Во главе судейской династии

Федор Быханов
Весь прошедший 2016 – 17 учебный год старшеклассники средних общеобразовательных школ Бийского района были охвачены мероприятием под названием «Мир правосудия. Это должен знать каждый». Оно проводилось комитетом администрации муниципального образования совместно с руководством Бийского районного суда по заранее составленному общему плану работы, направленному на совершенствование правового воспитания несовершеннолетних.

Председатель жюри

Завершающим этапом стало участие лучших юных знатоков российских законов в конкурсе игровых уголовных судов с присяжными заседателями из числа их сверстников, представлявших образовательные организации различных сельских поселений. По общему мнению, выраженному председателем районного суда Валерием Поповым и руководителем комитета по образованию и делам молодежи Надеждой Мащанской, мероприятие прошло на самом высоком уровне и принесло именно те результаты, на которые рассчитывали его организаторы. Тогда как в достижение этого успеха немалый вклад внесло компетентное жюри, составленное из профессиональных правоведов во главе с судьей Бийского районного суда в отставке Ириной Обуховой.
Данный выбор оказался совсем не случайным. Ведь стаж работы Ирины Владимировны в суде превышает 27 лет, из которых двадцать она была судьей, работала с Уголовными кодексами нашей страны в редакции как 1961-го, так и 1996 года. С 2003 года являлась куратором по уголовным делам судебных участков Бийского района, делясь с молодыми коллегами своим богатейшим опытом, начало которому положило одно из первых уголовных дел, которое рассматривал тогда еще Бийский районный народный суд под председательством Ирины Обуховой.

Эхо давних выстрелов

В настоящее время далеко не каждый сезон объявляется весенняя охота на водоплавающую дичь, а в тот год, когда началась карьера судьи Обуховой, масса людей, увлеченных отдыхом на природе, свои выходные дни проводили в обширных охотничьих угодьях, раскинувшихся на территории Бийского района. В том числе и на ведомственных базах отдыха, какими располагали многие крупные промышленные предприятия оборонного комплекса, где в период майских праздников раздалась стрельба, обернувшаяся гибелью человека.
Не все в той трагедии, послужившей основанием для возбуждения уголовного дела, однозначно оценивалось в самом начале судебного процесса. Понадобилось еще и  кропотливое следствие, проведенное в зале суда, чтобы виновный не избежал полагающегося ему возмездия за совершение тяжкого преступления. С тех пор прошло  более тридцати лет, но Ирина Владимировна не забыла и мельчайших деталей вынесенного приговора. Вот только по ее просьбе при описании случая из судебной  практики пришлось изменить имена и фамилии лиц, задействованных в истории, когда роковым образом на судьбы людей повлияло пагубное пристрастие одного из них к алкоголю.

На посошок перед охотой

В конце трудовой недели на базе отдыха уже все было готово к приезду первых обладателей путевок, выписанных в заводском профсоюзном комитете предприятия, входившего в сферу одного из ведущих машиностроительных министерств Советского Союза.
В домиках, поделенных на несколько комнат каждый, для постояльцев имелись заправленные постели. Для общего пользования там же была и кухня с электрической плитой для приготовления пищи. Тогда как для рыбацкой ухи или охотничьего наваристого супа отдыхающим нужно было проявить собственное мастерство в обращении с удочкой и ружьем, что пока не удавалось, к сожалению, водителю заводского гаража Сергею Кареву.
Пользуясь знакомством с водителем автобуса, он вместе со своей супругой Галиной приехал сюда первым пятничным рейсом, отправившимся за город, едва «пропел гудок заводской», сигнализируя об окончании и рабочего дня, и трудовой недели. И пока  другой транспорт еще только должен был доставить сюда остальных любителей охоты и рыбалки, супружеская чета уже начала готовиться к ужину.
Сергей Петрович с удочкой ушел к реке, а Галина Павловна отправилась за покупками к столу в ближайший поселок, где имелся продовольственный магазин.
И час, и другой, глядя на замерший поплавок, горожанин так и не выудил ничего для ухи. Потому надеялся на то, что из магазина должна была принести супруга. Смотав удочки, он отправился встречать ее к неприметной калитке за хозяйственными постройками базы отдыха, откуда до поселка вела тропинка с кратчайшим, нежели автомобильная дорога, расстоянием до торговой точки.
Там же, как раз проверял надежность замков на складских дверях сотрудник базы отдыха Алексей Васильев, ранее вручивший супругам ключ от их комнаты в домике на несколько таких номеров.
Перекинувшись десятком обычных фраз, связанных с перспективами завтрашней утренней охотничьей зорьки, мужчины заметили появившуюся со стороны поселка женщину. Карев, узнав жену, направился навстречу, чтобы помочь нести тяжелую сумку, а Васильеву нужно было встречать приезжих, прибывших очередным рейсом заводского  ведомственного автобуса

