Художник и Удача

Анастасия Овсянникова 2
-Для доброго человека удача самая бесполезная вещь на свете! – бездумно объявила Муза Поэта. Ее подруги, музы помладше, перестали щебетать, восхваляя своих подопечных, встрепенулись и собрались вокруг Музы Поэта и Госпожи Вдохновения, которые завели тот странный разговор. Вдохновение легонько повела плечиком, полупрозрачные крылья-шепот качнулись в такт:
-Какое глупое  заблуждение.
-Это истина, моя Госпожа! и она вовсе не глупа! Послушай историю, которую написал мой подопечный поэт. Она лучше всех доказательств. Это история о бедном добряке-художнике, и все здесь правда, кроме того, что дело было ранней осенью и художник все-таки имел семью, хотя и не слишком благоволившую ему.
***
Госпожа Удача – дама капризная – одаривает редких людей. И чем-то в один прекрасный весенний день ей приглянулся вихрастый юноша у фонтана. Весь его облик – сама нелепость – ушастый, тощий, с забавным вихром на макушке, чистые невинные глаза, так искренне улыбающиеся миру, и ловко летающий под пальцами карандаш, заставил Удачу остановиться рядом и заговорить:
-Почему, Мастер, на вашем полотне тучи, ведь сегодня такой чудесный день?
-Эти грозы бушуют в моей душе, - мило улыбнулся художник незнакомой даме в дорогом костюме. Ее лицо было скрыто маской, но он даже не задумался об этом, мечтателю не свойственно обыденное любопытство.
-Но от чего же в вашей душе гроза? - снова заговорила дама.
-Камея - Дочь нашего градоначальника, – художник блаженно улыбнулся, - Я так мечтаю ее нарисовать, с тех пор как увидел ее в первый раз, что бы милый образ всегда был рядом со мной. Но кто, кто пустит в столь уважаемый дом бродягу с улицы?
В подтверждение он вытянул свои босые пыльные ноги.
Удача задумалась, вообще-то она хотела подарить узелок игроку на площади, но …
-Сегодня твой день, Мастер. Вот держи мой подарок.
-Узелок?
-Да. Смело иди в дом, где живет твоя возлюбленная и удача повсюду последует за тобой, но только сегодня и только в одном деле. Смотри не ошибись!
Художник с изумлением рассматривал красную ниточку на ладони, а когда поднял голову, рядом уже никого не было. Долго раздумывать он не стал, как мало сомнений в сердце, если нечего терять в жизни. Идти художник решил немедленно, так как заказов сегодня не было, а грозовое небо, хоть и получилось на редкость хорошо, навряд ли кто-то купит. Художник направился дорогой ведущей через рыночную площадь. В этот день здесь было очень шумно. У бочки, на которой кидали кости любые желающие получить легкие деньги, двое громил держали побитого Игрока, а Кузнец в черном от копоти фартуке намеривался отрубить ему руку.
Художник и Игрок не были друзьями, но они оба выросли на улице и не раз перебрасывались приветствиями, бывало, выпивали вместе, и говорили о женщинах, каждый о своих: Игрок – о порочных и сладких, тех, что летят на звон монет и свет красных фонарей, Художник – о прелестных нимфах, сияющих и манящих как звезды. И хотя не было в городе двух более непохожих людей, им всегда казалось, что они понимают друг друга. Поэтому Художник не мог закрыть глаза своей совести и просто пройти мимо.
- Что случилось, господа?
-Жулика поймали, обирающего честных граждан, а по закону всякому ворью наказание одно – отрубить руку, любую на выбор, – важно пояснил мелкий душеприказчик, - вот ждем когда вор решит какую.
Кузнец как раз примеривался для удара, размахивая перед лицом Игрока огромным тесаком. Игрок, зажмурившись и сжавшись в комочек, больше не просил пощады, удача отвернулась сегодня от него, но он не догадывался почему.
- Я думаю, вы ошибаетесь, - заступился Художник, - этот парень на редкость удачлив. Давайте еще раз проверим его. Кинем кости.
