Князи...

Александр Андриевский
***
В один из июльских дней, в полдень, к Александру Верхушину, пятидесятилетнему  мужчине, на дачный участок пришёл его старинный друг Круглов Михаил. Они с ним дружили тридцать лет, с того самого времени как ехали в пассажирском поезде в город ***.

В настоящее время они оба были на пенсии, но продолжали работать. Судьба так устроила всё, что и жили они в одной девятиэтажке, на одном этаже. Естественно, что дружили семьями и всегда ходили в гости друг к другу. Они так сдружились, что считали себя братьями.   

Любили Александр и Михаил, в свободное от работы время, посидеть за пивом или вином, и поговорить о жизни. Сегодняшний день у них был выходным. Ехать домой им не нужно было, можно было посидеть за пивом, благо, что оба затарились  им.   
   
- Миша, проходи в хату,- пригласил Александр друга в дачный дом. - У меня пиво есть и рыбка к нему. Душа отдыха требует. День  то  какой сегодня, - он указал ему рукой на безоблачное синее небо и зеленые деревья, окружающие садоводство . - Вчера, до половины ночи не спал. Сначала телевизор смотрел до часу ночи, потом птичек часа два слушал. Хорошо всё-таки на даче! Я приезжаю сюда душой отдохнуть от города. На даче чувствую себя как в деревне, особенно, когда помоюсь в бане и берёзовым веником попарюсь. Проходи. Ты не сгоришь? Давно начал загорать?- он  посмотрел на друга, на котором из одежды было одето одно трико.
          
- У меня кожа тёмная, я не сгораю от солнца,- Михаил улыбнулся: - Нынче такое же жаркое лето, как и прошлогоднее. Всё бы ничего, но в такую погоду  чувствую себя не очень хорошо. От пива, я, пожалуй, не откажусь. Ты в городе его покупал? Полторашка?

- Полторашка, а чё мелочиться ... и не одна. Мы же на даче! - Александр улыбнулся: - У меня и вино есть. Бутылочка. В холодильнике стоит. Можно немного посидеть. Не хватит, сгоняем до магазина, купим сколько нужно.            
***
Тёплый день, песни что транслировало " Радио Дача" по автомобильному радио, и выпитое пиво,- оказали на друзей своё воздействие: они заговорили о том, что их волновало.

- Вчера видел Данилова Костю, когда был на Центральном рынке. Он покупал торты, говорил, что у него день рождения, что хочет угостить коллег по работе. Я не понял: он где-то инженером работает что-ли? Хорошо помню, как он работал с нами на стройке два года, когда мы с тобой приехали сюда, в ***. С той поры прошло больше тридцати лет,- проговорил Михаил.   

- Вот тебе раз,- Александр улыбнулся:- Он же сейчас работает главным инженером на нашем заводе. Ты что не знал, что ли? Под его началом киповцы. На заводе, сам знаешь, сколько народу работает?  Иногда его встречаю. У меня есть его рабочий телефон.

- Правда? -  Михаил с недоверием посмотрел на него, - я встречал его тоже, но ни разу не разговаривал с ним. Он же всегда был необщительным, себе на уме.
   
- Почему необщительным?- Александр посмотрел на него,- он нормальный мужик.
 
- Не знаю,- Михаил усмехнулся, - может быть, мне так кажется? Не знаю. Если бы я был в этом уверен, то поговорил бы с ним насчёт Славки, чтобы он устроил его на работу в свой цех, которым командует.

- Почему же не устроит? - Александр усмехнулся, - ты же его хорошо знаешь? Хочешь, я поговорю с ним? Могу дать тебе его рабочий телефон. Позвони ему. Решай. Скажи, почему, ты сомневаешься в том, что он не поможет тебе? Подожди, давай пива грамульку выпьем, потом поговорим: спешить нам некуда и незачем. Правильно я говорю? Как ты считаешь?

- Правильно, - Михаил кивнул головой.

***

На простой вопрос друга Михаил ответил не сразу. Минуты три он помолчал и начал говорить:- Санёк, ты помнишь, как в советской школе, мы, ребятишками, изучали творчество Антона Павловича Чехова?

- Помню! - Александр был удивлён.

- Я не буду вспоминать о его рассказах, которые мы проходили. Я скажу об одном рассказе, который нам нужно было бы усвоить на всю жизнь. Это рассказ " Толстый и тонкий". Сюжет рассказа очень прост. Встречаются два старых знакомых. Они много лет не виделись. Один из них, который с женой и сыном гимназистом - чиновник, занимающий небольшую должность в каком-то учреждении. Второй - чиновник, занимающий высокую должность. Они обрадовались встрече и, конечно, разговорились о жизни. Бедный чиновник, узнавший о том, какую должность занимает его старый знакомый, изменил своё поведение и начал вести себя заискивающе, словно был его подчинённым. Естественно, что тому было очень неприятно видеть его таким, потому что в его памяти он остался его гимназическим другом.
Санёк, я для того вспомнил этот рассказ, чтобы сказать о том, что деньги и власть меняют людей, поэтому, они меняют своё отношение к окружающим их людям.
Время не меняет людей. Сегодняшние люди такие же, какими были люди давным-давно. Стоит человеку занять должность и стать богатым, как он начинает презирать простых людей, как забывает о том, что когда-то сам был простым человеком. Не будем далеко ходить за примерами. Новые русские, ставшие богатыми, и чиновники во власти,- с презрением относятся к простым людям. О народе, из среды которого вышли, говорят с презрением. Между собой, простой народ называют "быдло". Это слово польское. Дословный его перевод - скот.      

- Миша. Я не спорю с тобой,- Александр улыбнулся,- вспомнил я рассказ Чехова, о  котором ты сказал. В нашем случае всё обстоит не так как в рассказе Чехова. Мы работали на стройке с Костей, поэтому с ним можем разговаривать запросто.

- Нет! Не поговорим запросто,- Михаил печально улыбнулся.

- Миша, зря ты так говоришь,-отвечал  ему Александр.

- Санёк,- Михаил улыбнулся,- я говорю так, потому что знаю наперёд знаю о том, что  будет.   Тебе рассказать о Свете Крыловой.

- Расскажи,- Александр взглянул на него с интересом, - она работает или в городской думе, или в администрации города? Правильно?
 
- Правильно, -согласился  Михаил. - Однажды я решил обратиться к ней. Мне  нужно было решить один вопрос. Она бы могла его решить: это было в её власти, но она сказала мне: - Я ничего не могу сделать. Со Светой Крыловой мы тоже работали  на стройке. Сейчас история повторилась и Костя Данилов не захочет помочь мне, если я обращусь к нему за помощью.

Человеческую природу меняют деньги и власть. Вот по этой причине я не пойду к Косте. Он не захочет
меня узнать. Зачем я пойду к нему унижаться?

-  Миша, зря ты так говоришь?- Александр улыбнулся:- Позвони ему.
***
...Словно в воду глядел Михаил: всё получилось так как он говорил Александру. Когда он дозвонился до
 Кости тот долго вспоминал о том, где они работали с ним, потом сказал ему :- Я позвоню тебе завтра... и
не позвонил.

-  Миша, ты звонил Косте,- спросил его Александр  на следущий день.

- Позвонил.

- Что он тебе сказал?

- Позвонит.

- Позвонил?

- Нет.

- Ещё раз позвони.

- Санёк, я не буду ему звонить. Поговорил с ним и чувствую себя так словно в дерьмо попал. Мы с тобой были и будем нормальными людьми. Пусть люди, вылезшие из грязи в князи живут по своим законам.  Между прочим, после обращения к Свете Крыловой, я так и называю их.