Первый шаман 8

Михаил Шанидзе
Говорящий С Духами пробуждается от яркого солнечного света, бьющего прямо в глаза, по привычке осторожно обводит приоткрытыми глазами вокруг. Полная неожиданностей жизнь требует осторожности. Опасности подстерегают  беспомощного калеку везде и всегда. Особенно во сне. Но в этот раз вроде ничто ему не угрожает. Но почему? Откуда это чувство полной безопасности? Где он находится? Откуда столько света и тепла? Говорящий С Духами снова закрывает глаза. Постепенно возвращаются воспоминания о прошедшем дне. Деви, души. Собственная душа, подаренная Деви. Собственная пещера с собственным родником. И еще ему вспоминаются удивительные полеты шубы, дух племени, другие духи. И еще он вспоминает, что дух племени назначил его своим полномочным представителем, и что соплеменники должны будут через него передавать подарки духам.

Говорящий С Духами окончательно просыпается, поднимаетсся на ноги и при ярком свете еще раз обследует свою пещеру. На глаза ему попадается охапка вчерашних колосков. Говорящий С Духами вспомниет, как ему было хорошо, когда он ими поужинал. – Теперь я всегда буду их есть! – сам для себя решает он, обрывая колоски для завтрака.

- Даже не думай! – Остановливает его чей-то очень неприятный голос. – Если будешь все время есть эти колоски, быстро подохнешь! - Недовольный Говорящий С Духами уже успел полюбить колоски, и ему сосем не нравится, что кто-то запрещает ему их есть. – А кто ты такой, чтобы мною командовать? Я Говорящий С Духами!  И мне духи  разрешили есть эти колоски! А ты кто такой, чтобы мне запрещать?

- Ты что, забыл меня?– Удивяется голос. – Ну и короткая же у тебя память! Я Деви, и это я, а не духи, посоветовал тебе поесть колосков. Но ты наверное забыл, о чем я тебя предупреждал? - Говорящий С Духами еще раз оглядывает пещеру и и видит сидящего у костра в привычной позе Дэви.  – Откуда он взялся? – Пугается  Говорящий С Духами. - Ведь только что я лежал на этом месте! И откуда он знает, что я собираюсь съесть колоски, я ведь об этом никому не говорил! Наверное это потому, что я подарил ему свою душу! – Страшная догадка пронзает воспаленный мозг. – И теперь он будет знать обо мне все! -  Даже не сомневайся! – Подтверждает догадку Дэви. -  Теперь ты будушь делать только то, что я тебе разрешу! Но поверь мне на слово, что это для твоего же блага! И ты в этом очень скоро убедишься! Хочешь я угадаю, о чем ты сейчас думаешь? - Этот вопрос у Говорящего С Духами вызывает улыбку. – А что здесь трудного? Дураку  понятно, что я хочу есть, раз я стал обрывать колоски. А ты запрещаешь это делать. Так что, мне теперь, умирать с голоду? По-моему, ты мне обещал совсем другое. И кров, и тепло, и еду, и женщину, много еще всего! И где это все?

- Ну, положим, кров и тепло у тебя уже есть! – Дэви обводит своими смешными лапками пещеру. – А скажи мне, что ты делал, когда хотел есть до знакомства со мной? Ведь с голоду ты же не умер? – Не умер! – Соглашается калека. - Ты искал еду. Ел объедки, обгладывал кости, в поисках еды вылезал из пещеры, искал съедобные корни, доставал яйца из гнезд, ловил зверьков, ящериц, змей, ел насекомых. Почему же сейчас ты не хочешь этим заняться? – А потому что до знакомства со мной мой Внутренний Человек принадлежал мне, и никто мне ничего не обещал! – Чтобы подчеркнуть глубину своего разочарования Говорящий С Духами вместо непривычного еще слова «Душа» употребляет старое милое сердцу имя. Впрочем, на Дэви это не производит никакого впечатления. – Твоя беда в том, что ты хочешь все и сразу. А так не бывает. Что легко дается, легко же и уходит! Все остальное ты должен заработать сам. А я тебе в этом помогу. Так что перестань ныть, вылезай из пещеры и поищи себе еду. А как  наешься, возвращайся, и мы будем думать, как тебе дальше жить. - Говорящий С Духами хочет что-то ответь, но Дэви уже нет на месте. – И как это ему удается? - В очередной раз удивляется Говорящий С Духами. – Вот самому бы так научиться! – Завистливо вздыхает он, и следуя совету Дэви, кряхтя и охая, вылезает из пещеры в поисках еды.

Говорящему С Духами везет сразу же.  На большом валуне, словно ожидая охотника, приличных размеров уж беззаботно греется в ласковых лучах осеннего солнца. С удивительной для калеки ловкостью Говорящий С Духами хватает змею и разбивает ей голову о камень. Конечно, уж гораздо вкусне если его поджарить, но очень хочется есть, и чтобы не мучаться в муках голода, Говорящий С Духами пожирает ужа сырым. Наевшись, он еще немного поохотился, поймал и насадил на прут пару лягушек и мышку, нарвал охапку заветных стебельков и с  полными руками добычи возвращается в пещеру.

