Целую, Тося. Ради жизни. Глава 34

Богатова Татьяна
http://www.proza.ru/2017/11/19/152

Дни, проводимые в Липовске, оказались для Дениса очень насыщенными. Первую половину дня мальчик чаще всего проводил с Тоней и детьми, проникаясь к жене Равиля всё большей симпатией. Денису было намного проще в общении с ней, чем с отцом. Порой, ни с того, ни с сего, у мальчика возникало чувство неприязни к Равилю. И тогда Денис становился дерзким, с трудом удерживая себя на грани, за которой начинается грубость. В таких случаях внимательный Равиль с тяжёлым сердцем прекращал разговор. Изредка оказываясь свидетельницей подобных выпадов со стороны мальчика, Антонина огорчалась до глубины души, но предпочитала не встревать, справедливо осознавая бессмысленность своего вмешательства. К чести Дениса, его дружелюбное обращение с Тоней при этом не становилось демонстрацией чувств, полярных тем, что он испытывал к Равилю. Зачастую, оно воспринималось Тосей как порыв обрести в её лице поддержку. Мальчик кидался к ней, словно в надежде на помощь и защиту от возможной обиды. Однако, кроме проявления ответной доброжелательности, Тоня ничем не могла ему помочь, всем сердцем желая, чтобы из отношения Дениса к Равилю ушла агрессивность. Вдобавок, Антонина никак не могла докопаться до причины этой агрессии.

Родителям мальчик звонил ежедневно. И если для матери предназначалось всего два-три самых главных слова: жив, здоров, накормлен, то с отцом Денис говорил намного дольше. При этом мальчик не покидал гостиную, чтобы уединиться в своей комнате. Голоса не повышал, но Мустафиновым, как правило находившимся неподалёку, было отчётливо слышно всё до единого слова. Становилось понятно, что спросил или ответил Самир. Даже если мужчина с трудом сдерживал себя, то во всяком случае, никогда не делал обидных для Равиля предположений по поводу того, не надоело ли сыну в Липовске. Самир не предлагал Денису забрать его, как звучало неоднократно в день приезда. Он лишь терпеливо ожидал, когда сыну захочется вернуться, тем временем выслушивая рассказы о встречах с друзьями и, в свою очередь, сообщая Денису о его приятелях в Челнах.

Причину столь неровного поведения Дениса с отцом объяснила Тоне проницательная Вера Степановна, после того как единственный раз недолго пообщалась с ним.

