Про Кукушкин родник

Повесть Ирины Сиротиной “Кукушкин родник”, опубликованный в журнале “Сибирские огни” №1 2014 года, а также, на портале ПРОЗА,РУ отражает современную жизнь во всей её красе. Актуальность проблем, затронутых в ней, очевидна.
Но сначала хочется поделиться общим впечатлением, полученным в процессе прочтения. Автору удалось воссоздать яркий колорит Сибири во временном отрезке в сто лет. При этом картина жизни очень узнаваема и правдива. Как похожа жизнь по всей стране! Ни один регион не смог избежать перемен, происходящих на протяжении ста лет.
Ирина Сиротина, как истинный патриот “своей деревни”, пытается раскрыть то лучшее, что отличало народ Сибири и этот конкретный регион от других. Это очень хорошо отражается в бытовых традициях и особенностях местного языка. Её герои говорят на одном из диалектов русской Сибири и обнаруживают простоту и меткость народной речи. В их речи присутствуют слова, которых практически нет в словарях современного русского языка, особенной пестротой отличаются своеобразные глаголы. Но это предмет отдельного разговора в этнолингвистическом и психолингвистическом аспектах. 
Краткое изложение или фабула повести такова. Пожилой человек, Тимофей Кукушкин, в прошлом сельский пастух, - яркий представитель крестьянства, – проживает в одной из деревень Сибири. Он обнаруживает родник и облагораживает его с тем, чтобы жители села могли пользоваться им. Очень счастлив этим, так как люди благодарны ему.
Появляется некий Пупырь, который выкупает земельный участок, в его владениях оказывается и Кукушкин родник. Начинается борьба за родник, которая завершается личной депрессией героя и Т.Кукушкин направляет свою неуёмную энергию на обустройство кладбища. В тяжких раздумьях пропускает через себя судьбы покойников, вместе с ними читателю становится известна столетняя история села в тесном переплетении с историей всей страны.
Кукушкин противопоставлен Пупырю, в рассуждениях он доходит до вопросов мироустройства, приходит к выводу, что человек создан богом с изъяном, и остаётся в том же замешательстве, не находя ответов на мучившие его вопросы.
Ясно, что Тимоха – порождение эпохи. Но таким, как теперь, он стал в результате исторического развития его земляков, информационного наследия, полученного от них. Это можно проследить, даже не заглядывая слишком глубоко. Его предки – это люди, отвергнутые по каким-то причинам государством, обладатели сильной волей к жизни, иначе они просто не могли бы выжить, тем более обосновать село.
О том, какими они были, можно проследить по именам и кратким воспоминаниям Тимохи на кладбище. От этих имён веет на Тимоху основательностью, надёжностью, силой и уверенностью: Домна Мефодьевна, Анисья Тихоновна, Марфа Поликарповна, Сила Артамонович, Дармидонт Митрофанович, Фрол Игнатьевич. Те, что умерли пораньше и покоятся в тёмной стороне кладбища жили долго. Отвоёвывали родное село от врагов, жили своим трудом честно и скромно, пили умеренно, помнили Бога. Поэтому даже в самые страшные моменты жизни, каковых немало выпало на их долю, не помыщляли о том, что можно наложить на себя руки.
Обитатели (покойники) светлой стороны кладбища редко доживали до старости, среди них очень много умерших в совсем молодом, даже юном возрасте. Есть самоубийцы и погибшие в авариях или драках по пьяни.
Повествование ведётся от третьего лица, в роли которого выступает внук уважаемого на селе человека, ныне покойного Фёдора Поликарпыча, - Андрюха Прилуков. Повествователь обнаруживает себя лишь в 11 главе повести в качестве действующего лица, вступив в  серьёзную беседу с главным героем Тимохой Кукушкиным. При этом читатель (исходя из собственного опыта) приходит в некоторое замешательство, так как воззрения и отношение к происходящему вокруг оказываются у этих двоих абсолютно разными. Поэтому обнаружение глубокого понимания внутреннего мира неугомонного односельчанина А.Прилуковым не представляется особо естественным явлением. Кажется, было бы правильнее ввести Андрюху, как просто действующее лицо, но не как человека, от имени которого ведётся рассказ о Тимохе Кукушкине и обо всём, что его окружает и волнует. Не способен такой Андрюха объективно вещать о Тимохе, из другого он теста. Не убеждает.
