Человек дождя, о песне президент и др. водосвятие

Евгений Обухов-Петрик
Третий день с неба течет вода,
Очень много течет воды.
Говорят, так должно быть здесь,
Говорят, это так всегда.

Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне море.
Знаешь, каждую ночь
Я слышу во сне песню.
Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне берег.
Знаешь, каждую ночь ...

Мы приходим домой к себе,
Люди ходят из дома в дом,
Мы сидим у окна вдвоем,
Хочешь, я расскажу тебе...

Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне море.
Знаешь, каждую ночь
Я слышу во сне песню.
Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне берег.
Знаешь, каждую ночь ...

«Третий день с неба течет вода, Очень много течет воды. Говорят, так должно быть здесь, Говорят, это так всегда» - Вода – это связь всего и вся: и природы и человеческих отношений, и если её стало много, то и много грязи на земле, которую только Небо может очистить. Так не должно быть, и не было раньше, и Виктор твёрдо знает это.


«Знаешь, каждую ночь Я вижу во сне море. Знаешь, каждую ночь Я слышу во сне песню. Знаешь, каждую ночь Я вижу во сне берег. Знаешь, каждую ночь ...» - Сновидения полнее, значительнее, реальнее, чем выморочная грязная «действительность», в них песня на просторе и «берег» зовёт того, у кого ещё чистая душа.

Море, песня и берег Ночью указывают на бесконечность мироздания. Вспоминаются строки А.К.Толстого: « Мою любовь, широкую как море, вместить не могут жизни берега».
«Мы приходим домой к себе, Люди ходят из дома в дом, Мы сидим у окна вдвоем, Хочешь, я расскажу тебе»
Да, конечно. Хоть мы и ходим из дома в дом, позабыв о величии мироздания, даже когда мы вдвоём, всё равно мы у окна условного урбанистического восприятия мира… Вопрос в том, захотим ли мы услышать тёплое дыхание жизни, или же наши души настолько охладели, что нам уже вообще ничего не надо…

Я вижу, как волны смывают следы на песке,
Я слышу, как ветер поёт свою странную песню,
Я слышу, как струны деревьев играют её,
Музыку волн, музыку ветра.

Здесь трудно сказать, что такое асфальт.
Здесь трудно сказать, что такое машина.
Здесь нужно руками кидать воду вверх -
Музыка волн, музыка ветра.

Кто из вас вспомнит о тех, кто сбился с дороги?
Кто из вас вспомнит о тех, кто смеялся и пел?
Кто из вас вспомнит, чувствуя холод приклада,
Музыку волн, музыку ветра?

А в этой песне «следы смывают волны», и это как полная отрешённость от всего бытового, как полное растворение в первозданности и красоте Божьего мира.

«Я слышу, как ветер поёт свою странную песню» - Волны, смывающие следы неверных путей. Ветер, в пении которого растворяется слух, улетающий туда, где раньше не было души человека.


«Я слышу, как струны деревьев играют её, Музыку волн, музыку ветра» - Это всё о том, что у мироздания есть своя Живая Душа, и в Ней и волны и ветер, и сама земля, струнами деревьев, играют дивную мелодию Жизни.
«Здесь трудно сказать, что такое асфальт. Здесь трудно сказать, что такое машина» - Вспоминается жуткая песня Цоя «Асфальт», и его отношение к машинам в песнях «Вопрос», «Электричка», «Троллейбус», «Дети минут»: всегда неизменное отвращение к искусственному холоду цивилизации.


«Здесь нужно руками кидать воду вверх - Музыка волн, музыка ветра» - О чём это «кидать воду вверх»? – Это о том, что в безбрежности слияния с Природой, человек способен только на чистые возвышенные отношения (вода) с ближними своими. Если хотите, – это Языческая глубина восприятия жизни Цоем.
«Кто из вас вспомнит о тех, кто сбился с дороги? Кто из вас вспомнит о тех, кто смеялся и пел? Кто из вас вспомнит, чувствуя холод приклада, Музыку волн, музыку ветра?» - Это о том, что только тот, кто помнит о тех, кто сбился с дороги, помнит о тех, кто радовался жизни – смеялся и пел, - только такой человек имеет право брать в руки оружие и искренно пожертвовать собой ради жизни на земле, а не власти над себе подобными.