- Тосенька, - осторожно приступила к расспросам бабушка, когда они с Тоней остались вдвоём, - Равилю, должно быть, неимоверно трудно устанавливать контакт с мальчиком?
- Так и есть, бабуль, - огорчённо сказала Тося. - Вроде бы только-только начинает налаживаться. Денис, например, иногда просит Равиля рассказать что-нибудь о своей работе. Либо они обсуждают какой-то фильм, который как оказалось оба смотрели. И зачастую выясняется, что предпочтения у Равиля с Денисом полностью совпадают. Да что там, у них даже вкусы в еде одинаковые. Но посреди совершенно мирного, заинтересованного разговора Денис может неожиданно встать и уйти в свою комнату. Объясняет свой уход тем, что не очень хорошо себя чувствует. И это в лучшем случае, а в худшем мальчик начинает выдумывать, будто ему нравится в фильме совсем другое, в отличие от того, чему придаёт значение Равиль. Тогда Денис начинает путаться, злиться, потому что не может толком объяснить свою позицию. Он просто упрямо противоречит отцу. Равиль в таких случаях предпочитает прекратить обсуждение. Ты совершенно верно определила, бабуленька, что ему бывает очень тяжело с Денисом. Он искренне любит его. Равиль прекрасно понимает, что заслужить ответную любовь сына дело не одного дня. И всё-таки вспыльчивость мальчика на пустом месте его обижает. Он ведь не пытается заискивать перед ним. Но я вижу, что Равиль с трудом удерживается, чтобы спросить, почему Денис так поступает.
- А как мальчик ведёт себя с тобой? - пристально глянула на внучку Вера Степановна.
- Удивительное дело, но мы с ним общаемся прекрасно. Он, кстати, для мальчишки довольно аккуратный в быту. Посуду после еды конечно же мыть не кидается. Но на столе никогда не оставит. Всегда помогает мне отнести ближе к раковине или посудомоечной машине. Причём не только свою, но и тарелки Васи с Марьяшей. И в комнате у него опрятно. Одежда по всем углам не валяется. Сложена горкой на одном из кресел. Про близнецов нечего и говорить. Денис с ними с удовольствием играет. При этом иногда кажется, - тепло улыбнулась Тося, - будто он их ровесник, в хорошем смысле этого выражения. Мы и гуляем все вместе. Ходим в парк на детские аттракционы, в кафе.
- Без Равиля, если я правильно поняла?
- Без него, - подтвердила Тоня. - Ему надо завершить важный объект. Он обещал, что закончит к выходным. Вот тогда и сходим куда-нибудь все вместе. Может быть съездим в воронежский "Океанариум".
- Знаешь, Тосенька, - погладила её сухонькой ладонью по руке бабушке, - теперь мне стали понятны причины неровного поведения мальчика.
- Говори скорее, бабуль, - нетерпеливо подалась к ней Тося.
- Видишь ли, для Дениса было бы гораздо проще, предпочтительнее, что ли, если бы Равиль оказался неким социально неустроенным элементом. Например, пьющим или безработным.
- Неужели, такое возможно? - изумилась Тоня. - Разве испытывать гордость за отца не приятнее, чем сгорать от стыда за опустившуюся личность?
- Если бы отец был один, - пояснила бабушка, - то, безусловно, лучше гордиться. А поскольку существует мужчина, воспитавший Дениса, Равиль воспринимается им, в некотором роде, как посягатель на его авторитет. Мальчику было бы намного легче, если бы Равиль просто приехал в Казань, стал донором и убрался восвояси, не напоминая в дальнейшем о себе.
- Ты уверена? - с сомнением покачала головой Тося.
- Тосенька, - ласково улыбнулась бабушка, - за годы своей работы я перевидала столько детей. И у многих были разные жизненные обстоятельства. Хватало и сирот при живых родителях, и всякого другого. Некоторые из ребят, кстати сказать, просто обожали своих пьющих отцов и матерей.
- Должно быть, они испытывали к ним скорее жалость?
- Может быть и так. Вот и в случае с Денисом, мальчик предпочёл бы испытывать к Равилю жалость, нежели осознание того, что его неожиданно объявившийся отец вполне благополучен и счастлив.
- Надо же, - всё ещё сомневалась Тоня. - Я же вижу со стороны, что у Дениса заинтересованно загораются глаза, как только они с отцом начинают говорить о работе. Опять же, совпадение вкусов в еде и во многом другом. Разве это причина для отторжения?
- Безусловно, - подтвердила Вера Степановна. - Потому что всё это, Тосенька, может огорчить воспитавшего его отца. По всей вероятности, мальчик очень сильно к нему привязан. И в данной ситуации воспринимает появление Равиля, как оскорбление. Даже невзирая на то, что он практически спас ему жизнь.
- Самир, вроде бы, вёл себя достаточно корректно, когда мы встречались с ним в Казани, - пожала плечами Тося.
- Стало быть, ему хватило ума не выплеснуть эмоции при посторонних. Но скрыть свои переживания от близких непросто, Тосенька. К тому же, Денис очень чувствительный мальчик. Он прекрасно всё понял, верно уловив реакцию и беспокойство отца. Тут стоит выделить два самых важных фактора. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов переживания Самира по поводу измены жены. А во-вторых, Самир наверняка сравнивает себя со своим давним соперником. Он тревожится по поводу того, что Денис подойдёт к вопросу с той же позиции. И что сравнение окажется в пользу Равиля. Денис чувствует это. Поэтому он всеми силами старается спровоцировать Равиля на ответную грубость. Тем самым пытаясь поколебать или даже разрушить образ практически идеального отца, обозначив в нём изъяны. Ведь единственное, что можно поставить в вину Равилю, это отсутствие попыток узнать у женщины о возможных последствиях той ночи. И то, согласись, с большой натяжкой, потому что она не посчитала нужным сообщить ему о рождении сына. А, по большому счёту, Равиля практически не в чем упрекнуть. Даже наоборот. Далеко не всякий отец решился бы пригласить в семью ребёнка от предыдущего брака. Не говоря уже о сыне, родившемся после мимолётного свидания. Однако все положительные качества и доброжелательные поступки Равиля по отношению к сыну нивелируются одной-единственной причиной: боязнью мальчика огорчить отца.
- Надо же, - с восхищённым удивлением глянула на бабушку Тоня, - подобный аспект никогда не пришёл бы мне в голову.
- А между тем, и тебе, и Равилю это помогло бы избежать многих переживаний.
- Ах, бабуля, - воскликнула Тося по некотором размышлении, - ты совершенно права. Если бы я была чуть внимательнее, то могла бы и сама догадаться. Вот простой пример. Родители звонят Денису обычно вечером, сразу после ужина. И мальчик никогда не выходит при этом из гостиной. Если с матерью он перекидывается парой слов, то с отцом может разговаривать по полчаса. Он делает это довольно демонстративно, всем своим видом показывая, что Самир имеет для него значение, несопоставимое с тем, что занимает Равиль.
- Тосенька, будь уверена в одном, - снова нежно улыбнулась внучке Вера Степановна, - что сердце мальчика понемногу сдаётся.
- Бабуль, - печально улыбнулась Тоня, - что же мне делать? Как помочь Равилю пробиться к сыну? Как объяснить мальчику, что он ни в коей мере не посягает на авторитет Самира?
- Не стоит торопить события, Тосенька. Должно пройти время. Понятно, что Равиль хочет наверстать упущенные годы. Но, так сложилось, - пристально глянула на Тоню бабушка, прикидывая, стоит ли огорчать внучку откровенной картиной происходящего, в том виде, как она представлялась самой Вере Степановне, - что положительные качества Равиля, безусловно привлекательные во всех других обстоятельствах, в данной ситуации сыграли против него. Ему придётся запастить терпением. Конечно же, время уходит, мальчик растёт. Однако поспешность в нынешних условиях - плохое подспорье, невзирая на то, что она основана на исключительной доброжелательности Равиля. Можно не сомневаться в одном: рано или поздно Денис непременно станет относиться к нему вполне уважительно. Ну, а что касается сыновьей привязанности, - чуть склонила голову набок пожилая женщина, - то надо быть готовым к тому, что её может и не возникнуть. Но мы не будем терять надежду на удачу. Не правда ли, Тосенька?
- Милая моя бабуленька, - нежно обняла её Тося, - ты так замечательно всё объяснила. Мне стало намного легче воспринимать поведение Дениса. И Равилю я непременно постараюсь всё объяснить. Спасибо тебе! Как же я тебя люблю!
- Я тоже очень люблю тебя, - прижала Тоню в ответ бабушка, - моя дорогая девочка.

