никакой одежды".
 
Жозефина первая познакомила европейскую публику с чарльстоном, который она полуголая лихо отплясывала на сцене.  Специалисты говорят, что она предвосхитила многие элементы современных танцев.

В 1926 году она впервые записала песню, которую исполняла хриплым голосом. Пластинки расхватывали, как горячие пирожки на вокзале.
 
Немецкий коллекционер произведений искусства, меценат, писатель, публицист, пацифист и дипломат граф Кесслер 13 февраля 1926 года записал в своём дневнике, что после  танца «она даже не согревается, а сохраняет свежую, прохладную, сухую кожу - очаровательное существо».  Граф знал, о чём писал.

После триумфальных выступлений в Париже Жозефину ждал такой же успех в Берлине. После чрезвычайно эротического «Дикого танца», который под звуки барабанов исполнили Бейкер и её партнёр сенегалец Джо Алекс, критики сравнивали её с разными африканскими животными.

В этих сравнениях отражались колониальные мечты европейцев о чувственных африканских женщинах на фоне первобытного леса и другой экзотики. Кстати, раньше Жозефина никогда не бывала в Африке.

«Это танец редкой непристойности - триумф похоти - возвращение к обычаям первобытных времен», - писал французский писатель Пьер де Реньер. Но, что бы ни писали критики, восторг был всеобщий, Бейкер получала от берлинцев массу любовных писем, подарки, цветы.

Иногда расистские комментарии критиков возмущали Жозефину, которая впоследствии вместе с Мартином Лютером Кингом сражалась против дискриминации. «Фантазия белых не имеет границ во всём, что касается черных людей», - говорила она Филлис Роуз, которая была её биографом. Бейкер сравнивала  выпады критиков с реакцией, обитателей квартиры, в оконное стекло которых попал мяч, запущенный играющим ребёнком.

Берлин очень нравился Бейкер. Знаменитый немецкий режиссёр Макс Рейнхардт предложил «чёрной Венере» работать в его театре, но Жозефину переманили в Париж, предложив увеличить её гонорар ещё на  400 франков. Она вернулась во Францию, и правильно сделала, потому что в Германии подули национал-социалистические ветры.

Оживились нацисты и в соседних странах. Когда Бейкер отправилась в европейское турне, зал в Будапеште, в котором она должна была выступать, забросали зловонными бомбами, в Вене, в самой большой кирхе три дня шла служба под названием: «Покаяние за жестокие нападения на мораль, совершенные Жозефиной Бейкер».

В Загребе расисты бросили в зал факелы, в Берлине и Мюнхене ей запретили выступать, распространяли листовки с призывом не посещать шоу «полуобезьян».
3 июня 1927 года она вышла замуж за менеджера Джузеппе Пепито Абатино. Он представлялся как граф Ди Альбертини. Бейкер стала первой чернокожей американкой, которая получила дворянский титул, но всё это было ради рекламы.

Австрийский архитектор Адольф Лоос разработал в 1928 году проект дома для Бейкер с черно-белым полосатым мраморным фасадом, но его не построили. На борту пассажирского парохода «Джулио Чезаре» она пела в кабине для Ле Корбюзье, который нарисовал ее обнаженной.

Он говорил, что она его вдохновляет. После того совместного плавания он построил для неё виллу «Савой». Муж спокойно относился ко всем её любовным увлечениям.

Жозефина совершила турне по Восточной Европе и Южной Америке уже в качестве певицы. В промежутках между выступлениями, она снялась в фильмах «Сирена тропиков», «Зу-Зу» и «Принцесса Там-Там». Она стала самой успешной американской артисткой во Франции.
 
Зато, когда она, уже в качестве знаменитости, приехала в Соединённые Штаты, то столкнулась с неприкрытым расизмом. Её шоу окончилось провалом, Жозефину освистывали, в газетах писали о ней издевательские статьи, оскорбляли.

Потрясённая Бейкер вернулась в Париж. В 1937 году она приняла французское гражданство. «Я чёрная, но я француженка, - сказала она об этом восемь лет спустя, - это моя страна, единственная, где человек может жить в мире».  Тогда же она разошлась с Абатино и вышла замуж за промышленника Жана Лайена. Этот брак расторгли в 1942 году.

Всю вторую мировую войну она провела во Франции и в Северной Африке. Когда Германия оккупировала Бельгию, Жозефина стала медсестрой Красного Креста, помогала беженцам.

Затем Бейкер завербовало Бюро французской военной разведки в качестве «почётного корреспондента». Она вращалась в высших кругах общества, её приглашали на приёмы и концерты в посольства и министерства.

