Старшеклассники. Курс ОБЖ в лицее

Наталья Алексеевна Горенко
 
    Однажды в воскресенье, стою на службе в Ильинской церкви. Народ хором вторит диакону: «Господи! Помилуй!». Это повторяется много, много раз; в это время видимо читались записки.  Мне представился приход в церковь старшеклассников.  Каким это им покажется средневековьем, и я сказала об этом батюшке, отцу Игорю.  А он только сказал, что о если бы всё было так, как в старые времена.

    Далее я делаю несколько шагов к церковной лавке и покупаю последний экземпляр книги «Не бойся, малое стадо!» Игумена N, о духовной брани в современном мире (возможно, это был Серафим Роуз). Читаю, и у меня начинаются страхи. И мне хочется бежать в церковь и говорить, говорить: «Господи, Помилуй! Господи, Помилуй!»
   
    В 2006 учебном году, у меня не наметилось никакой просветительской деятельности, и это меня огорчало.
    Во время причастия, в день моих именин восьмого сентября, мне так ласково улыбнулась Владимирская икона Божьей Матери.  Икона в «Ильеше», всегда улыбается, но в тот день я вдруг это увидела.  А через два дня я уже приступила к работе учителя ОБЖ в десятых и одиннадцатых классах, в лицее Маргариты Владимировны, с моим условием - вводить в предмет элементы православной культуры. Что я и принялась с увлечением выполнять, варьируя между тем, что «А у нас многонациональная страна!» и тем, «Какие права в отношении религии есть у русской, государствообразующей нации в этой стране?»
     На переменке ко мне подходит десятиклассница. Она хочет выбрать тему для доклада по ОБЖ о безопасности на дорогах. У неё погибла близкая подруга во время первой поездки с парнем на новенькой машине. И в этом случае, а иногда на весь класс говорю, что с позиции верующего человека перед поездкой или важными, или опасными обстоятельствами нужно помолиться. Это первое и может быть самое главное для безопасности жизнедеятельности.

     Однажды с галёрки вопрос одиннадцатиклассника: «А из какой Вы секты?» 
     Отвечаю: «Из той же, откуда Суворов, Ломоносов, Пушкин, Достоевский и президент Путин. В стране строят храмы, а вы о них почти ничего не знаете».

     Тема «Семья».  Вопрос от милой девочки: «А кто главный в однополом браке?» Другая девушка, Евгения, одиннадцатиклассница утверждает, что прочла и Библию, и Коран, и нигде ничего плохого «об этом» не сказано.
     Юноша, готовящийся к поступлению в военное училище, предлагает мне посмотреть художественный фильм, занявший призовое место на известном международном кинофестивале, о любви двух юношей.
    Ещё мне предлагают диск, где рассказывается о многих известных людях с «нетрадиционной ориентацией».
    Смотреть то, что вредно для души не хочу и не буду.
    А на поднятую тему Библия даёт однозначный ответ:« Содом и Гоморра, стёртые с лица Земли». На месте этих двух древних городов образовалось единственное на Земле море, Мёртвое, в котором нет никакой жизни, только горькая вода.

    Вспоминаю, как мы с подругой дружили и любили друг друга, как я мечтала жить с ней в одном доме, но причём здесь постель?  У нас не было диких мыслей.  Мы не могли себе представить патологию, которая сейчас кем-то и где-то объявляется нормой, калеча жизни людей.  Это не может быть нормой, потому, что это вырождение.
    Хочется думать, что на ребят повлияли наши разговоры.
Когда были вопросы о вере, о чудесах, рассказывала маленький эпизод о поездке из лагеря, где несколько лет работала летом.
    В электричке мне ехать до города два часа. Самое время почитать. Взяла с собой небольшую Библию, а очки забыла.
   Сижу и говорю про себя: «Господи. Я так хотела целых два часа почитать Библию. Сделай, чтобы у меня улучшилось зрение, чтобы я могла это сделать».
Но зрение у меня, в ответ на мою довольно наглую просьбу, не улучшается.
   Может через минуту или две встаёт один человек из нашего купе и выходит в тамбур. Потом второй тоже вышел молча. У окна освободилось место. Поборов стеснение, пересела к окну и начала читать Библию, так как у окна мне всё стало видно.
              P.S. Интересно, что с годами, на сегодняшний день, очками я
                практически не пользуюсь. Не сразу поняла, что один глаз стал
                сильно близорукий, а второй - дальнозоркий. И в целом, я
                спокойно читаю и вблизи, и вдали. Неужели это по той моей
                дерзкой просьбе?!
   
    В кабинете ОБЖ были полезные фильмы по поведению в толпе, но рекомендованные для показа школьникам фильмы о наркотиках, произвели на меня, как учителя, удручающее впечатление. В них присутствовал сильный просвещающий элемент. И если я не знала и не интересовалась разновидностями этого смертельного зелья, то в фильмах зачем-то это подробно рассказывалось.
   
    По-возможности, старалась говорить с учениками так, как  бы я говорила на темы учебника со своими детьми.
  Рассказала, что однажды вычитала, что некоторые люди могут с одного раза подсесть на смертельную зависимость от наркотиков и когда в молодости мои подружки медсёстры решили попробовать наркотик, оставшийся у одной из них от умершего пациента, я не стала этого делать.

   Рассказала, что в двадцать лет я закурила, (взяв папиросы у   отца) и курила  год. Сразу попала в зависимость и поняла, что теперь мне надо не только есть и пить, но ещё и курить!
   Почувствовала, что стала рабой. Бросила с трудом, но с первого раза
 и мне несколько раз снилось, как кошмар, что я снова закурила.
 
   Жалоб по поводу преподавания курса ОБЖ за год не поступало.
   Учебный год подходил к концу. Один старшеклассник с горечью сказал мне при встрече во дворе лицея: "Где Вы были раньше?"
   На следующий учебный год лицею и мне надо было выбрать: изучение ОБЖ вне стен лицея или добавить организацию недельных военных сборов и прочее.
   Ранняя и дальняя дорога, постоянное балансирование между допустимым и желаемым, подвигли меня оставить ведение этого курса для старшеклассников.