Прицельная стрельба

Там среди прочих гостей оказался и его давний знакомый Глеб Артамонов. Его дежурный по базе отдыха поселил на особых условиях. В ту же самую комнату, что занимал лично в домике, через стенку с номером, отведенным чете Каревых. Очередной обход охраняемой территории Алексей провел уже с наступлением вечерних сумерек.
Убедившись, что кругом царит порядок, он отправился к себе в домик, уже с порога  почувствовав удушливый запах гари. Но это оказался лишь чад от подгоревшего свиного сала, что неумело пожарил себе на ужин товарищ по комнате.
Распробовав свою готовку, Глеб теперь лежал на кровати с книжкой в руках, вчитываясь в переплетения литературного сюжета. А так как сковорода со шкварками, стоявшая перед ним на тумбочке, не добавляла свежести обстановке, Васильев, не спрашивая особого разрешения, широко распахнул окно, давая ночному воздуху проникнуть внутрь, неся иные запахи, приносимые со стороны реки и близкого леса.
Но и тут не обошлось без неудобства. Явственно стали доноситься до них громкие звуки разгоравшейся у соседей семейной ссоры.
Лишь на минуту оторвавшись от чтения, Глеб заметил, что скандалят Каревы, видимо, перебравшие спиртного во время ужина. После чего снова уткнулся было в книжку, но тут с треском от удара ноги распахнулась входная дверь. На пороге комнаты появился с ружьем в руках Сергей Карев. Ни слова не говоря, он прицелился прямо в сторону лежавшего на кровати Артамонова, после чего нажал на спусковой крючок дробовика.
 Грохот выстрела оглушил свидетеля расправы. Ничего не понимая, он увидел, едва рассеялись пороховые газы, как кровавое пятно растекается вокруг головы товарища по комнате. Но тут снова в проеме входной двери показался прежний стрелок, видимо, ходивший перезаряжать оружие. И теперь он не промахнулся. Дробовой заряд снова поразил голову жертвы.

Ружье в реке

Возможного третьего и всех последующих выстрелов Алексей Васильев ждать не стал. Он стремглав выскочил в распахнутое окно и, бросившись в сторону складов, откуда начиналась тропинка к поселку, тем же самым коротким путем направился за помощью к  участковому инспектору милиции.
Тот был у себя дома и при виде взволнованного ужасным сообщением односельчанина принял полагающиеся меры к задержанию того, кто устроил стрельбу на соседней базе отдыха.
Когда прибыла оперативная группа, вызванная по телефону из города, милиционеры направились на место происшествия, рассчитывая на возможное сопротивление злоумышленника, по словам свидетеля расправы, вооруженного дробовиком.
Только сам Сергей Карев уже не проявлял видимости агрессии. Он сидел на крыльце домика в свежей рубашке, с умытым лицом и только ждал, как оказалось, собственного задержания.
Ружье, из которого он стрелял, найти не удалось. По словам Сергея, он выбросил дробовик в реку, на берегу которой умылся, прежде чем сменить свою забрызганную кровью жертвы одежду на другую – чистую, в которой собрался отправиться под арест.
 Прибывшие следом медики «скорой помощи» ничего поделать не могли, кроме как зафиксировать смерть Глеба Артамонова, наступившую после двух проникающих  дробовых ранений в голову с повреждением мозгового вещества, костей и основания черепа, в результате которых он практически мгновенно скончался, что уже говорило о заранее задуманной и осуществленной в реальности расправе. Причем совершенной человеком, находившимся, по заключению медиков, в состоянии алкогольного опьянения...