Основное (сюжетное) действие происходит в деревне Безлюбово и её окрестностях в наше время, вероятно, в первом десятилетии третьего тысячелетия. Но художественный мир повести простирается на всю Сибирь, по времени на столетия назад в прошлое. Этим автор подчёркивает преемственность событий во времени и пространстве. Ничто не проходит бесследно, у всего есть причина и следствие. Хотя поиск причины падения нравов в современном мире  не увенчался успехом для героя нашего времени. И, к сожалению, данный тип честного неравнодушного человека пока что не стал героем современного мира и часто вызывает насмешки андрюх прилукиных. Пришло время трансформации энергии подобных Тимохе и продолжения борьбы за чистоту нравов другими методами.
Автор очень удачно подобрала образы для изображения предмета описания. Уже по названию села Безлюбово и фамилии героя Кукушкин проницательный читатель смекнёт, что изображённое место и образ человека через восприятие которого излагается идейное содержание произведения, отнюдь не наполнены радостью бытия. Для полноты восприятия Т.Кукушкина введён оппонент-собеседник Андрюха Прилуков. По всей вероятности, фамилия раскладывается: при+Лука, т.е. лукавый. Ибо, именно такого человека-приспособленца, лукавящего по жизни, в том числе и с самим собой представляет А.Прилуков. Он представитель основной массы современного населения России. В меру честный, в меру хитрый, где надо пригнётся или прогнётся, голову себе лишними мыслями не засоряет. Просто живёт, как умеет, выполняет обязанности по содержанию семьи. Введён и более серьёзный оппонент по жизни, враг Кукушкина – Пупырь Вольдемар Васильевич.
Действительно, само село, появившееся здесь сто лет назад, обоснованное через тяжкие труды каторжан, возникло не от хорошей жизни. Само существование этого села – вызов миру. Нелюбимые, отверженные государством и обществом, люди обосновали его и название дали соответственное. А сколько борьбы, сколько крови пролито за это село в годы двух мировых войн его жителями за то, чтобы оно могло жить, чтобы дети в нём росли.
О том же свидетельствует и фамилия Тимохи – Кукушкин. Что за птица – кукушка? Та, что птенцов своих сама не высиживает, а подкидывает в гнёзда других птиц, совсем не имеющих отношение к роду кукушек. Вот и Тимоха чувствует себя, жителей своего села, да и весь народ российский кинутым государством на произвол судьбы на усмотрение “других птиц”, ибо годы перестройки и постсоветского периода истории России увенчались тем, что народ оказался на положении кукушкиных яичек. Вот это, в первую очередь, и характеризует наше население через переживания и жизненные перепитии главного героя Тимохи Кукушкина.
И родник у нас Кукушкин. Вроде бы с этим всё ясно – ведь его Кукушкин обнаружил и облагоустроил, он за ним всё время ухаживал. Символическое значение родника – источник не только для тела, не только, место добывания  воды, здесь его значение простирается намного шире. Это средство утоления жажды нравственности, духовной наполненности, который в художественном мире повести стал актуальным только для крестьян из глубинки и он (родник), как и сами жители села на таком же положении - на положении кукушкиных яиц.
В этом читатель очень скоро убеждается. На горизонте появляется некий Пупырь Вольдемар Васильевич. Хотя увидеть его самого читателя не удостаивают, но его присутствие, наличие в этом мире очень даже ощущается. Условия художественного пространства, как и реально физического, таковы, что пупыри возникают всюду, перекрывая доступ к и без того редким кукушкиным родникам. А те, кто нуждается в источниках духовно направленной информации, в объекте пополнения духовных сил, нравственных ориентиров, становятся сиротами, ибо нет у них единого родителя, радеющего за весь народ, способного объединить его в несокрушимую силу. Слабенькие кукшкины родники теперь всегда под угрозой пупырей. 
Тимоха, искренне радуется своему детищу – роднику, а ещё больше тому, что нужен он сельчанам, благодарны они ему, более того, лечатся его водой. Но в один прекрасный день он застаёт табличку “Кукушкин родник” низвергнутой на землю. Как истинный воин выступает он на защиту своего детища: “...небольшого росточка, сухопарый, в пегом пиджачишке и в тёмных, в пятнах краски штанах, серой замасленной кепчонке, востроносый, он наскоками нападал на этакого откормленного паука – хозяина птичьего двора”.
Вот такое сравнение. Несмотря на сравнение с воробьем,  чувствуется, что любим герой автором,  и оно добавляет его образу искренности, жизненности и правдивости. Страстный, неравнодушный человек Тимоха! А Пупырь с его именем и действиями против беззащитных крестьян явно противопоставляется Тимохе.
