Кружева

Беломорье
Среди скал, укрытых мхом, есть дорога одна. К диву чудному кем-то проложена. Золотая она. Правда, золото то не холодный металл, а резное оно, кленовое, с медной крошкой дубовых листьев смешано.

Ветви стройных деревьев сплелись в светлом серебре небес в кружева. Восхищали они своими узорами всякого, кто ходил по златому пути, что лежит между скал могучих.

По той дороге шёл путник, и был очарован красотой открывшего ему видения.
Не знал он пути этого, но чувствовал, что именно эта золотая дорога выведет его к роднику с живой водой, что расположен был на высокой горе.
Занемогла у путника матушка. Множество лекарей и знахарей лечили её, толку было мало. Угасала матушка. Хотя и молода была. Только живая вода из родника смогла бы спасти её.

Ах, какая она была мастерица кружева плести, так и ни в сказке сказать, ни пером описать. Приезжали за кружевом, что матушка плела, из царских чертогов и из-за морей дальних.

Вязь этого тонкого кружева была подобна искусному плетению шелкопряда. А если примеряла кружевной платок старушка, так в тот же миг она становилась молодицей. А уж если красавица накидывала на плечи плетение ажурное, то взгляд от неё было не отвести.

Вынул путник платок кружевной из поясной сумы, да над головою своей поднял. Сложились узоры веток кружевных с узором, который матушка на платке сплела, и в тот же миг полыхнула молния, да такая яркая, что глаза перестали видеть. А когда привык взор к очертаниям скал и златой дороги, то увидел странник перед собой исполина каменного.

Громогласен был вопрос великана:
- Зачем в наши края пожаловал? – спросил он путника.
- К роднику путь держу, что водой живой питает землю нашу, - ответил бесстрашно путник, не убоявшись ни грозного вида исполина, ни громового голоса его.
- А знаешь ли ты, путник чужеземный, что не всякий сможет воду живую из родника добыть?

- Не знаю, но готов к любым испытаниям, если они надобны, для получения воды живой. Матушка моя занемогла. Лишь водой живой ей помочь можно. Поэтому и пришел в края далёкие, - сказал странник.
- Родник подо мной находится. Поставили меня его охранять. Но с той поры, что здесь стою, не одного храбреца видел, ушли они все ни с чем. Не смогли раздобыть воды живой. Хватит ли у тебя сил сдвинуть меня с места, чтобы родник снова жил, да чтобы и я жив остался? – вновь задал вопрос великан каменный.
- Зачем тебе охранять то, что пользу может принести многим? – спросил исполина путник.

- Околдован я. Превращен в камень исполинский. Охранял я с сестрой своей эти края с родником с живой водой от злых людей. Но однажды появилась здесь злая старица. Плохо ей стало от того, что мужи у нас богатыри, а девы все как одна красавицы. Превратила она меня в каменного истукана, и на родник поставила. Нет ходу воде живой. А сестрицу мою в скалу у моря заковала, чтобы не видели её, чтобы не слышали её дивные песни, что пела она у источника.

Охраняю я и сейчас родник. Велела мне старица злая хранить его воды от добрых людей. А откуда мне знать, добрый ты человек или нет?
Хотя, скажу тебе по секрету, дорога золотая не даёт мне возможности дать сдвинуть себя с места злому. Лишь доброму человеку это под силу.

Приходят странники, говорят, что пришли за живой водой, чтобы излечить кого-то, но как только я прошу их освободить родник, то путники и странники пытаются расколоть меня, или, ухватив меня за голову бечевой крепкой, стащить с родника. Но не по нраву мне такие методы. Говорю всем, что я должен остаться в здравии и не должен нисколько пострадать, - громогласно провещал исполин.

- А давай-ка мы тебе примерим платок матушкин. Она его мне перед уходом дала, сказала, что в пути он поможет не раз, а матушке многое известно, – сказал странник и накинул на плечи исполина тонкое кружево платка.
Вздрогнул исполин, вздрогнула земля, скалы застонали. И опять сверкнула молния ярчайшим белым светом, перестал видеть путник. Когда же стал видеть ясно, увидел он, что стоит перед ним богатырь вместо каменного исполина.

Заговорил богатырь:
- Слава матушке твоей, знала она, что мне можно помочь только так. Лишь кружево, сплетенное с любовью, да накинутое на плечи доброй рукой, может снять заклятие! И тебе, путник, слава! За спасение мое, да за освобождение родника благодарю тебя!
И сошел богатырь с места, где стоял до этого.

Сразу же на этом самом месте тихо заструился родничок, а потом всё сильнее и сильнее начал бить из-под земли.
Оросил родник своей живой водой окрестности. Забил фонтаном брызг радужных. Заискрилась водица в лучах солнечных. Превратилось серебряное небо в лазурное. Солнце, утверждая свою любовь ко всему в небе и на земле, засияло.

Встал на колени богатырь. Обратился к земле-матушке:
- Мать-Земля! Кормилица наша! Водицы живой отведай. Прости меня, что держал в плену воду живую, питаться не давая тебе.
Тихим голосом ответила Мать-Земля:
- Что мне делать с вами, дети мои неразумные? Не казнить вас надо, а миловать. Лишь любовью людскою земля да живой водой полнится.

Поцеловал богатырь землю-матушку. Поблагодарил за сердце её понятливое и доброе.
А странник набрал живой воды в корчагу, а вторую корчагу богатырю передал, он знал, что сестрица его в скалу заключена, и тоже в воде живой нуждается.
По дороге златой от родника к морю шли два путника. Богатырь со странником. У моря неспокойного синего одиноко стояла, наклоняясь к водам бурным, скала.

Оросил живой водой скалу богатырь, а странник покрыл плечи скалы кружевным платком, и в то же мгновение рассыпалась скала в прах, и вышла девица красоты невиданной. Бросилась она богатырю на грудь со слезами радости.

К ночи того же дня трое путников поднялись на гору, где журчал оживший родник. Собрались вокруг родника многие звери и птицы. И старица злая пожаловала. Увидев, что родник ожил, загоготала она смехом страшным. Но не испугался её странник и накинул на плечи старухе кружево, и стала старица девицей. Пропала в ней тут же злость черная. Поднялась злость вверх к туче темной, и пролилась туча дождём. Старица-девица, несмотря на темноту ночи, смеясь и играя с олененком, подошедшим к ней, побежала по золотой дороге вниз.

На горе не спалось никому. Радовались все ожившему роднику, радовались расколдованному богатырю, красавице, выпущенной из объятий скалы, и путнику, который смог помочь с помощью волшебного кружева всем, с кем свела его жизнь в этот день.

Ночь выдалась звездная, яркая.
Соткали небеса кружево из сияющих звезд, и протянулся мост волшебный от горы до дома странника.

В ту же ночь по звездному кружевному мосту добрались до дома странник со своими друзьями.
Сразу напоил странник матушку живой водой. Она и выздоровела.
И долго еще радовала она всех своей чудной работой, удивительными тонкими кружевами.