- Ну и как охота? – Интересуется сидящий на прежнем месте Дэви. – Наелся? А про запас что нибудь принес? – Вопрос Говорящему с Духами не нравится. Кто его знает, что у этого Дэви на уме, еще может потребовать свою долю. Но охотничье желание похвастаться превышает сомнения, и он с гордостью показывает добычу. Деви без интереса смотрит на лягушек. – Не бойся, это не моя еда! – успокаивает Говорящего с Духами Дэви. – Но я надеюсь, что этого на пару дней хватит, чтобы ты думал не только о еде. Унас много дел, а времени мало. – Каких еще таких дел?  – Недовольно интересуется Говорящий С Духами. После сытного обеда ему бы поспать, а ему предлагают какие-то дела! Ты что, всю свою жизнь собираешься есть лягушек и улиток? А тебе что, больше не нужны  женщина, мясо, новая шкура и подарки? Если не нужны, то ложись спать, и меня ты больше никогда не увидишь! – Будущее без обещанных благ пугает Говорящего С Духами, и желание поспать исчезает. – Ладно, говори что нужно делать!

Дэви внимательно, со всех сторон, осматривает Говорящго С Духами. – Даа...! Сейчас ты ничем не отличаешься от своих сородичей, а если а если и отличаешься, то только в худшую сторону. Вечно голодный калека в ободранной шкуре и презираемый всеми. Поэтому у тебя и женщины нет. Кому ты нужен такой? А нужно сделать так, чтобы ты от них отличался, чтобы никто не обращал внимания на твои увечья, чтобы тебя боялись мужчины, а женщины мечтали, чтобы одну из них ты назвал своею. И чтобы они приносили тебе еду и шкуры, и просили, чтобы ты принимал их подарки! – Понял? - Понял, понял! – Воспрянул духом Говорящий С Духами. – Говори, что надо делать! – Вот это другой разговор! – Дэви довольно потирает лапки. - Сейчас и приступим! Для начала нужно сделать так, чтобы ты всегда, когда захочешь, мог предупредить родичей о своем приближении, или о желании собрать их, чтобы сообщить какую-либо новость, или передать волю духов. А для этого лучше всего подойдет бубен. – Такое слово Говорящий С Духами слышит впервые. 

– Действительно, откуда тебе знать, что такое бубен? -   Дэви почесал лапкой хвост. – Будет проще его сделать, чем объяснить, что это такое. Но для этого мне будут нужны гибкие прутья, старая облезлая шкура, лыко и короткая толстенькая палка. Впрочем, шкура у нас уже есть. Твоя как раз на бубен и сгодится. – Деви ощупывает старую волчью шкуру, верой и правдой служившую последние годы своему хозяину. И хотя шерсти на ней почти не осталось, в непогоду она  укрывает хозяина от дождя и снега, и худо-бедно в холод согревает израненное тело. Раставаться с единственным своим достоянием ради какого-то бубна Говорящему С Духами совсем не хочется. – А как же я? Я же не могу быть без шкуры! Надо мной все будут смеяться! - Говорящий С Духами изо всех сил прижимает шкуру к телу. Но Дэви неумолим. – Над тобой и так все смеются. И будут смеятьсяи впредь, если ты в ней останешься. А отдашь ее сейчас, вскоре получишь новую, и даже не одну, а сколько захочешь. – Деви срывает с бедняги шкуру и с сочуствием разглядывает изуродованное тело. – Ну и живучий же ты! И как ты еще до сих пор не сдох от таких ран? Ну ничего, мы и раны твои используем для возвышения твоего могущества. Быстрей вылезай из пещеры, наломай прутьев, надери лыка набери побольше твоих любимых колосьев, но обязательно со стеблями. Будем делать бубен, ну и тебе что-нибудь сделаем вместо шкуры чтобы не смеялись.  А прутья наломай которые подлинее, и подальше от входа, чтобы никто не догадался о твоей пещере.

Делать нечего, Дэви не оставляет ему выбора. Что-то бормоча под нос, калека вылезает из пещеры и, обдирая неприкрытую кожу о колючие ветки, выбирается на поляну. Немного отдохнув и погревшись на солнышке, Говорящий С Духами наломав прутьев и собрав огромный сноп колосьев, с трудом, но без приключений возвращается в пещеру. - Отлично! Ведь можешь, когда хочешь! Ты пока отрывай колоски от стеблей, а я займусь бубном. - Деви с одобрением осматривает добычу и не откладывая дела в долгий ящик, приступает к делу.  Из прутьев он сплетает большое кольцо и связывает его лыком. Расстилает на полу щкуру и острым камнем вырезает из нее круг, по размеру больший, чем кольцо, проделывает по концам дырочки, загибает края , просовывает в дырочки лыко и равномерно  со всх сторон натягивает шкуру на кольцо. Оборвавший все колоски Говорящий С Духами с восхищением смотрит на Дэви. – Что, нравится? Вот это и есть бубен! - Деви берет короткую палку и бьет ею в свое изделие. Пещеру заполняют звуки, прежде никогда не слыханые старым охотником. Деви передает бубен Говорящему С Духами. – Держи и пользуйся! – Калека двумя руками хватает бубен, и радуясь как ребенок изо всех сил бьет в него колотушкой. – Хватит, хватит! – Останавливает его Дэви. – Остановись, а то я оглохну. И это еще не все. Тащи сюда стебли, мы будем тебе делать одежду. Это что-то вроде новой шкуры. - Дэви ловко связывает колоски в юбку, надевает ее на Говорящего С Духами и с удовлетворением осматривает того со всех сторон. -  Вот теперь ты готов к большим делам. Еще два дня мы остаемся в пещере, и я буду учить, как надо вести себя, чтобы тебя боялись и слушались. А потом с этим мы пойдем к твоим сородичам, а Тот Кто Зажигает Солнце будет нам помогать.