Лебедь

Валерий Неудахин
    Дед Семен озадачен с  утра. Вчера у них в гостях была внучка, любимица всей семьи, развитая не по годам и смышленая Настенька. Она долго ходила под окнами дома в маленьком, устроенном бабушкой палисаднике и, наконец, признала, что садик хорош, но чего-то в нем не хватает для полного счастья. Так и сказала, что «для полного счастья». Затем она долго наблюдала в окно за проходящими мимо людьми и вынесла суровый вердикт – не хватает лебедя.
Вечером дети уехали домой и с ними укатила в машине очарование дедушки и бабушки - их затейница внучка. Можно было бы посмеяться над словами Настеньки, да только зародили ее слова в душе Семена огромное сомнение. Как же он мог упустить такую возможность высказать любовь свою к этой маленькой девочке, с двумя заплетенными по-новому косичками. И пришла великая дума к старому мастеровому человеку, задумал он соорудить лебедя и поставить его перед окнами до следующего приезда внучки. Он никогда раньше не занимался такими поделками, и посему все казалось ему новым и необычным. Но, тем не менее, раз взялся за дело, нужно выполнять.
    Казалось чего проще – сделать лебедя? Эка невидаль? Но только дед не мог выполнить работу, как попало. Ведь это исполнялось для его любимицы и значит должно притвориться в жизнь со всей тщательностью и старанием. Маленький палисадник перед окнами девятиэтажки устроила его бабка. До этого они жили в своем доме, в частном секторе, и здесь было все – и огород, и палисадник, и даже стайка. Живность какую-никакую держали: кур, кроликов. Бабушка у них была огородница, знала толк в растениях и уходе за ними. Огород их на загляденье соседкам рос, каких только даров не приносил. Она всегда была в курсе всех новостей садоводства и огородничества. У нее появилась первая дерево - слива. Росли большие для Сибири яблоки, а не какая-то там ранетка, было много различных кустарников, которые плодоносили такими крупными и рясными ягодами, что вызывали  здоровую зависть у окружающих. Жена всегда угощала соседских мальчишек и девчонок плодами своего труда, и от такого хорошего отношения к людям все в огороде поднималось и росло как на дрожжах.
Нашли себе место и цветы в палисаднике. Причем их разнообразие и красота поражали всех, кто проходил мимо. Некоторые люди останавливались, и подолгу любовались тому, какие невиданные по тем временам растения росли в открытом грунте. У иных и в оранжерее таких экземпляры не найдешь. Самое интересное, что хозяйка его проработала всю жизнь бухгалтером и никогда не была связана с сельским хозяйством. Видно вложила в нее жизнь какую-то струнку, что природа стала ее страстным увлечением и потребностью. И любая былиночка, коснувшись ее рук, получала такую жизненную силу, что ничто ее не могло отвратить от главной задачи природы расти, цвести и радовать людей. Она и сама была притягательна в общении, чем- то завораживала и заставляла открываться человека, и тот делился с ней сокровенными мыслями.
    Однако возраст берет свое и скоро стало тяжело жить в частном доме. Сын со снохой уговорили родителей переехать в благоустроенное жилье и для этого купили им двухкомнатную квартиру на первом этаже. Все к земле поближе. Когда его Клавдия увидела под окнами кусок земли, который зарос травой, обрадовалась несказанно. Через какой-то месяц, газон был раскопан, разлинован и засажен. Следующей весной под окнами раскрылось очарование труда старой цветочницы -огородницы и уже жители всего дома встали на охрану этого царства цветов от набегов городских хулиганов.
    Семен невольно стал обращать внимание на цветники возле многоэтажек. Вывод оказался неожиданным: в таких домах проживало много старушек, которые волей судьбы оказались в благоустроенных квартирах, переехав в них из частных домовладений. Расстаться с землей эти прелестные женщины не смогли и посему делали все, чтобы на небольшом клочке земли под их окнами появлялись цветники, приносящие людям радость. Одна догадалась раскопать землю и устроить грядки, на которых посадила лучок, морковку, редиску. Первый месяц ее старик сидел ночами у окна и караулил, чтобы редиску не выдергали молодые люди из общежития напротив. Но скоро и здесь появились цветы и исчезли огородные культуры.