«Если вам придётся убивать, и вы будете чувствовать только холод приклада, не чувствуя «музыку волн, музыку ветра», то вы не имеете оправдания ни пред людьми, ни тем паче, пред Богом. Здесь мне видится такая же глубина, как в стихах Гийома Аполлинера.

А теперь поговорим о лирическом поэтическом шедевре совсем ещё юного восемнадцатилетнего Цоя. Виктор пел эту песню в 1982 году на квартирнике у А.Липницкого.

Я на запотевшем стекле трамвая
Пальцем рисую плохие слова.
Кругом водосточные трубы играют.
И мокра от дождя, как на клумбе трава, голова.

И город вдруг сразу стал серым и мокрым.
Я шагаю, не прячась под сенью зонтов.
И блестят от дождя, словно зеркальца, стёкла.
Я готов зайти в гости в любой из ближайших домов.

Моё настроение зависит
От количества выпитого пива.
Я никому не нужен, и никто не нужен мне...

Уже капает с крыш, прошёл первый дождь,
И на улице плюс, и весна так близка.
Всё не так будет плохо, если ты улыбнёшься.
И мы вместе посмотрим на мир cквозь стакан сушняка.

Поколение икс, поколение ноль.
Мы странны, нас узнать можно с первого взгляда.
Мы забыли про боль - перекатная голь.
Я не знаю, кому из нас здесь ещё что-нибудь надо.

Моё настроение зависит
От количества выпитого пива.
Я никому не нужен, и никто не нужен мне...

Первые восемь строк представляют собой картину, написанную умелой рукой художника-импрессиониста. Богатство первого впечатления звучит в аккорде «играющих водосточных труб», «запотевшем стекле трамвая», «мокрой, как на клумбе трава, голове». «Серый и мокрый город» с «блестящими от дождя, как зеркальца стёклами» и не «прячущийся под зонтом» и «готовый зайти в любой из ближайших домов» свободный и открытый дождю и жизни юноша. Удивительно мощно и красиво! Поэтический талант Виктора тут во всём своём неподражаемом блеске.

Третий куплет продолжает зарисовку первого и второго:

«Уже капает с крыш, прошёл первый дождь, И на улице плюс, и весна так близка. Всё не так будет плохо, если ты улыбнёшься. И мы вместе посмотрим на мир cквозь стакан сушняка» - Близко весна и тепло на улице, и капель первого дождя очищает обычно такой серый город. Смывает уныние, и счастливая улыбка сама собой оживляет лицо. Но Виктор знает, что это всё ненадолго и предлагает приятелю или подруге, «посмотреть на мир сквозь стакан сушняка», чтобы как можно дольше не потерять весеннее настроение.

Четвёртый куплет звучит отрезвляюще:

«Поколение икс, поколение ноль. Мы странны, нас узнать можно с первого взгляда. Мы забыли про боль - перекатная голь. Я не знаю, кому из нас здесь ещё что-нибудь надо» - Даже под тёплым весенним дождём Виктор не может забыть о ничтожестве своего поколения, узнаваемого с первого взгляда по пустоте внутренней жизни и отсутствию цели и надежд. Этому поколению не больно видеть оскудение жизни. Это голь перекатная, которой уже ничего не надо.

И в подтверждение последним отрезвляющим словам Цой поёт припев:

«Моё настроение зависит От количества выпитого пива. Я никому не нужен, и никто не нужен мне...» - Тема одиночества после радости от весеннего дождя звучит вроде весело… но это внешнее чудачество, а на душе Виктора опять тоска…

Песня «Танец» как-бы продолжает «Моё настроение», но в новом ритмическом колюче:

Танец на улице,
Танец на улице в дождь,
Зонты, раскрываясь,
Звучат, словно выстрелы ружей.
Кто-то бежал, а кто-то остался здесь,
И тот, кто остался,
Шагает прямо по лужам.

Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Текут по щекам словно слёзы.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Ты знаешь теперь этот танец.

