был у красной черты. На острие ножа

Геннадий Башкиров
6 часть умопомрачительной истории.

Я приехал на автобусе и быстро подходил к проходной. Песня "Владимирский централ" доносилась из окна новенькой девяносто девятой. Конкретные пацаны: чисто всё знают.

Имён не называю. В этой части речь пойдёт о том, как оперативники с наркоторговцами воевали: я услышал одну и ту же историю из уст главных героев обеих сторон.

Быть может, Вы читали А.П. Чехова "Палата №6" или смотрели х/ф "Полёт над гнездом кукушки"?

Слабонервные! Выключить устройство! Идите ловить синего слоника!

Территория "год за три".


В этом ПТУ мне ещё про траву рассказывали:
— Знаешь, — говорит один, — есть тема.
— Что за тема? — спрашиваю я.
— Трава.
— Мурава.
— Пойдём, — приглашают.
— Куда? — осведомляюсь я.
— За травой!


Я вопросительно смотрю на лужайку, спрашиваю про косу. Ну, трава. В этом ПТУ, чтобы я "вкурил", мне сказали про "дурь" и "укроп", но я "не вкурил, в натуре".

Несколько недель спустя после этого разговора, я узнал, что медперсонал "зарабатывал на жизнь", продавая рассаду: "укроп". "Укроп" был с лужайки — это намёк на "кепку". Говорили, что можно занести (поллитра) и взять (закуску) прямо там же. Лежит и ждёт. У батареи.

Через два года учёбы в этом милом местечке я присвоил условное название этому дурдому: "Ватикан"! Надо же его как-то именовать в потоке речи. В "Ватикане", будучи приглашён на дни рождения, я остался на ночь в общежитии учреждения закрытого типа, совершенно не имея представления о том, что меня может там ждать.

Остался на ночь ровно один раз. В "номерах" был колотун: отопление не работало. С собой у меня был старый транзисторный приёмник (я написал о нём в рассказе "У К В"), на который я "поймал" переговоры с "землёй" экипажа пролетавшего вертолёта. Слышал всё!

Обязательна предыстория. "Часть первая" истории о том, как оперативники с наркоторговцами воевали.

Учился я в институте автоматики. Сессию сдали, пошли отмечать. Французское шампанское — как газировка: в нём, что, правда, алкоголь есть?! Поэтому крепким ребятам (я себя к таковым не отношу) была нужна водка. Их я в институте видел впервые. Ну и рассказали они разное, хотя никто их за язык не тянул.

Они служили Родине. "Выходили" они на поставщиков груза. Груз был в кейсе. Случилась "засада": деньги за груз взял поставщик, и "ушёл" с товаром. Они подключили розыскной ресурс. Через месяц оперативной работы они знали о сети, действовавшей в Москве, всё.

К поставщику груза приехали ночью. Он жил на третьем этаже многоквартирного дома. "Леопольд выходи! Выходи подлый трус!" — орали они под окном, пугая случайных прохожих.

Они стоят под окнами, орут, а окружающие делают вид, что ничего не происходит. Переговоры зашли в тупик. Поставщик из квартиры вылезать не хотел, а оперативники не хотели лишний шум поднимать. Терпение не бесконечное. Это понимали обе стороны. Тогда "предводитель" оперативников достаёт учебную гранату и демонстрирует её так, чтобы из окна заметили. Угрожает действием. Аргументов не осталось: слёзы на глазах и отчаяние в душе. "Предводитель" оперативников, картинно, чтобы видели, выдернул кольцо и метнул, с горя, гранату в окно третьего этажа. Промахнулся. Попал в оконную раму четвёртого. Стёкла зазвенели, но не разбились. Граната отскочила и упала вниз, возле дома.

Даже зная о том, что граната — учебная, оперативники залегли, кто где. Рефлекторно.

Прошло несколько лет после того, как я услышал эту, столь захватывающую, историю. Я пришёл в ПТУ, где не требовалось 15 долларов за контрольную, 20-30 — за зачёт, 50 — за экзамен.

На дне рождения, куда меня пригласили в первый раз, водки не было. Только вино из ларька. Я в винах, более-менее, разбираюсь, поэтому на этот "растворитель" даже смотреть не стал. Да и запах был, когда открыли. Чего-чего, а запахов в "Ватикане" было всяких разных.

В большой компании была рассказана история. Кто-то смеялся, кто-то ужасался; потом тема разговора изменилась, и историю забыли. Я же эту историю слушал, затаив дыхание, и осаживая окружающих: кого мягко-упрашивающе, кого жёстко и сразу. Только чтобы не совсем трезвый рассказчик с мысли не сбился.

