Жажда жизни

Михаил Анохин
                (Или первый шаг по дороге к рабству).

Поначалу я хотел  озаглавить статью: «Свобода и Смерть», но утонул в дефинициях «свободы». Потому как свобода бывает политическая, экономическая, свобода от блох, от соседа постоянно сверлящего бетон и так далее. Так что ограничился на всеобщем и понятном  для всех инстинкте жизни.

Вынесенные в заголовок слова – это не парадокс в духе дзэн-буддизма, а констатация того факта, что человек безмерно любящий жизнь способен также и на любое преступление. Во имя жизни, разумеется, своей, но случается и чужой. За други своя.

Воистину, свободен только тот, кого нельзя испугать страхом смерти. Но цивилизации и здесь нашла к человеку отмычку, ибо способна устроит жизнь на грани смерти, или смерть на грани жизни. 

Однако все эти ухищрения по взлому свободной воли человека, все-таки исключение из правила. Как бы там не сложилась личная судьба, а свой первый шаг к подлинной свободе человек должен начать с философии.

Почему с философии? Да потому что - это единственная наука, которая учит не бояться смерти. Еще лучшим учителем на этой дороге свободы, была бы христианская вера, но она подчиняет себе человека целиком и полностью. Верующий человек абсолютно не свободен, то есть постоянно и систематически обращается к Богу с просьбой: «Да будет воля Твоя, а не моя».

Верующий человек ни на грамм не доверяет собственной воли, или, если хотите собственному произволению!

Разумеется, при этом вера, так же целиком и полностью освобождает его от страха смерти, и делает его, в этом смысле, свободным.
Раскол в церкви, а потом гонения на верующих ОГПУ, показывают насколько верующий человек стойкий перед лицом смерти. Житийные примеры ранних христиан приводить не стану.

Для эрудированного человека – это общеизвестное место.
               
В воспоминаниях  польского  узника концлагеря Заксенхаузена А. Салацкого,  рассказывается о ссоре между русскими и английскими военнопленными. Русские считали, что англичане лебезят перед немцами; русские отказывались отдавать честь немецким офицерам,  саботировали их приказы, а наказание получал весь барак, включая и англичан, которые возмущались, «русскими национальными недостатками».

Англичане хотели  выжить в этих, не человеческих условиях,  во что бы то ни стало,  а вот русские не ценили ТАКУЮ СВОЮ ЖИЗНЬ.

Жить хоть на коленях, хоть  на брюхе,  хоть в оковах,  но жить!  Это и есть вернейший признак дряхление народа, уход его в историческое небытие.

«Возвышенные принципы» слишком высоко ценят конкретную жизнь и потери для таких обществ, в борьбе со стихиями мира,  оказываются неподъемными, неприемлемыми, не переносимыми для их морали и нравственности, для их чувствительных, изнеженных душ.

Можно было бы сказать, что русские вообще мало ценят собственную жизни, и в историческом контексте – это было бы правдой.

Молодой «варварский народ», вот и говори после этого, в ком больше рабской крови накопилось за тысячелетия? Видно непростая это арифметика – проявление рабского характера в человеке (этносе) в определенных условиях.

На самом деле наша, российская, цивилизационная модель отличается от европейской тем, что ценность личной жизни у нас на втором месте, а на первом месте, ценность детей, семьи и всего того, что защищает и оберегает эти ценности от внешних посягательств.

Таков исторический опыт русского народа, прямо вытекающий из его «буферного» положения, между Европой и Азией.

Увы и это размывается, рушится изъеденное молью времени. Даже камни не вечны, что же говорить о цивилизациях?

1998-2000 годы