Там на шахте угольной

Евгений Крашенинников
Город Новошахтинск,Ростовская область,
 шахта Западная-Капитальная,
1956 год( 18 лет).


Шахта наша была самой большой и широко известной.
Директором шахты был Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР  Хижняк.

Шахта стояла на мощном, двухметровом пласте угля.
Сам пласт находился на глубине 360 метров, а его подземные выработки, как щупальцы спрута, расходились под землёй в разные стороны на десятки километров от главного ствола.

К рабочим местам /лавам/  шахтёров от ствола доставляли под землёй электропоезда.
Каждый шахтёр имел на поверхности  в раздевалке персональный ящичек для хранения сменной одежды,
получал перед банной процедурой мыло,
проходил в обязательном порядке после каждой бани  облучение в солярии ультрафиолетовыми лучами.

Рабочая смена под землёй длилась всего шесть часов.
Сутки разбиты на три смены, с двухчасовыми интервалами между сменами для производства взрывных работ и проветривания горных выработок.
График скользящий.
Перед спуском под землю, каждый шахтёр получал в руки так называемый "тормозок".
Это  бесплатно, за счёт шахтёрского профсоюза, -
200 граммов колбасы, одно яйцо, плавленый сырок,
две сдобных булочки и фляжка  с газированной водой.
После подъёма на - гора  и банных процедур шахтёру вручался талон  на получение в буфете одного литра молока, как профилактического средства от главного шахтёрского заболевания под названием силикоз.
Все холостые шахтёры получали место в шикарных общежитиях.
Комнаты были только на двух жильцов.
 На стенах и на полах ковры, все коридоры застланы ковровыми дорожками.
За чистотой в общежитиях следили технички и нянечки.
При общежитиях работала столовая, больше похожая на ресторан.
Большие залы, высокие потолки.
Четырёхразовое  питание, которое обходилось шахтёру всего в 360 рублей в месяц, остальное доплачивал профсоюз.

Я  осваивал шахту, узнавал её характер, привыкал к её законам и правилам, писаным и неписаным, к её людям  и даже к её запахам.
Гардеробная пахла потными портянками;
ламповая комната пропахла запахом электролита и сухой пыли;
отстойник, где мы ожидали при¬ход клети, был окутан запахом горящей породы и табачного дыма,
подземные штреки источали  запах ржавого сквознячка и солёного пота;
лава пахла крысами и горячей угольной пылью.

Я был уверен, что если бы меня доставили в любой шахтный уголок с завязанными глазами, то я по запаху бы узнал, где нахожусь.

До того, как стать навалоотбойщиком, я поработал грузчиком на товарном дворе,
чернорабочим по очистке конвейерных линий,
подносчиком аммонита при взрывнике,
подай-принеси у шахтного электрослесаря,
сигнальщиком на ленточном конвейере
и немного подручным в бригаде проходчиков, где видел работу проходческого комбайна.

За шесть месяцев на шахте было три несчастных случая:
в одной из лав  многотонный корж завалил взрывника;
от короткого замыкания в системе породо - погрузочной машины погиб проходчик;
по неосторожности лишился кисти правой руки один из наших учащихся.

Первая моя смена в качестве навалоотбойщика закончилась тем, что я, стараясь изо всех сил, голый по пояс, мокрый от пота и черный от угольной пыли, сумел перегрузить из лавы на конвейер вместо 16,5 тонн угля по своей сменной норме, всего тонн 10, после чего сломался физически.

Руки потеряли силу и рукоять лопаты прокручивалась в моих ладонях - я был не в состоянии  подать на жёлоб ни одной лопаты угля.
Оставил лопату, взял в руки зубило и молоток.
Хотел разобрать угольные "заколы", но молоток бил мимо цели, а рука не могла удержать тяжёлое зубило,  и оно  то и дело падало под ноги.

Что делать?

К концу смены лава должна быть вычищена и закреплена.
Это непреложный  закон шахты.

Нужно срочно доложить горному мастеру, но где его искать?
Плотная стена угольной пыли полностью скрывала от моих глаз участки моих соседей справа и слева.

К счастью, мастер явился сам.
Он сел на глыбу угля и покачал головой:

-   Замотался я с крепёжным лесом и забыл тебя предупредить заранее о главном, - он взял в руки мою фляжку и поболтал ею в воздухе, - так и есть, всю воду выпил ещё в начале смены.
Запомни простое шахтёрское правило: пока не закончил всю работу, пока не забил в кровлю последнюю стойку, к фляге с водой не притрагиваться. Если будет невыносимо и язык превратится в сухую воблу, можно рот прополоскать, а воду выплюнуть. В противном случае ты в шахте не работник.
Сегодня твою норму доделает другой шахтёр, из наших "старичков". А ты собирайся и ступай  на- гора. Завтра жду!

Я собрал свой инструмент.
Медленно и тяжело ступая, добрался до ствола. Поднялся в клети наверх.
С трудом и кое-как вымылся под душем.
Вышел в скверик при шахте и, не имея сил добраться до общежития, лёг на садовую скамейку и уснул как убитый, под звёздным весенним небом.

Проснулся глубокой ночью. Надо мной луна и небо, всё в спокойных звёздах. За деревьями слышится рабочее дыхание шахты. Слабость в руках, тяжесть в ногах - всё прошло. Всё тело вновь дышало силой и желанием взять реванш.

Следующая смена была удачной.
К фляжке с водой я не притронулся,
16 тонн угля перелопатил, и с тех пор неприятных проблем с работой у меня больше не было.