О спорт! Ты - мир?

Михаил Мороз
               


«О спорт, ты – мир!» – восторженно восклицали по всей планете  те, кто верил в гуманистические  принципы, провозглашенные  Пьером де Кубертеном.
 
Истово верили в эти принципы советские спортсмены. Израненные, измученные, истощенные недавно завершившейся войной, потерявшие в горниле невиданных по жестокости сражений лучших своих братьев и сестер, наши спортсмены впервые выступили на Олимпиаде в 1952 года. Они поразили всех беспримерной самоотдачей,  оставшимся в крови фронтовым мужеством, чудодейственной волей, поразительной ответственностью перед своим народом, Родиной и теми идеалами, которым  искренне были преданы и которым до самопожертвования служили.

Всё это позволяло им восполнять пробелы в технической подготовке, спортивной одежде, необходимой, по западным стандартам, амуниции, питании, отсутствии спортивных баз и элементарных условий для совершенствования своего мастерства.
Они ничего не знали о допинге. Честь, достоинство, несокрушимая вера в идеалы, которым присягнули, - вот что было для них «допингом». Именно этот «допинг» придавал им силы. Именно он помогал находить в организме дополнительные ресурсы для почти неравного соперничества с холеными, откормленными, серьезно подготовленными атлетами Запада.

Второе место наших спортсменов в Хельсинки 1952 года – небывалый, поразительный успех. Запад был в изумлении, в том замешательстве, которое довело многих недругов советской страны до бешеной ненависти и мести. Эта бешеная ненависть и месть преследовали советских атлетов всегда и проявлялись в таких изощренных формах, что другим спортсменам было бы не под силу даже участвовать в состязаниях.

В сущности, наши спортсмены в ту далекую пору не были профессионалами. В том смысле, что вид спорта не был для них средством кормления, «добычей», единственной возможностью содержать себя и семью. (Впрочем, для некоторых спортсменов Запада тоже).
 
 Но все постепенно менялось. В мире, где всё на продажу, Олимпиада, где провозглашались  идеалы честной бескорыстной борьбы, превратилась в инструмент бизнеса. Безграничная коммерциализация Олимпиад заставила всех спортсменов перейти на профессиональные рельсы.
 
«О спорт, ты – мир!» - произносят вслух все до сих пор. Но человеческий пафос замечательного  лозунга стал угасать. Олимпиада стала восприниматься как одна из форм бесчеловечной конкуренции между странами и спортсменами. Она превратилась для профессионального спортсмена в средство желаемой поживы. Медаль и слава приносит в наше время невиданные прибыли.  Гимн, знамя, чувство Родины – всё это еще есть. Но они стали ширмой, за которой, как за кулисами, прячется такое неприличие, такая звериная алчность, взращенная на желании иметь деньги, что уже каждый готов вцепиться в соперника, как хищник, которому помешали в добыче на его территории.

Теперь каждый спортсмен должен себя осознавать не честным атлетом, а римским гладиатором. За гладиаторами следят хозяева. У них – основная прибыль, которую они собирают со зрителей. Их, зрителей, не случайно назвали фанатами: они желают теперь не мира, а «хлеба и зрелищ». Здесь культивируются самые низменные шовинистические чувства болельщиков, готовых видеть поверженных соперников в крови и даже гибели. Бедный  де Кубертен перевернулся бы в гробу, узнай он, во что превратили буржуазные хищники его великую задумку. Олимпиада теперь – война. Война за прибыль, за славу, рекламу и деньги.

Но, как оказалось, не только это. Олимпиаду превратили в тот политический инструмент, с помощью которого почти беспрепятственно можно вести гибридные войны с неугодными государствами.

Жаль, что Россия, не учтя страшной трансформации выдающегося состязания, придуманного добрейшим  человеком, чтобы помирить людей всей планеты, не желая видеть, что безудержная коммерциализация  уничтожила самый дух честной борьбы, с рвением, достойным лучшего применения,  ввязывается в эту наперсточную игру. А Олимпиада по нынешним временам –  игра наперсточников, где западным «больным» спортсменам позволительно для победы принимать запрещенные препараты…

Под шумок в непотребное «кушанье» таблеток ввязались и наши спортсмены. Не все, конечно. Но искушение было велико для некоторой части «гладиаторов», возжелавших медалей, денег и славы. Не  думаю, что этому способствовала власть. Но Мутко… Что-то, вероятно, намутил он во время Олимпиады в Сочи, чтобы угодить... Западные недоброжелатели, пользуясь вольным или невольным прохиндейством наших спортивных чиновников,  ухватились цепко, беспощадно, смертельно…

Пустят ли наших атлетов в Пхенчхан на «гладиаторские» состязания, где уже нет правил и установок чести?
Если даже и разрешат, то сии гладиаторские бои уже не хочется видеть. Там уже нет ни мира, ни чести, ни достоинства, а  есть только продажа бессовестного зрелища как товара, самое пошлое политическое непотребство и неприкрытое издевательство над нашей страной.

В сущности, пишу об общеизвестных вещах и думаю: «Что же делать?»  И отвечаю самому себе, что такие состязания, где всё на продажу, не имеют права на жизнь. Они не могут  называться Олимпиадой. Ведь нарушаются её принципы, традиции и основные цели. «Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничному развитию человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства» - говорится в хартии.

Нынче Олимпиаду превратили в инструмент войны… Надо вернуться к хартии и крепко следовать ей. И наша страна должна сделать всё, чтобы возвратить Олимпиаде её изначальное значение.

А коммерцией пусть занимаются на состязаниях «гладиаторов»…

*Рисунок из Интернета