Битые стекла, рваные брюки - скандал.
К чёрту зонт, теперь уже всё равно.
Танец и дождь никогда не отпустят тебя,
В их мокром объятии не видно родное окно.

Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Текут по щекам словно слёзы.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Ты знаешь теперь этот танец.

Мокрые волосы взмахом ладони - назад,
Закрыв свою дверь, ты должен выбросить ключ.
И так каждый день, так будет каждый день,
Пока не увидишь однажды небо без туч.

Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Текут по щекам словно слёзы.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Ты знаешь теперь этот танец.

Песня звучит под ливень аккордов, создающих трепещущую сетку дождя. Сверкающие капли и звуки. Удивительно мощный и светлый жизнерадостный ритм творит шедевр, достойный кисти французских импрессионистов. Свежесть впечатления просто невероятная. Восторг и выход энергии, и бодрость и радость.

Первый куплет и припев описывают сумятицу, вызванную неожиданным дождём. Ничего другого не остаётся оставшимся под весенним дождём, как шагать свободно прямо по лужам. А очищающие капли дождя на лице, как слёзы покаяния в своей отрешённости от мироздания, как обретённая вновь свобода на празднике жизни.

«Битые стекла, рваные брюки - скандал. К чёрту зонт, теперь уже всё равно. Танец и дождь никогда не отпустят тебя, В их мокром объятии не видно родное окно» - Наплевать на битые стёкла, через которые замутнённое восприятие жизни, на порвавшиеся от влаги брюки. Для кого-то это скандал, но не для Цоя! «К чёрту зонт, теперь уже всё равно», это как «бросив зонты, мы купались в дожде» из «Утро пришло. Солнце встаёт» «1000% не Цоя»… Движение дождевых капель, их ритм не отпускают Виктора. Дождь убрал перегородку между ним и миром. В «мокром объятии» дождя «не видно родное окно» - не видно угла личного восприятия, привычки, убивающей искреннюю жизнь.

«Мокрые волосы взмахом ладони – назад» - Открыть своё мокрое от дождя лицо миру до конца. Свободно жить в дождевых струях.
«Закрыв свою дверь, ты должен выбросить ключ» - Ты должен выбросить все свои предубеждения, предустановления, уйти от уюта запрограммированной жизни. Жить здесь и сейчас, в очищающих струях обновляющего мир дождя.


«И так каждый день, так будет каждый день, Пока не увидишь однажды небо без туч» - Виктор знает, что свобода даётся с трудом и нужно постоянно отказываться от привычного комфорта ради неё. Отказываться, пока не будет небо без туч лукавства и приспособленчества, пока жизнь в библейской парадигме не сменится язычески ясным «Солнечным Днём в ослепительных снах».

«Ты знаешь теперь этот танец» - кто познал Свободу, тот увидит красоту мироздания, и никогда уже не забудет её.

Виктор , на мой взгляд, призывал к перевороту, к "переменам" в том простом смысле, чтобы каждый человек обрёл большую свободу и не продавался за мещанский уют и комфорт. А дождь - он очищает человека от желания искусственной сухости и ложной "теплоты" индивидуального окраса чувств. Там на улице в брызгах дождя - вмести с теми, кто готов всё отдать за свободу, - место праведного человека.
Искусственный дом и электрический искусственный свет - это глубочайшая ложь человека цивилизации.

Особенно ярко об этом в песне "Закрой за мной дверь, я ухожу". Тот, кто входит в цивилизацию, соблюдая её порядки , может быть спокоен - его всегда накормят.
Человека же, ушедшего от общего искусственного устроения быта в практической жизни ждут истинная любовь и дружба с такими же искренними и естественными людьми, как он.... но для того, чтобы всем людям соединиться между собой предстоит пройти ещё и через индивидуальный дождь покаяния.


Не подумайте, что тут есть прямая ассоциация с церковью. Нет, конечно. Всё гораздо проще, но вместе с тем искренней и глубже. Просто ритм дождевых капель всё как бы соединяет между собою. Вода - это отношения между предметами - это кровь мироздания. И только люди с чистой кровью, лишённой себялюбия и желания приспособиться к устаканившейся жизни общества могут полюбить друг друга. Помните был фильм "Дети песчаных карьеров" - там о том же.