- Ну уж нет, - рявкнул Кузнец, - давать этому пройдохе кости в руки я не намерен.
Но толпа была готова слушать вежливого Художника, к тому же кто откажется от еще одного развлечения?
- Дать, шанс! – твердила людская волна. – Еще один шанс!
Тогда дело решила стража. Ее Капитан дал хороший совет:
- В полку, где служил мой отец, бывало тоже ловили таких удачливых парней, привязывали к колесу, раскручивали и метали ножи, и уж если Игрок так удачлив как ты настаиваешь, бросим в него десять ножей вместо трех.
Игрок измученно смотрел на Художника, не понимая, что тот задумал. Наклонившись к нему, Художник шепнул «Все будет хорошо» и незаметно положил ему за пазуху узелок.
Толпа разрасталась. Торговцы пивом, сушеной рыбой и семечками славили неудачливого шулера, таких продаж давно не было. Тревожный гомон нарастал по мере того как колесо с привязанным Игроком крутилось все быстрее. Кузнец демонстративно медленно повязал на глаза черную повязку, к слову сквозь которую он прекрасно видел. В его руках хищными веерами блеснули десять заточенных ножей.
В тот весенний день смерть как никогда была рядом с Игроком. Он чувствовал каждое ее прикосновение там, где едва касались кожи ножи, но удача, покинувшая его утром, сейчас не дала Кузнецу ни единого шанса.
-Надо же, это и вправду была Госпожа Удача!- по-детски восхитился Художник.
Вечером они с Игроком лежали на крыше дома и пили огненное вино с дальних гор.
-Значит, ты говоришь, что сама Удача дал тебе всемогущий узелок? Спасибо, что спас меня, но разве ты не жалеешь, что потратил такой шанс впустую?
Художник пожал плечами:
- Мир не станет лучше, если в нем появиться еще одна картина.
-Но разве он станет лучше, если у шулера будут обе руки на месте?
-Все может быть, мой друг, в этом мире все может быть...
Они немного помолчали.
-Скажи, зачем ты так хочешь нарисовать ее? – спросил Игрок, его совесть была все еще растревожена, даже вино не помогало успокоится, - зачем? Ты ведь с каждым днем видишь все хуже и хуже, придет время и ты совсем ослепнешь. Зачем слепцу картина?
- Я так люблю Камею, что буду рисовать сердцем и душой, она обязательно заберет портрет себе и будет иногда думать обо мне, а ее нежный облик навсегда проникнет в мою память, став самым прекрасным воспоминанием. О, да, она станет лучом света в моей вечной тьме!
Игрок поежился будто от холода. Зачем существует такая бесполезная любовь, когда не можешь прикоснуться, не может спать и есть, только грезить? Лучше спать со шлюхами, где все честно – тело отдельно, а душа отдельно.
Утро началось хорошо. Удача всем улыбалась из-под маски и люди, повстречавшие ее были готовы взлететь от переполнивших их чувства счастья и легкости. Сегодня Удача спешила к Художнику, ей не терпелось увидеть картину красивой девушки.
Юноша снова сидел у фонтана, а на его коленях лежал небольшой набросок. На белом листе бумаги Удача увидела знакомый хитроватый прищур глаз. Игрок.
-А где же портрет девушки?
-Вчера я отдал удачу тому, кому она была нужнее, все равно слепому картина не к чему.
Долго думала Удача над его слова и еще сильнее ей захотелось,  чтобы портрет был нарисован.
Как нам дороги наши душевные порывы и как преданны мы тем, кому дарим свое великодушие!
«Наверное, ничего не вышло, потому что я дала ему не его узелок. На этот раз выберу тщательнее.»  Длинные пальцы ловко перебирали узелки везения, но чем дольше шло время, тем сильнее хмурилась Удача.
Художник благоговейно смотрел на Госпожу Удачу, на ее ладони лежала тонкая алая ниточка.