Практикующий современный психолог Александр Свияш вывел таблицу уровней личности и пришёл к выводу, что социальное, тем более материальное положение человека не пропорционально его человеческим качествам. В его разработке 15 уровней: среди самых богатых и влиятельных людей есть те, которые по личностному развитию соответствуют 1 или 2 уровням, есть и обратная сторона медали: среди пастухов, например, кем и представлен нам Тимоха, есть представители высокого личностного развития. Пупырь, как мы видим, просто нелюдь, ибо есть среди представителей его класса, которые не стали бы разрушать выведенный в трубу источник стараниями Тимохи и его односельчан за пределы владений Пупыря. Человек, даже с небольшими остатками совести, подивился бы находчивости, крестьянской сметке, и оставил бы им возможность пользоваться родником. Пупырь изображён в худшем проявлении, это идейно и эстетически оправдано, просто необходимо с точки зрения эстетического воздействия на читателя.
Всё в этой повести как бы поделено на две части. Всё двойное. Сама жизнь – до и после перестройки. Линия событий, составляющих сюжет: первая часть - история с родником, где ещё теплилась надежда в душе главного героя; вторая часть – это направление щедрости его души, жажда отдавать, а не брать, в сторону кладбища. Символ кладбища понятен каждому. Значит, в небытие направил он, а с ним и весь народ, стопы свои.
Неудача в борьбе за родник обернулась для героя опустошённостью, крахом последней надежды. Очень тяжело переживает он эту неудачу, в ней ему видится огромная трагедия всего народа: “Тимоха ощутил себя сиротой в мире”.
Старый, много всякого горя повидавший человек не в силах удержаться от навалившихся на него слёз. Автор очень искусно обрисовывает его состояние, словно указывает на солидарность с ним окружающей среды: “Травинки вздрагивали, когда на них падала тяжёлая слеза... Выпотрошенный, с оставленной Богом душой, лежал Тимоха в траве и по временам вздрагивал, как долго ещё вздрагивают дети после горького продолжительного плача”.
В нашей жизни всё больше и больше людей в депрессивном состоянии. Кто-то впадает в это страшное состояние  в результате безуспешной борьбы, а кто-то даже не сопротивляется, впадает в пьянку, наркоманию, как молодые современники Тимохи. 
И эта же личная, берущая основание и уходящая в вечное, трагедия   явилась и кульминационным моментом повести. Само кладбище, как и всё изображённое в повести тоже поделено на две части: на тёмную и светлую. Тёмная – там, где покоятся тела давно усопших сельчан, а светлая в обозначении Тимохи, ближе к современности. Но в процессе его рассуждений приоритеты меняются. Светлое-то как раз покоится там, в заросшей вековыми деревьями тёмной части кладбища, а тёмное здесь, на открытом солнцу участке.
Свою неуёмную, несмотря на преклонный возраст, энергию Тимоха направляет опять-таки служению народу. Обихаживает могилки и получает благодарность односельчан. Здесь его посещают самые разнообразные мысли о Боге и мироустройстве и не находит он ответов на свои вопросы.
Образ главного героя – Тимофея Кукушкина обрисован соответственно традициям мировой литературы. Всю жизнь он служил народу в качестве пастуха. Как нам известно из библейских историй, пророки в основном были пастухи. Автор пытается представить героя как пророка современности. Он наделён щедрой душой – всегда стремится быть полезным другим, отличается разительным неравнодушием, смел и настойчив в достижении цели.
Читатель видит мир глазами героя – это естественно, ибо это в традициях русской и любой другой литературы. Идейное содержание всегда расскрывается через восприятие образа и миропонимания главного героя.
Повесть разворачивает широкий спектр проблем. Раскрываются они по-разному. Например, проблема семейных отношений, существующая в современном мире, затрагивается косвенно. Автор просто описывает жизнь Тимохи с его супругой Настасьей. Описывает такую семью, каковой она была во времена патриархального домостроя. Каждый из супругов добросовестно выполняет свою миссию, никто ни на кого не обижен и проблем семейно-бытового характера в семье Тимохи просто нет. У него надёжный домашний тыл. Возможно, это и позволяет ему быть неравнодушным к односельчанам, быть своего родп творцом, вспомним хотя бы петуха на крыше, обустройство родника, творческий подход во имя спасения родника от Пупыря и т.д.
Проблемы безработицы, промышленные, бракоразводные и т.д. рассматриваются в рассуждениях Тимохи и беседах с А.Прилуковым, исходя из вопросов различного рода, в том числе экологии. От конкретно земных мысли приобретают планетарный масштаб и порой восходят к космическому.
Отдельного внимания требуют рассуждения А.Прилукова и Тимохи о свободе личности, через которые они пытаются осмыслить понятие “грех” и все претензии предъявляют Богу за то, что тот создал человека с изъяном.