А теперь поговорим о песне-молитве "Дождь для нас". Эту песню Марьяна Цой считала посвящённой именно ей. Во всяком случае, так она пишет в своих воспоминаниях о Викторе. На мой взгляд, тут дело куда сложнее:

В моём доме не видно стены,
В моём небе не видно луны.
Я слеп, но я вижу Тебя,
Я глух, но я слышу Тебя.
Я не сплю, но я вижу сны,
Здесь нету моей вины.
Я нем, но Ты слышишь меня,
И этим Мы сильны.

И снова приходит ночь,
Я пьян, но я слышу дождь,
Дождь для Нас...
Квартира пуста, но Мы здесь,
Здесь мало, что есть, но Мы есть.
Дождь для Нас...

Ты видишь мою звезду,
Ты веришь, что я пойду.
Я слеп, я не вижу звезд,
Я пьян, но я помню свой пост.
Ты смотришь на Млечный Путь,
Я - ночь, а ты - утра суть.
Я - сон, я не видим тебе,
Я слеп, но я вижу свет.

И снова приходит ночь,
Я пьян, но я слышу дождь,
Дождь для Нас...
Квартира пуста, но Мы здесь,
Здесь мало, что есть, но Мы есть.
Дождь для Нас...

Ни стен, ни отдельного дома не видно поверившему Богу человеку. Он может быть слепым, но видеть Бога, глухим может быть, но слышать Его.
А видящий и слышащий, но не верящий Богу, несмотря на глаза и уши, ничего по сути не видит и не слышит.


И нет в том вины уверовавшего Богу, что он не может выразить свои чувства в словах. Есть глубина сердечной молитвы. И именно связью в общей молитве живы - Бог и человек, осознавший Его присутствие.
И ночью, когда остаёшься ночью наедине с пустотой мироздания, то только более чётко видишь и слышишь Творца огромного бесконечного просторного Мира... и не важно, что пуста квартира... что "мало что есть" в ней...


За окнами звучит Дождь - ритм его связывает в единый поток Бога и маленького человека, и о Них можно сказать "Мы", потому как очищенный в струях дождя человек, верящий Высшему Миру, становится и Сам безграничен и огромен.

Хоть Виктор и живёт в наваждении цивилизации и не свободен и "пьян", но он "помнит свой пост". Он хотя и "пьян" как все, но он "слышит Дождь". Помните, об этом этом же у Пушкина: "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружён".

Но Бог видит Звезду - судьбу, жизненный путь Виктора, Бог верит Виктору, что он пойдёт по праведному пути. И хоть Виктор и называет себя пред Богом - ночью, слепым, сном, мифом, но Бог - "утра суть", Бог "смотрит на Млечный Путь", включающий в себя все малые отдельные пути человеческие - их судьбы.

Бог верит Виктору Цою. Ведает, что он не сойдёт с своего поста, который юноша Цой принял в 18 лет. Какая ещё может быть большая глубина в художественной картине мира? "Здесь мало что есть, но Мы есть!" - так понимал свою жизнь в едином мироздании Виктор Цой.

Вспомним песню «Президент», спетую Виктором Цоем на концерте в Царицыно с группой «Поп-механика» в 1987 году. Я могу быть не уверен в дате и в том, кто конкретно исполняет эту политическую песню, но в том, что слова её принадлежат Виктору Цою уверен на 100%. Вот они, эти мудрые слова:

Вода, обычная вода
в обычной реке.
Горячее солнце
станет старшей сестрой
Холодной Звезде.

Стены, обычные стены
В обычных домах.
Стрелки часов
Говорят о любви
И потерянных днях.

Припев:
Президент!
Ты не сможешь отличить,
где они, а где мы.
Президент
Давно страдающей страны.

Войны, обычные войны
В чужих городах
Не дай нам Бог испытать
Весь этот ужас и страх.

Плиты, надгробные плиты
Из обычных камней,
Но я верю, что это пройдёт
И завтра будет ещё веселей

Президент!
Ты не сможешь отличить,
Где они, а где мы
Президент
Давно страдающей страны.

Очень грустная песня, в которой всё сказано о том, что было и будет с нашей страной в XX и XXI веке. С высоты птичьего полёта Виктору из его художественной картины мира видно всё.