-Вот единственная в своем роде, может все, но только сегодня и при условии, что больше ты меня не встретишь. Понимаешь, что это значит?
-Что сегодня у меня в руках будет вся моя удача.
-Твоя и ничья больше. Не разменяй ее на пустяк. Потому что больше меня ты не встретишь!
Художник поверил Удаче. Его ладонь крепко сжала нить. «Сегодня я могу все. Я могу все. Я. Только Я и только сегодня!»
Внутри все мучительно ныло, душа рвалась на части пытаясь придумать что-то хорошее для себя и горожан. Он просто обязан поделится удачей с кем-нибудь еще.
Художник отправился за советом к единственному другу.
-Смотри. Сегодня я точно смогу нарисовать мою Музу Камею, но только стоит ли тратить всю свою удачу на рисунок?
-Конечно, нет, болван! Иди к ее отцу и проси руки Камеи. Станешь зятем градоначальника, заживем. – сказал Игрок.
Художник расстроено качнул головой. Не такой помощи он ждал. И вновь его охватили сомнения.
Может действительно попросить ее руки? Но если она любит другого? Какое он имеет право распоряжаться ее судьбой?
Весь день метался Художник по дороге от фонтана до дома Камеи, близился вечер и юноша так и не придумав достойного применения удачи, наконец-то решившись бросился бегом к дому градоначальника и не дойдя до его дома совсем чуть-чуть он услышал как кто-то тихонько плачет. На теплой мостовой сидела девочка десяти лет в красном ситцевом платье. Уткнувшись к драные колени, она уже не ревела, а всхлипывала. Юноша мигом забыл о своих метаниях и опустился на колени перед ней.
-Что случилось, дитя?
-Пропал мой брат, - тихо прошептала она.- и я во всем виновата. Я должна была смотреть за ним, а не на танцы и клоунов. Что же я скажу родителям? Папа и мама не за что не простят меня, поэтому домой я не вернусь.
-Не плачь, давай вместе поищем его.
-Ничего не получиться, я весь день искала и звала его, у меня даже голос пропал, слышите, - печально всхлипнула девочка.
Художник обернулся, в закатном солнце дом градоначальника выглядел еще внушительнее и неприступнее. Таким он и запомнил этот вечер, мечта рядом как никогда и вся удача в кулаке, но совесть хуже черта за плечом.
Он протянул ребенку руку и ободряюще улыбнулся:
-Скажу по секрету, я волшебник и мы обязательно найдем твоего брата.
Девочка доверчиво вложила свою ладошку в руку Художника – красная нить сплела судьбу и удачу вместе.
На утро Художник ослеп и все что ему осталось сидеть с плошкой для подаяний у фонтана.
Людская молва сильнее чудес и узелков. Игрок после кувшина вина любил рассказать о глупом юноше, жившей мечтой о прекрасной как цветок дочери градоначальника, и Удаче, давшей чудаку два невероятных шанса изменить судьбу.
Люди передавали его историю из уст в уста с восторгом и непониманием, как нравоучение всем добродушным глупцам. И вскоре эту историю услышали в доме градоначальника. Прогуливающаяся по городу Камея посетила слепого Художника, но даже она лишь рассмеялась над глупым юношей, но доброе сердце художника с любовью вспоминало ее звонкий смех. Она все-таки осветила его тьму.

***
-Вот видите, госпожа, - снисходительно улыбнулась Муза Поэта, - моя легенда – самое лучшее доказательство.
Вдохновение печально качнуло крыльями.
-Как это грустно, когда талант и Муза приходят к глупцам. Только жадное и завистливое сердце могло осудить художника.  Надеюсь, я смогу найти слепого юношу и помогу ему нарисовать портрет пусть даже в пыли.
И вдохновение упорхнуло прочь. Музы долго и взволнованно щебетали, пока не решили, что не стоит осуждать Госпожу Вдохновение за слабость к несчастным людям. Пусть творят, ведь будут кому-то  нужны и рисунки на пыли.