Родом из села

Изучая данные о личности обвиняемого, председательствующая на заседании Бийского районного народного суда Ирина Обухова выяснила, что прежде Сергей Карев был совсем не таким, как в тот роковой момент, семейным дебоширом, готовым на совершение преступления.
Родом из старинного села в самой глубинке региона, он после окончания школы отправился в Бийск осваивать рабочую профессию. Выучился на шофера, получив квалификацию, с которой его приняли в штат крупного режимного промышленного предприятия с грузами, требовавшими при перевозке особой ответственности. И все бы у него могло сложиться совсем иначе, как и у большинства других сельчан, связавших судьбу с жизнью в город

Путь к призванию

Примером тому взять хотя бы саму Ирину Обухову. И ее детство прошло в сельской местности. Причем, чтобы после восьмилетки получить общее среднее образование, два года девушка ездила на занятия в другое село, проделывая всякий раз путь в десяток с лишним километров. Получив аттестат зрелости, устроилась простой работницей в Бийске на фанерно-спичечный комбинат. Год отработала в производственном цехе. Затем стала студенткой Бийского лесхоз-техникума. И уже дипломированным специалистом, имевшим прекрасные отметки на государственных экзаменах, девушка получила направление в Новосибирск на крупное предприятие того же самого лесного профиля.
И  потом была учеба. Но высшее образование Ирина Владимировна получила без отрыва от производства, когда трудилась сначала техником, а затем инженером. Но тогда же еще больше, чем прежнее лесное хозяйство, ее заинтересовало правоведение. Тем более что защищать лес можно было не только непосредственно на делянке, но и в качестве работника суда Бийского района, значительная часть территории которого занята лесами.
На первых порах Ирине Обуховой довелось начинать секретарем судебного заседания. Затем она возглавила канцелярию. А там уже доверили быть народным судьей. И эти предыдущие несколько лет судебной практики принесли Ирине Владимировне, как судье-криминалисту, большой опыт по установлению истины в самых сложных и запутанных криминальных делах, где чаще всего путь за черту закона подсудимые начинали с бытового пьянства, затем перераставшего во все сжигающую страсть к алкоголизму

По наклонной плоскости

Так постепенно водка переродила и Сергея Карева, оказавшегося на скамье подсудимых перед Ириной Обуховой. Расследуя в ходе уголовного процесса совершенное им преступление, судья выяснила, что не так уж долго он был на положительном счету у руководства завода. С годами злоупотребления спиртными напитками Сергей Петрович перестал отвечать всем требованиям к водителю, перевозящему важные грузы.
Все больше к нему предъявляли претензии непосредственное начальство и товарищи по работе. Теперь уже он в быту и на отдыхе не обходился без рюмки за столом. С похмельным синдромом такого нельзя стало отправлять в ответственный рейс. Начались нарекания.  В ответ на них горе-водитель превратился в кляузника.
К сожалению, остановить его на этом пути скатывания за черту закона не удалось. Тогда как своеобразным спусковым крючком к совершению тяжкого злодеяния стала водка, появившаяся в семье Каревых после возвращения Галины Павловны с такой покупкой из поселкового продовольственного магазина...

Не топор, не лом, а дробовик

Как стало известно судье из показаний, полученных в ходе расследования убийства Глеба Артамонова, распитие поллитровки вновь, как прежде часто бывало, завершилось семейным скандалом между супругами Каревыми. Взыграла и ревность в душе Сергея Петровича.
Испытывая ее к своему давнему знакомому Артамонову, оказавшемуся по воле случая с супругами Каревыми в одном домике на заводской базе отдыха, Сергей Петрович решил тут же выместить на нем свою злость. Прошелся по домику и вокруг него в поисках  топора или лома. Не найдя их, вдруг вспомнил о собственном ружье, взятом на весеннюю охоту, объявленную на водоплавающую дичь. Его сразу по приезде охотник спрятал в шкафу, а тут достал обратно с намерением использовать против человека.
Не пытаясь даже выяснить отношения с Глебом Артамоновым, ворвавшись к нему в комнату, ревнивец прицельно, с расстояния в пару шагов, выстрелил в голову своей жертве. Посчитав, что не добился своего, снова сходил к шкафу, где висел патронташ, перезарядил дробовик и опять шагнул в соседнюю комнату для продолжения начатой расправы.

Версия защиты

И только смерть жертвы на месте происшествия заставила образумиться и попытаться смягчить возможную участь, избежав полагающегося возмездия. В ходе расследования супруги Каревы, он, как обвиняемый, а она, желая посодействовать мужу, избрали способом защиты обвинение погибшего Артамонова в том, что тот якобы накануне домогался Галины Павловны.
По ее словам, ворвавшись в комнату, где она была одна, Глеб даже повалил женщину на кровать. Но та сумела отразить попытку насилия, о чем в ходе застолья и поведала мужу, пришедшему от ее рассказа в неописуемую ярость. Впав в состояние душевного волнения, по версии Сергея Карева, он, не понимая, что творит, взялся за ружье, чтобы отомстить обидчику.