Когда в 60 годы  19 века в США случилась гражданская война против рабовладения, бывшие рабы, освобождённые от рабства, толпами возвращались к прежним хозяевам-господам и умоляли взять их обратно на службу. Причина в том, что они просто не научены жить самостоятельно, отвечать за свои поступки, элементарно заботиться о себе. Они могут только то, что им велено, что уже давно проторено не ими.
То же происходило, отчасти продолжает происходить, и с основной массой населения российского народа. Везёт тем, у кого хороший начальник, а остальным очень не просто приходится. Особенно страдают люди типа Тимохи. Они привыкли жить своим трудом честно, по-советски. Другая, не советская честь у них просто не выработалась.
Проследим за штрихами, которыми автор обрисовывает моменты воспитательного процесса, полученного Тимохой. Безотцовщина. Очень типичное явление для тех, чьё детство пришлось на годы войны. Мать, всегда занятая непосильным трудом в колхозе, была не в силах просто задуматься о психологическом состоянии своих детей. Надо было их чем-то кормить и во что-то одевать. Главное, чтобы ни в чём не были хуже других.
Школа воспитывала в духе атеизма, советского коллективизма и на коммунистической идеологии практически взращивала фанатов. Дети были абсолютно уверены в отсутствии Бога, тем самым лишали себя дальнейшего развития. Они могли быть очень эрудированными, развивались вширь, но положения научного коммунизма лишали советского человека развития вглубь и высоту. Поэтому Бог для Тимохи нечто вроде председателя колхоза (и задумался-то он о нём только после перестройки), к которому можно прийти, предъявить претензии, чего-то попросить и, возможно, получить желаемое.
Изъян в человеке, конечно, есть. И возник он не сегодня. Не в последние сто лет, хотя именно это время явилось наиболее пагубным для человечества. И не Бог создал человека с изъяном. Человек сам на протяжении всей истории человечества воевал, тем самым искажал свою суть, и продолжает воевать и мстить без нужды, всюду видеть врагов.
Ничего одностроннего в мире нет. Всякая палка о двух концах. Бог не директор завода, нам известно, что и директор завода не всесилен даже на вверенном ему предприятии. Нарушена сама связь человека с Богом.  Та, что была предусмотрена мироустройством. Почему всего сто лет назад наши бабушки и дедушки не садились за стол и не вставали из-за стола без молитвы? Обязательно чтили Всевышнего в один день недели, у каждой религии он свой.
Человек – есть часть вселенной. Зависит он и от расположения планет и фаз луны и солнца. А ещё больше он зависит от собственных мыслей и желаний. Чем дальше уходит человек от Бога, тем сильнее он отделяется от себя от своего собственного естества. Отсюда все наши изъяны.
Первая заповедь Всевышнего во всех серьёзных религиозных учениях призывает человека чтить и жить с осознанием единого и единственного божества. По этому поводу незабвенный В.И.Ленин когда-то изрёк, что религия – это опиум для народа. Действительно, если религию используют как средство управления народом, как политическое орудие, она – ничто иное, как опиум. Таким был “бог” сто лет назад для основной массы населения. Бог-каратель. Но истинный Бог никогда и никого не карает. Он любит и учит любить нас, если мы не утеряли способность слышать Его.
Но, тем не менее, даже такая вера, известный славянофил Хомяков называет такой подход к религиозному учению кушитской, держала людей в каких-то рамках нравственности, чести, совести. Искренние молитвы давали человеку смирение и любовь к ближнему. Теперь это на массовом уровне не работает, ибо человек слишком далеко отошёл от этого. Теперь нужен Бог любящий, а Он заключён  в каждом из нас. Его необходимо пробудить в себе. Человек, практикующий духовную практику через молитвы, наблюдает в себе перемены в лучшую сторону и в вопросах мировосприятия – они становятся позитивней; и в плане физического здоровья – тело избавляется от недугов. А народ – это мы, каждый из нас. По известному нам закону диалектики, качество переходит в количество, а за счёт количества повысится качество. То есть, чем больше появится на земле цельных, внутренне свободных людей, тем вероятнее улучшение политической обстановки в мире, что, значит, и социальное положение человека улучшится, что, в свою очередь, будет способствовать повышению общего уровня жизни и нравственного здоровья населения.
Готова отвечать на вопросы по поводу выше изложенного, если таковые возникнут у читателя.


Рецензии
Спасибо за краткий обзор данного произведения!
Сибирь, это такая мощь!
Очень заинтересовали "местным диалектом" ... обязательно прочту.
С наилучшими пожеланиями ...

Кораблинова Ника   30.11.2017 21:26     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Ниночка!
Прочтите обязательно. Повесть того стоит.

Дина Норбут   07.12.2017 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.