По следам французских королей. Часть 6

Шестакова Евгения
Париж, Пантеон.

Еще одно место, где нужно побывать в 5 округе Парижа,  это Площадь Пантеона.  А от нее уже можно идти в Люксембурский сад.
Это огромное купольное здание возвышается над всем Латинским кварталом, и затмевает своими размерами все вокруг. Мне на минуту показалось, что я вновь оказалась в Риме.  В Пантеоне покоятся Вольтер, Руссо, Гюго, Золя, Жан Моне и многие другие известные люди.

Пантеон – великолепный образец неоклассической архитектуры. Пантеон вначале был просто церковью и лишь в 1791 году власти приняли решение о том, что все великие люди должны быть похоронены в этом месте.  Все 42 окна храма были замурованы, а голые стены позже расписаны одним из художников, который изобразил на них сценки из жизни Святой Женевьевы, так же стены украшены картинами разных художников 19-го века.

Когда монархия была восстановлена , это здание вновь стало церковью.  И оставалось ей до 1885 года, когда решили превратить Пантеон в Национальный музей. Причиной послужила кончина Виктора Гюго.
На Площади перед Пантеоном есть много кафе и ресторанчиков.  Если обойти Пантеон слева, то мы увидим  библиотеку Святой Женевьевы,  в которой находятся древние манускрипты. Чуть дальше,  на площади Контрэскарп находится знаменитое Кабаре сосновой шишки.


Итак, шел 507 год от Рождества Христова. Король Хлодвиг принимает христианство и основывает первую базилику, в которой должны были быть похоронены он сам и его королева – Клотильда. В 512 году здесь похоронили знаменитую Женевьеву, которая спасла Париж от разграбления варварами. Позже ее объявили Святой. Монахи –геновефены должны были заботиться от останках святой.

Шли годы, вернее – шли века, и вот наступила середина 18-го века, Людовик XV очень сильно заболел и все время молился святой Женевьеве. В 1744 он выздоровел и решил в честь этой святой возвести нечто грандиозное.
11 лет спустя архитектор Суфло начал работу над проектом. Этот человек мечтал построить здание, сравнимое с Собором Святого Петра в Риме. Базилика была закончена в 1790 году, а уже через год превращен в Национальный Пантеон.
Западный фронтон Пантеона перестраивался 4 раза. Тот, что мы видим сейчас – работы 1837 года.

Размах проекта строительства Пантеона вполне в духе политики Людовика XV. Здание расположено в квартале активных религиозных споров и должно восстановить престиж церкви. На архитектуру здание оказал влияние греческий стиль, это проявляется и в стилистике и в композиции Пантеона, который центрирован в виде греческого креста.
От готики пришла система сводов, поддерживающих арок и кажущаяся легкость всей конструкции.

Купол построен в духе Ренессанса. Архитектор задумал наводнить это величественное здание светом, пробив 45 высоких окон. Сейчас трудно себе представить, как выглядел Пантеон с окнами, которые были закрыты после Революции. Так как нужно было подчеркнуть то, что Пантеон теперь место захоронения – Вольтер, Жан-Жак Руссо, Марат… Я бродила по крипте,  и мне казалось, что я нахожусь внутри учебника по истории с ненавистными мне главами Революции Франции.

Захоронение Дюма находится прямо под окном в крипте Пантеона.  Я бы сказала, в каком-то узком и вообще не подобающем для этого человека месте. Еще раз повторюсь – меня очень поражает страсть французов перетаскивать своих именных покойников с места на место…
Кстати, именно после посещения этой крипты, я поняла, что не хочу ехать пока на кладбище Пер-Лашез, с меня хватило покойников за эту поездку.

После Революции прах Мирабо и Марата был удален из крипты.
Так же архитектор Суфло создал эскизы прилегающей площади. Напротив Пантеона – школа права 18-го века постройки и теологическая школа.

В течение 19 века  огромный храм дважды возвращался в лоно церкви, но в 1885 году, когда умер Виктор Гюго,  он окончательно стал гражданской усыпальницей.
Центральный зал кажется нереально большим, его обрамляют монументальные коринфские колонны. Окна и исчезли  в 1792 году, и почти 80 лет спустя были покрыты росписью с циклон картин из жизни Святой Женевьевы, истории французской монархии и христианства. Над картинами работали наиболее именитые художники тех времен. После осмотра картины Смерть Святой Женевьевы, мы попадаем в крипту.  Напротив этой картины висит другая – Святая Женевьева снабжает осажденный гуннами Париж.

Огромные картины потрясают, но меня больше заинтересовал Маятник Фуко.

Попав в крипту,  мы сначала видим сердце Леона  Гамбертта, в урне напротив стеклянной двери. Этот француз был учредителем Третьей Республики. Сердце перенесли в крипту 11 ноября 1920 года.

В вестибюле крипты мы видим могилу Вольтера с памятником во весь рост, могилу Руссо в виде деревенского домика, дальше идет могила Суфло – архитектора Пантеона.
Причем, Руссо и Вольтер, похороненные друг напротив друга, при жизни были непримиримыми врагами.

В западном луче справа находятся могилы 41 великого сановника Империи.  С лева похоронены многие знаменитые люди разных эпох – Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма и многие другие. Прах перенесен в склеп в самое разное время. Например, прах Дюма появился в крипте только в 2002 году. Вообще, меня удивляет эта страсть французов переносить своих знаменитых покойников с места на место.

В Пантеоне можно подняться и на купол,  но только с конца апреля по октябрь и только в рамках групповых экскурсий. В общем, меня одну туда не пустили.