Лучше бы я уехал последним рейсом (в другие разы я так и делал: после 21.00 лайка-привратник уходила куда-то, было относительно безопасно), но тогда не услышал бы "продолжения" и не понял бы сути происходящего. Я получил целостную картину окружающего мира. После тортика, в районе восьми вечера, ровно сутки и ещё почти 12 часов, я почти не ел (смотрите меню столовой) и спал часа два. Когда вышел за пределы, за забор, дремал в автобусе, и чуть не проехал нужное метро. 36 часов без сна — это тяжко.

Когда все разошлись, и наступила ночь, я запер дверь, так как позаботился, в своё время, о дубликате ключа. Мне хотелось покинуть границы "Ватикана", но общественный транспорт уже не ходил. Затем я вытянулся на кровати, положив свободное одеяло на подоконник. Холоду с улицы это не помешало. Тогда я положил свободное одеяло на себя, а на подоконник положил матрац. В тепле легче засыпать, вдыхая морозный воздух. Мне дали поспать?! Спросонья я не понял ничего. Голова раскалывалась. Я учуял какой-то запах. Чуть сладковатый. Так пахнет дым от сигарет с ментолом.

Я понял в ту ночь, почему люди идут на преступление. Ты, например, прилёг на каких-то четыре часа, а тебя, среди ночи, будит какой-то придурок звуком телевизора, включённым ночью на полную громкость. Он же ещё и зовёт тебя посмотреть его любимую песню.

Этот придурок — радостный такой, смеётся. Ходит туда-сюда, курит "в постели", не обращая внимания на орущий телевизор. На улице ночь. Сосед, однако.

Я вспомнил правила этикета, и вежливо попросил убавить звук. "Да ты чё?! Прикольная песня!" — был мне ответ. На это я сказал, что выброшу его телек в окно прямо сейчас, а с администрацией он будет сам разбираться. И, видимо, у меня взгляд изменился, потому как я увидел страх в глазах соседа. Он выбросил сигарету, открыл фрамугу, выдернул из розетки телевизор: наступила тишина. Я совершенно точно знал, КТО передо мной находится. Этот человек, часов пять назад, в большой компании слушателей, приняв по случаю, поведал окружающим, как он кого-то, полтора года назад, "здоровски кинул".

"Вторая часть" истории о том, как оперативники с наркоторговцами воевали. Видимо, я притягиваю события.

Он возил товар. На собственной машине. Эта машина стоила 7 000 долларов.

Этот человек возил товар, а его знакомые его выращивали. Дело было "поставлено" внутри СНГ. И вот однажды, созрела большая партия. Несколько килограммов "укропа". Какие-то "барыги отвалили за груз бабок". О сделке плохо договорились, поэтому, когда деньги были получены, продавец "слинял". У него машина — за семь "косарей", поэтому его не догнали. Этот человек, что возил товар, очень удивился, увидев под окнами своего дома тех самых "барыг". Часть из них была в камуфляже. Дело было ночью.

Сосед, который накурил в своей комнате, отчего я проснулся с головной болью, рассказал, что жил тогда на третьем этаже, а потом его семья переехала. Он тогда здорово перепугался за товар, лежащий дома. В окно гранату бросили, но промахнулись. Он сразу на пол лёг и считал секунды до взрыва, которого, почему-то, не произошло. Ночью сосед побоялся на улицу выйти: а вдруг — засада, и его ждут "на разборку". А утром, под окнами, уже никакой гранаты не было. Утащил, наверное, кто-то...

Прошло много времени. Кто смог — уехал. Некоторые — навсегда.

Прошло времени ещё.

Укроп на грядке — полезная трава. Снежок идёт (разг.) — это погодные явления. Маковой росинки во рту не было, — пословица такая, чувство голода означающая. Точка в городе. "Sound Blaster". Аки маков цвет...

Я закончил этот колледж ибн ПТУ и даже "золотую медаль получил". Чем я недоволен?! Общей атмосферой бездушия со стороны "местной власти"; и общения с её собачками: об этом в 7 части. Этой "конторе", ПТУ этому, правда что ли, покровительствовал мэр Москвы Ю.М. Лужков? Приехал бы, что ли, сам. Разок. Или прислал кого. Знающего. Там и искать не надо. Просто на улице постоять, подышать свежим воздухом минут пять, а потом — в жилой корпус на нежилой этаж. И вдохнуть полной грудью прямо в коридоре: сквозняком откуда-то тянет. И — ничего.

Где-то через год, после того, как я уволился "по собственному желанию" из этого ПТУ, я проходил, гуляя, по улице Новый Арбат (по Калининскому проспекту), и мой нос уловил едва различимый запах. "Дурью" пахло из казино.

Я бы таких стрелял.


13 сентября 2017 года — 7 ноября 2017 года.