«Обычная вода в обычной реке» тёплых человеческих отношений согретых «горячим солнцем» сменится «холодной звездой» чуждого народу президента Горбачёва.
«Стены» между людьми станут основой бытия в обычных домах. Люди будут жестоко наказаны за потерянное время и отсутствие любви между собою.
Возникнут войны, они станут обычными и у нас, как и в чужих городах. Так будет, потому что советские люди станут чужими друг другу. Целые народы СССР перестанут друг друга понимать и любить.
Обычные камни станут людям, живущим смертью в свете холодной звезды, надгробными плитами.
И ирония , такая типичная для Виктора Цоя в самом конце этой гениальной пророческой песни: «Но я верю, что это пройдёт и завтра станет ещё веселей».
Как это перекликается с такой же политической песней «Красно-жёлтые дни»: «После красно-жёлтых дней начнётся и кончится зима. Горе ты моё от ума, не печалься, гляди веселей!».
И обращение к президенту М. Горбачёву, лаконичное и полностью исчерпывающее смысл его политической роли в «этой стране»: «Президент! Ты не сможешь отличить, где они, а где мы». Да, такой президент, помнящий лишь о себе и своих ложных идеях не сможет понять чаяния «своего» «давно страдающего народа».
Да, конечно горе стране, президент которой стал ориентироваться на врагов её, как вне так и внутри страны. Слава Богу, у нас сейчас другой президент и на это все наши надежды.
Депутат Государственной Думы Евгений Фёдоров! Мне бы хотелось, чтобы Вы ознакомились с этой публикацией и извинились перед Виктором Цоем за свои нелепые рассуждения о роли этого певца – патриота в жизни советского общества. Никаких текстов, продиктованных ЦРУ Виктор никогда не озвучивал просто потому, что обличал везде и всегда врагов советского народа. Именно за это его и хотели убить, да не получилось у них.

А теперь приведу фрагменты песен Виктора Цоя, которые ранее пел 14-летний Иван Курнаев, а ныне поёт в альбоме «ОТРАЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ» Роман Поволяев:

Выйти за дверь и понять, что ночь пройдёт,
И будет вода у тех, кто так хотел пить.
Надо выйти за дверь и почувствовать дождь,
Чтобы подумать о том, как дальше жить. «Нужен сентябрь».

Снова стою один
На берегу реки,
Реки под названием время,
Реки без воды...
Без воды.

Вроде река должна жить,
Вроде идут дожди.
А может быть, всё оттого,
Что бессмысленны наши шаги...
Наши шаги.

Сверху мне машут звёзды,
Они не поймут, что со мной.
Я не могу видеть тех,
Кто забрал всю воду с собой,
Кто закрыл небо жирной рукой,
Кто предаст тебя и меня...
И слёзы потекут рекой.

Сдохнет последняя крыса
От наших безумных цен.
А мы только будем рады
При виде перерезанных вен…
Перерезанных вен.

Сверху мне машут звёзды,
Они не поймут, что со мной.
Я не могу видеть тех,
Кто забрал всю воду с собой,
Кто закрыл небо жирной рукой,
Кто предаст тебя и меня...
И слёзы потекут рекой.
Потекут рекой. «Река»



Когда идёт дождь, когда плачет земля, Она плачет по нам, она плачет за нас.
И песня дождя слишком грустна,
Никто не поймёт, что это игра.
Но я не боюсь, я иду под дождь
И пытаюсь в тумане увидеть тебя.
Я вижу твой след, отпечаток руки,
Я слышу твой голос в себе. «Эта игра не для меня»



Ты помнишь время летних дождей, Как давно всё прошло.
И словно в память минувших дней,
Всё небо заволокло.

А вокруг лежат снега,
А кругом стоит зима.
Забывая о войне,
Ты вспоминаешь о дожде.
Дождь.
На улице дождь. «А вокруг лежат снега».

Земля от дождя не скроется,
Цветы не пропадут.
Кто-то в земле покоится,
А духом всё же живут. «Круговорот».



За моим окном идёт дождь, За моим окном гроза.
Тучи разгонит ветер,
Откроет небо для тебя.