***
Обычно, во второй половине дня, после обеда, когда Тоня укладывала детей спать, Денис отправлялся, по его выражению, тусоваться с друзьями. Выносливость, вопреки ожиданию  мальчика, оказалась ещё недостаточной для того, чтобы выдерживать нагрузку исполнения танца полностью. Поэтому Денис предпочитал быть зрителем, довольный уже тем, что может позволить себе хотя бы это. Группа ребят из Москвы задержалась в связи с некоторыми обстоятельствами. В Липовске их ожидали со дня на день. И в день прибытия, выпавшего на пятницу, у намеревавшегося во что бы то ни стало дождаться ребят Дениса как назло разрядился сотовый, который он, коротая вместе с приятелями время ожидания, использовал для выхода в интернет.

Вечером ответом на звонки обеспокоенных Тони и Равиля беспрерывно звучало сообщение о недоступности абонента. Время близилось к одиннадцати. Равиль просто места себе не находил от тревоги за сына. Не менее взволнованная Антонина всё же попыталась обратить внимание мужа на один положительный момент. Ни Адиля, ни Самир не сделали попытки дозвониться Мустафиновым в надежде узнать, где сын. По мнению Тони это означало, что с мальчиком всё в порядке. Он наверняка поговорил с родителями, прежде чем у него разрядился телефон. Тося также высказала предположение, что Денис мог выключить телефон и, увлечённый встречей с друзьями, просто забыть об этом. Одновременно Тоня прекрасно осознавала слабость доводов, какими она пыталась успокоить мужа.

В конце-концов Равиль решил позвонить Фёдору, в надежде узнать, где может тусоваться по вечерам подобная Денису молодёжь. Застав Фёдора на прогулке с Соней, Равиль тут же получил от него согласие приехать вместе с невестой и поискать Дениса. Невзирая на то, что мальчику ещё далеко до восемнадцати, Соня предположила, что молодые люди могли отправиться в один из танцевальных клубов под названием "Компот". И хотя представлялось маловероятным, что охрана пропустила юного Дениса в клуб, но Равиль с готовностью ухватился за возможность проверить это, лишь бы не сидеть в ожидании. Подхватив на своём автомобиле по дороге Фёдора и Соню, Равиль отправился вместе с ними в клуб.


http://www.proza.ru/2017/11/19/178


Фотография из интернета. Спасибо автору.