Другое я. Русский мат

Ирина Белугина
     Это очень неоднозначный вопрос - вопрос употребления искажённых грязных слов. С одной стороны, они имеют очень большую силу, используемую с разными целями. Но, с другой стороны, не является ли их использование показателем плебейской распущенности, отсутствием самоконтроля, самоуважения и силы духа? Не является ли их использование неадекватной заменой, жалким суррогатом настоящей силы души и сердца? Не являются ли они отсутствием ответственности и непониманием элементарных вещей - о силе воздействия словом, о законе отражения и т.п.? Обо многом об этом можно и нужно говорить.
     Однако, на данный момент хорошо уже то, что об этом вообще начали говорить, что ненормативную лексику начали принимать и находить в ней плюсы. Это начало пути к осознанию социально-психологических причин возникновения и употребления нецензурных выражений, о причинах и следствиях их использования, это начало преображения и восстановления оскудевшей и обмельчавшей нации. И мат, матерные слова имеют к этому самое прямое отношение.
     Мат балансирует на грани между запретным, тайно-страстно-грязно-властно-грубым удовлетворением вызовов  умствующей плоти, пролегающей буквально рядом темы вдруг обретших волю и испуганную самодурную властность испражнений, на грани между  использованием штрихов тёмной магии, способных отнять энергию или вызвать резкий её прилив, крайне необходимый в данном конкретном случае. В любом случае он - от лукавого, он один из грехов - грех сверноскловия, грех загрязнения, от которого портится, спотыкается мелодия гармонии жизни, вызывая сопутствующие и последующие изменения вокруг.
     Нецензурные, неприличные выражения - это нечто очень сокровенное, глубинное, сакральное. Из сердцевины самого образования системы под названием человек, его базисных основопологающих древних структур. Человек устроен так, что он постоянно находится в состоянии выбора, в состоянии отражения, это и есть так называемая дуальность. Посему, он не в состоянии быть абсолютно хорошим-идеальным. Это не согласуется с условиями существования системы. Отсюда желание пикантности, чуть-чуть дёгтя(который и оттеняет мёд, подчёркивая его достоинства и вообще его полное и абсолютное право на существование) и желание осуществить свой свободный выбор(попробовать и плохое в том числе, чтобы затем, оттолкнувшись от плохого, всё-таки вернуться к хорошему), и страсть к запретному, тайному, как право на самостоятельность, взросление, право дерзать, стремиться и преодолевать. С другой стороны, лаконичность, ёмкость, звучность и хлёсткость этих слов заслуживает отдельного обсуждения. 
     Удивительна связь слова "мат" со словом, дорогим каждому, со словом "мать". Фрейдистское объяснение, пожалуй, подошло бы, не живи мы в России. Возможны несколько вариантов объяснения. Один, наименее приемлемый, состоит в том, что нецензурные слова  - это часто защита, последний бастион, где и когда отступать дальше некуда. Но ты, защищаясь, всегда защищаешь кого-то или что-то, что тебе дорого, хотя бы мысленно. Тех, кто за твоей спиной. Другое объяснение состоит в том, что должна быть нижняя граница грязи, до которой может опуститься человек. И она должна быть чётко обозначена, с некоторыми колебаниями около и вокруг неё. И эта граница и есть мать, преступление против матери, своей ли, чужой, не так уж и важно. В данном случае мать выступает обобщённым понятием общей матери, женственности, добротетели, чистоты и невинности. И третье объяснение - это то, что матерные слова вызывают низкочастотные вибрации, и, вне зависимости от цели и задач их использования, вызывают постепенное падение нравов, следствием которого и является умозрительное, живущее лишь в речи, но от этого не являющееся менее пагубным, преступление против материнства и жизни вообще.
     Интересны и их обозначения, названия. "Матерные выражения" или попросту "мат", скорее всего, связан с низшей границей падения. "Неприличные выражения" проясняют границы внешнего приличия, обязательных общественно-значимых  норм поведения, нарушение которых в сути языковых явлений допустимо, но сам допуск этого в речи отвергает эти действия в реальности. "Нецезурные выражения" сообщают о существовании некоей цензуры, которая гласно ли, негласно ли способна вымарать из жизни целые страницы её, жизни, проявлений без её, жизни на это согласия.
     Что же касается нынешней тенденции обнародования мата, нивелирования его возрастной и социальной границы, она лишь сообщает о происходящих и грядущих в обществе изменениях. О потере им былой магической силы, измельчании и упрощении, стирании важной энергетической составляющей. Явление мата, как обыденной вещи, делает его утилитарным, разменным, обесценивая былое его почти величественное значение. Всё это ведёт к стиранию границ между матом и обыденной речью. Это путь его исчезновения, путь, проходящий через сердца подрастающего поколения. Пропуская через себя части этого былого магического плохого, они, молодые и юные, получают своего рода прививку против грязи, пошлости, против унижения и растления. И, как бы ни казалось блюстителям нравственности, что всё совсем наоборот, это действительно так. Поживём, увидим.