Доказательства вины

Однако председательствующая на суде Ирина Обухова нашла серьезные несоответствия в показаниях супругов Каревых, данных ими сейчас, в ходе уголовного процесса, и ранее, на стадии предварительного следствия, когда даже не упоминался такой разговор Галины Павловны с мужем по поводу покушения Артамонова на ее женскую честь. Тогда как, по словам свидетеля Алексея Васильева, Сергей Карев, проведя часть дня у реки, а затем, ближе к вечеру, встречая на тропинке жену, возвращавшуюся из магазина, даже не успел узнать о том, что через стенку у него в домике поселился Глеб Артамонов.
Критическое отношение суда к показаниям Галины Каревой основывалось и на  некоторых других фактах. Вдобавок свое веское слово сказали специалисты, проводившие судебно-психиатрическую экспертизу. Они достоверно установили, что Сергей Карев при совершении преступления был возмущен, но не до состояния аффекта, которое теперь  умышленно симулирует, желая смягчить собственную участь.
В то же время отягчающим обстоятельством оказалось совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения человеком, официально признанным страдающим хроническим алкоголизмом. Эксперты установили, что стрелял Сергей Петрович наверняка с минимального расстояния 4 метра, то есть почти в упор, используя при этом довольно крупную свинцовую дробь, по охотничьей классификации № 3.
Таким образом, в ходе расследования, проведенного во время уголовного процесса, Бийский районный народный суд под председательством Ирины Обуховой установил, что Сергей Карев совершил умышленное убийство. За это преступление его приговорили к десяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима.

Делегат двух съездов

Потом еще немало за практику судьи-криминалиста Ирине Обуховой доводилось устанавливать истину в различных уголовных делах. И не только на рассмотрении криминальных преступлений специализировалась Ирина Владимировна. Она много занималась гражданскими, административными делами. И никогда не имела в этом нареканий. В июне 2000 года Указом Президента России она была назначена на должность судьи Бийского района без ограничения срока полномочий.
Два года спустя решением Квалификационной коллегии судей Алтайского края Ирине Обуховой присвоили второй квалификационный класс. Да и сама она долгие годы являлась заместителем председателя конкурсной (аттестационной) комиссии Бийского районного суда.
В далеком теперь уже 1996 году Ирина Владимировна избиралась не просто делегатом четвертого по счету Всероссийского съезда судей, но и была на этом форуме членом счетной комиссии. Пройдет время, и уже в 2008 году ей снова окажут подобное доверие, избрав делегатом VII Всероссийского съезда судей.
По мнению председателя Бийского районного суда Валерия Попова, достойную оценку получили такие качества, всегда проявляемые Ириной Обуховой, как принципиальность, требовательность к себе и другим, ответственность, умение правильно и рационально организовать свою работу. В 2007 году она награждена Почетной грамотой Совета судей Алтайского края.

Продолжение судьбы

Но время берет свое. С июля 2009 года Ирина Обухова находится в почетной отставке. Да и теперь, как рассказала помощник председателя Бийского районного суда Ольга Хаустова, Ирина Владимировна постоянно находится в тесной связи с родным коллективом, где 13 августа 2017 года  чествовали ее по случаю юбилейной даты.
К тому же ее профессиональный путь там достойно продолжает дочь Василиса Строк. Еще учась в школе, она выбрала для себя ту же стезю, что и мама. После получения высшего образования в Алтайской академии экономики и права по специальности «Юриспруденция» Василиса Валентиновна работает в Бийском районном суде.
Тоже начинала карьеру с должности секретаря судебного заседания, проявив себя грамотным, инициативным работником. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ в мае 2006 года Василисе Строк присвоен классный чин.
Спустя пять лет, в июле 2011 года, она стала советником юстиции второго класса, а в 2013 году – первого. В настоящее время Василиса Валентиновна возглавляет отдел судопроизводства Бийского районного суда. За добросовестный труд и безупречное исполнение служебных обязанностей ей неоднократно объявлялись благодарности.
Да и в семейном кругу дорогого стоит, когда звучит в адрес дочери похвала от мамы, считающейся настоящим корифеем в их общем профессиональном кругу. И вполне возможно, что эта судейская династия продолжится и в третьем поколении, поскольку в будущем мечтает быть как мама и бабушка десятилетняя Кира Кузнецова, в своей школе уже пользующаяся уважением сверстников и учителей за принципиальность, честность и трудолюбие.
Журнал судейского сообщества Алтайского края «Алтай: дела судейские» № 2 (35), октябрь 2017 года.