Чего только не было перед этими палисадниками. Правда борьба постоянно велась с двумя категориями граждан: автомобилистами и собачниками. Одни постоянно норовили поставить машину подальше в клумбу, у других питомцы либо подкапывали цветы, либо опорожнялись на добытую трудом красоту. Большинство жильцов используют самые простые способы в такой борьбе. Первый – загородить все пути и подъезды автомобильными покрышками и посадить цветы в них. Автомобильная резина ставилась одна на другую, и получалась пирамида. Либо выкладывались фигурно, чтобы с верхних этажей можно было увидеть рисунок. Возникало ощущение, что в городе работает шинный завод, и он вдруг сразу перевыполнил план. Второй способ был еще проще: в землю вбивались деревянные колышки, добытые невесть откуда. Потому и вид у них был соответствующий – обшарпанный и ободранный. Никто и никогда эти колышки даже рубанком не проходил. И уже на эти импровизированные столбики привязывалась полосатая лента, которую бабушки подбирали от ограждения после производства ремонтных работ в городе.
    Среди всего этого изобилия в ландшафтном дизайне дворов, дед и присмотрел фигурку лебедя, сделанную из старенькой покрышки. Утром ни слова не говоря бабке, он направился к мужикам в гаражи, в ближайший кооператив. Только там могли помочь и старой покрышкой и инструментом.
    Мужики попались понятливые, такие же пенсионеры, как и он. Поучаствовать в работе по созданию лебедя для внучки пожелали многие. И работа закипела. Это только со стороны кажется, что просто создать такую птицу, но когда в кучу собираются порядочные люди – это уже огромный потенциал и ума и техники исполнения. Народ- то собрался самый разный: один отработал на заводе инженером, другой в маленьком кооперативе трудился слесарем. Третий всю жизнь рисовал, четвертый знал в совершенстве сопротивление материалов. Мужики суетились вокруг одной автомобильной покрышки как хирурги у операционного стола, где любое неточное движение могло привести к трагедии. Скоро в гараже собралось столько народа. Такое количество инструмента было разложено, раскидано и расставлено, что любой зашедший в этот момент сюда человек никогда не смог определить, какая всемирная задача стоит перед этим дружным коллективом и как ее, собственно говоря, собираются выполнить. В беседах досталось всем. Правительство было виновато тем, что у пенсионеров пенсия маленькая и ее катастрофически не хватает для приобретения нового инструмента. Председатель гаражного кооператива тем, что нерегулярно оплачивает счета за электричество. Досталось и некоторым женам, и либералам, и депутатскому корпусу от городских избранников и до Государственной Думы, ну а уж тещи отгребли по полной программе. Не смотря на трудности с финансами, сумели-таки набрать денег на пиво, поскольку страшно мучала жажда. Ну а когда Семен от себя добавил еще, работа закипела с удвоенной силой. Фигурку лебедя вырезали из покрышки в четыре руки, и после этого началась доводка работы до высших кондиций. Кто-то подтачивал рашпилем, тут же чьи-то руки наждачной бумагой делали последний штрих, в ход пошли и краска и лак. В общем, организовалась маленькая артель, которая хоть сейчас готова открыть производство подобных дизайнерских штучек для местных садоводов. Давно уж перед гаражом стояли жены мужиков, которые отправляли своих благоверных за картошкой да солениями в погреб. Кто-то вообще пошел выносить мусор и пропал. Но и жены молчали. А чего говорить то, делом мужики заняты.
    Когда работа завершилась, перед дедом стоял красавец лебедь. Гордо выгнув свою резиновую шею, он держал на весу изящную головку. Белые крылья были раскинуты в стороны, словно обнимая и оберегая весь мир, а хвост торчащими перьями завершал эту прекрасную скульптуру. Вокруг стояли грязные чумазые мужики, на верстаке – литровая банка, полная окурков.
Все молчали. Да и о чем говорить, последний раз так на Ленинском субботнике работали лет двадцать назад. Деду Семену нести лебедя не доверили, подняли на руки сами. Установили среди цветов перед окном, Клавдия только ахнула, увидев такую красоту.
Когда расходились, мужики по очереди жали руку хозяину птицы:
- Спасибо, сосед, сто лет так не собирались.
Лебедь, взращённый энтузиазмом и торжеством человеческих рук, нашел свое место в этой жизни и послужил объединяющим звеном в отношениях людей. Не одна жена налила своему мужику сто граммов за ужином.
    Момент, когда приехала внучка, дед с бабкой пропустили. Увидели только, как раскинув ручонки, она подошла и обняла за шею еще не высохшую от краски скульптуру. Бог с ним с этим платьем, отстирается.
     В стороне стояла и плакала бездетная соседка.
    За эти слезы можно отдать полмира!