Солнце – гори огнём,
Солнце – согрей меня,
Солнце – будь за окном.
Солнце ...

Мой плащ совсем промок,
Всё вокруг, как зеркала.
Когда закончится дождь,
И вместо туч будут облака.

Солнце – гори огнём,
Солнце – согрей меня,
Солнце – будь за окном.
Солнце ...

Пусть солнце будет символом в городе дня,
Пусть на небе солнце остаётся звездой.
Я к нему тяну свою ладонь,
Согрей её и я пойму, что ты со мной.

Солнце – гори огнём,
Солнце – согрей меня,
Солнце – будь за окном.
Солнце ...
Мне не хватает тебя.
Нам не хватает тебя. «Солнце»



И так будет всегда,
Пока на земле идёт дождь.
Пока идёт дождь.

И так будет всегда,

И так будет всегда,
Пока на земле идёт дождь.
Пока идёт дождь. «Пока идёт дождь»



Я вижу дождь,
Он так похож на море слёз.
Я слышу дождь,
Я слышу шелест знамён.
Кто-то сжимает кулак,
Тот, кто когда-то здесь рос.
Но не запомнить всех слов
И не запомнить их имён.

В городе дождь,
Нет ничего кроме туч.
Я помню прошлый закат,
Только в городе дождь.

И встать навстречу ветру,
И кто из нас победит.
Услышать грохот ружей
И шум толпы.
Сердце бьётся в груди
И словно солнце горит.
Все не могут без сна,
А мы – без войны.

В городе дождь,
Нет ничего кроме туч,
Я помню прошлый закат,
Только в городе дождь.

В городе дождь,
Нет ничего кроме туч,
Я помню прошлый закат,
Только в городе дождь. «В городе дождь».



Босиком по встречной полосе В дальний путь зовёт меня гроза
Искупаться в утренней росе
И достать руками Небеса. «Горизонт»



Стихия ВОДЫ – основная в творчестве Виктора Цоя. Это так и потому, что он родился 21 июня:
«Я родился на стыке созвездий, но жить не могу.
Ветер 20 метров в секунду и ночью и днём.
Раньше я читал книги, а теперь я их жгу.
Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождём». «Хочу быть с Тобой»



И в заключение хочется привести одну из последних песен Романа Поволяева « Мы требуем дождя»:

Я смотрю на небо, как плывут облака
Свои фигуры, изменяя у меня на глазах.
Они плывут по небу, словно тихая река.
Нам нужен дождь, но нет его пока.

А на небе тишь да покой.
Солнце светит, прячась где-то в облаках.
Ну, а я пишу строка за строкой.
Так где же дождь? – Мы требуем дождя.

Птицы низко летят, значит быть дождю.
Значит скоро к нам в гости гроза придёт.
Ну, а я дождь всегда любил и люблю.
Мне нравится пейзаж, когда он пройдёт.

А на небе тишь да покой.
Солнце светит, прячась где-то в облаках.
Ну, а я пишу строка за строкой.
Так где же дождь? – Мы требуем дождя.

Не многим дождь по нраву, но без него никак.
Всё живое на земле просто без него помрёт.
И если он идёт, неплохой это знак.
Значит мы живём, и новый день придёт.

Ну, а пока на небе тишь да покой,
Солнце светит, прячась где-то в облаках.
Ну, а я пишу строка за строкой.
Так, где же дождь? – Мы требуем дождя.


И опять, и снова я утверждаю без тени сомнения, что Виктор Цой жив и пишет НОВЫЕ ПЕСНИ, такие же замечательные, как и раньше, а кто их поёт, 14-летний Иван Курнаев, или Роман Поволяев, и чьим голосом, своим или голосом Виктора Цоя, и в сопровождении ли группы КИНО , или ПОПМЕХАНИКА, группы НОВЫЙ ДЕНЬ, или как-нибудь ещё, мне до того нет никакого дела, потому что в искусстве вопрос КТО исполняет занимает последнее место. Гораздо важнее, ЧТО и КАК .

https://youtu.be/oOgsIm4zNEo - ВОДОСВЯТИЕ  или водобоязнь?