Письмо ученому другу

Арчибальд Скайлс
Жду твоих писем, как манны небесной. С женатыми друзьями не поговоришь. Им не до философии. Но мы же мыслители. Неправильно думать, что это второстепенная вещь.
Человеку прежде всего нужен смысл. Был такой психолог, который выжил в немецком концлагере - Виктор Франкл. Он был очень удивлен, что проблема современного человека - отсутствие смысла. Необходимость выживать, как в лагере, или просто заботиться о семье - это спасает от неудобных вопросов, но не отвечает на них. Забота о любимой - это прямое выражение смысла: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Но достаточно ли этого?

Два моих брака разрушились по желанию женщин, но когда они ушли и прошло время, я понял, что так было лучше. Они нутром понимали, что мы живем разными смыслами. Вторая поумнее Первой. Она почувствовала, что у нас разные вершины. Первая же просто не понимала, что есть еще какая-то другая, кроме той, которую видит она. А мне со временем стало понятно, что весь смысл в том, чтобы быть нужным, но не так, как обычно: нужны твои деньги, а не ты.А по-другому. Чтобы кто-то разделил с тобой движение души. Ведь, в конечном итоге служишь только Богу. Так, как умеешь, как чувствуешь. Нам нужен кто-то, с кем мы можем служить вместе. И вот тут так сложно найти совпадение.

Забота о хлебе насущном не менее важна, чем забота о духе. Тут мужчина и женщина так плохо друг друга понимают. Легко быть музой какого-нибудь успешного человека. Результат его труда всегда можно съесть или надеть на себя. Но ведь и для меня в бизнесе все прозрачно: если то, что делаешь нужно людям, они приходят и дают деньги. Человек вынужден МОНЕТИЗИРОВАТЬ движения своей души. Или уж признать, что все, что он делает - это только для Бога. Но ведь и Бог нас создал в теле. Нужно было бы нам или ему, чтобы мы только о душе думали, то и создал бы нас бестелесными созданиями. Эти вопросы не оставляют меня всю жизнь, но и не получают ответа.

Протестант придумал выход: если ты трудишься и живешь по заповедям, то Бог даст и достаток и богатство. Страны победившего протестантизма в целом живут лучше. Но тут-то и обман. Из этого ведь делается вывод, что можно влиять на Бога, договориться с ним о вознаграждении. К чему это привело ты тоже видишь. Капитализм потерявший человеческое лицо. Значит это путь тупиковый. Не верный.
Мне казалось, что ты тоже придумал для себя выход. Первым делом заработок, потом о душе подумаем.Ты кормишь семью, ты сделал имя в науке. Возможно, придет время и займешься только астрологией и будешь счастлив. Будешь величиной и здесь. Я же никогда не мог найти в себе сил, чтобы делать то, к чему не лежит душа. Думаю, что это моя ошибка.Но я не испытал чувства радости, когда приносил домой деньги. Помню, как у Первой загорелись глаза, когда я принес хорошие деньги. "Так, давай, давай еще!" Мне стало неприятно. Я хотел, чтобы мне платили за мой труд, но так неприятно,когда ценят не труд, а его побочный продукт - деньги. Тем более, что  большие деньги пришли ко мне не за то, что я чему-то учу, а тогда, когда мой знакомый показал мне: "Им хочется развлекаться, а не учиться. Не бери деньги за обучение. Развлеки!" И вот тут мне поперло. Деньги радовали. Все остальное - нет. Смысла в этом не было.


"Мзда моя на небесах" - однозначно сказано. Где-то еще в Библии прочел я, что никому Бог не поможет в ЭТОЙ жизни. В том смысле, что не поможет с деньгами и благополучием. Что эти жизни разделены. Разделены безнадежно. Что Бог сам решает кому и сколько, а мы не можем на Него повлиять.
Вот и ответ протестантам.
Но тут возникает другой вопрос: значит, женщина с ее привязкой к материальному не спасется? Ну не совсем не спасется, а не спасется, пока не преодолеет в себе свое земное. То есть ей тяжелее. Впрочем, сама яблоко ела и Адама соблазнила. Вроде бы логично.