 Связи и знакомства помогали ей доставать визы для патриотов, которые пробирались в Англию, а потом возвращались во Францию в качестве секретных агентов. Как знаменитая актриса, Бейкер могла свободно перемещаться по Европе, посещая нейтральные страны, такие как Португалия, а также некоторые страны в Южной Америке.

 Она передавала в Англию через связных информацию, об аэродромах, гаванях и концентрациях немецких войск на западе Франции. Эти сведения  она писала на своих нотах невидимыми чернилами, которыми её снабдила французская секретная служба. Её связным был капитан Жак Абтей.
 
В 1941 году Жозефина под предлогом излечения от  пневмонии в сопровождении своей труппы отправилась во французские колонии в Северной Африке. Главной её целью было оказание помощи Сопротивлению. Сведения, которые она собрала, передала связному во время поездки в Испанию.

Вернувшись в Северную Африку, она выступала с концертами перед французскими, английскими и американскими войсками. В Каире она отказала в просьбе короля Фарука спеть ему, из-за того, что тот не признал Свободную Францию, но согласилась это сделать, когда Фарук объявил об установлении связи со Свободной Францией.

В 1947 году она вышла замуж за композитора Джо Буйона. Брак продлился до 1961 года. Жозефина была бисексуальной, у неё были связи, и с женщинами, и с мужчинами. В 1951 году её пригласили в США. Концерты проходили с большим успехом. В Гарлеме в её честь состоялась сто тысячная демонстрация. Её объявили «Женщиной года».

Но это был период маккартизма, Жозефину обвинили в симпатиях к коммунизму,  ей закрыли рабочую визу, пришлось вернуться во Францию. Американские власти разрешили ей въезд в страну только спустя десять лет.

Живя во Франции, Бейкер поддерживала Движение за гражданские права США в 1950-х годах. Когда она приехала в Нью-Йорк с мужем Джо, им отказали в бронировании в 36 отелях из-за расовой дискриминации.
 
Бейкер написала статью о сегрегации в Соединенных Штатах. Она выступила в колледже для чёрных в Нэшвилле, штат Теннесси, на тему: «Франция, Северная Африка и равенство рас во Франции».

Она отказалась выступить в клубе Майами, хотя ей предложили 10 000 долларов за выступление,  потому что руководство клуба не соглашалось, чтобы аудитория была смешанная. В конце концов, клубу пришлось уступить.

После этого к ней в номер стали звонить с угрозами куклуксклановцы, но она публично заявила, что не боится их угроз. В 1951 году Жозефина обвинила в расизме администрацию клуба Шермана Биллингсли на Манхэттене, потому что её отказались там обслуживать. Оказавшаяся там актриса Грейс Келли поддержала её. С того времени обе знаменитости стали близкими друзьями.

В знак протеста против расизма Жозефина, своих детей у неё не было, удочерила двух девочек, француженку Марианну и марокканку Стеллину,  и десять мальчиков, японцев Яно Акио, колумбийца Луиса, финна Яри, канадцев Жан-Клода и Ноэля, израильтянина Моиса, алжирца Брахима, ивуарца Коффи и венесуэльца Мара.
 
Замок пришлось продать в уплату за долги. Грейс Келли, которая вышла замуж за князя Монако и стала принцессой Грейс, подарила ей квартиру в Рокебрюне, недалеко от Монако. Из  финансовых соображений Жозефина вернулась на сцену в 1961 году.
Первый спектакль с её участием прошёл с огромным успехом в Карнеги-холле, зрители аплодировали ей, стоя.

В зале не хватало мест, принесли раскладные стулья. Спектакль финансировали принц Ренье и принцесса Келли, и Жаклин Кеннеди Онассис. Среди зрителей присутствовали  Софи Лорен, Мик Джаггер, Ширли Бэсси, Диана Росс и Лайза Миннелли.

В январе 1966 года Фидель Кастро пригласил Бейкер выступить в музыкальном «Де ла Гавана» на праздновании 7-й годовщины кубинской революции. В 1968 году Жозефина посетила Югославию. Бейкер выступала в Белграде и Скопье. Она всё ещё привлекала зрителей всех возрастов.

В 1975 году актриса отметила пятидесятилетие сценической деятельности красочным шоу «Жозефина». Четыре дня спустя она скончалась во сне от инсульта. Её отпевали в Монте-Карло и похоронили в Монако. На похоронах присутствовали свыше двадцати тысяч человек. Как я уже упоминал, хоронили с высшими воинскими почестями – был дан 21 залп из орудий.

В замке, где она жила со своими детьми, сейчас находится её музей.

На фотографии: Жозефина Бейкер в военной форме