А другой вопрос в том, что Бог все таки что-то дает, если хочет.
Как тут уйти от желания человека познать: а как дает? а за что? а можно ли извернуться и все-таки выпросить себе кусочек, но душу не потерять?
Трудно не думать об этом. Ведь хочется благополучия. Хочется успокоиться. Я опять нашел два ответа. Как и любой человек воспитанный мамой и папой, я испытываю все ту же детскую потребность нравиться и быть любимым обоими родителями.И вот тут так не хватает материнского ободрения выбранного пути. Экстраполировав это на женщину - мечта встретить ту, которая не станет переживать и грустить потому, что я не живу ее идеалом благополучия, а поймет, что не могу иначе. Что это моя вера: нельзя направлять движения души на стяжание материальных благ. Помнишь в фильме "Сталкер" - Дикобраз повесился потому, что вошел в комнату с корыстной целью.


Я иногда вспоминаю слова из дневника Л.С. Булгаковой, жены писателя:

"Когда Миша не пишет свое, жизнь для меня теряет смысл!"

Мне эти слова в сердце впились.
Но, значит Булгаков заслужил такую музу. Бог ему дал. А мне нет потому, что...
И опять возвращаюсь к вопросу о том, КАК и ЧТО же делать, чтобы и у меня была муза, признание, благополучие? Но это опять вопрос о том, как повлиять на  Того, кто недоступен никаким нашим манипуляциям. Протестантизм. Мы с тобой оба не раз читали книгу Иова. Он тоже мучился этим вопросом. И это правильно. Мы имеем право знать, что делать, чтобы Бог призрел на нас.


Я нашел ответ в другой области. Не: "что делать?", а: "каким быть?" Ведь очевидно, что гордость и лень плохие помощники благополучию. Сколько раз я убеждался, что качества характера больше влияют на уровень жизни, чем какие-то таланты. Человек живет среди людей и в системах, в коллективах. Лояльный, преданный начальству человек и без дополнительных качеств получит должность. А хороший специалист с самомнением и гордыней, с неумением делать то, что скажут, а не то, что хочет - кому он нужен? Значит мы можем повлиять на судьбу, вырабатывая качества характера? Но вот тут я столкнулся с одним преинтереснейшим открытием!

Все эти, так называемые "смертные грехи", которые мешают благополучию - это не выбор человека. Он мало несет ответственности за то, что они у него есть. Знаешь, что это? Это - НЕВРОЗЫ. Невроз - это психологическая защита, которая формируется в детстве, как реакция на невыносимые страдания. Это факт. Вот смотри - гордость, самость. Она обычно формируется у старшего ребенка в семье (не только так конечно), когда он резко теряет свой статус после появления второго ребенка. Для ребенка потеря любви родителя невыносима, но он так чувствует и уходит в "самость", в отрицание. Интересно, что второй ребенок гораздо реже болеет этим грехом-неврозом. А вот - ложь, лжесвидетельство - это как раз грех второго ребенка. Второй ребенок большой манипулятор. Он заучил, что старший несет больше ответственности и манипулирует этим, защищаясь от гордости первого ребенка, от его агрессии. Не всегда так. Я только хочу показать принцип: все это защиты, которые формируются в НЕСОЗНАТЕЛЬНОМ возрасте. Они уходят в подсознание и их не так просто убрать. Несознательность психологических защит (грехов) начисто убирает все рассуждения про свободу воли. Ее нет! Но главное - это ЗАЩИТА. Защита от страхов. А страхи все наши на перечет:
Страх смерти, страх отвержения и одиночества. Но все это - тоже формы страха смерти. Получается, человек грешит от того, что в подсознании (которым не управляет), боится смерти и ЗАЩИЩАЕТСЯ. А как же иначе, если мы не бестелесные создания? Мы задуманы смертными, обречены на смерть. Получается, что спасение доступно только тем, кто преодолел страх смерти. А для этого нужно преодолеть вообще самый глобальный инстинкт: самосохранения.

Ну и как ты думаешь?
Сколько людей может спастись? Ну скока?