Мастер ведуты Бернардо Беллото

Алина Алексеева-Маркезин
Бернардо Беллотто.Дворец Шенбрунн в Вене.Музей истории искусств. Вена.

                Бернардо Беллотто, талантливый венецианский художник, был крупным мастером ведуты. Ученик своего дяди, Антонио Каналетто, он выработал индивидуальную манеру и приобрел большую известность во время пребывания при дворе в Дрездене (1747—1759; 1762—1767), Вене (1759—1760), Мюнхене (1761), Варшаве (1768—1770).

      Стремясь обрести творческую независимость от своего прославленного родственника и желая работать на натуре, Беллотто отправляется в поисках новых живописных видов в путешествие по городам Италии — в Рим (1740—1745), Флоренцию, Турин, Верону.

           В июле 1747 года, в ответ на призыв к Дрезденскому двору, он навсегда покинул Венецию. С момента его прибытия в Дрезден и до начала Семилетней войны в 1756 году, Беллотто был занят службой у Августа II, курфюрста Саксонии (также Августа III, короля Польши) и его могущественного премьер-министра, графа Генриха фон Брюль.

          В 1748 году ему был официально присвоен титул Придворного художника и его годовое жалование стало самым высоким из когда-либо оплачиваемых художникам Августом II. Между 1747 и первыми месяцами 1753 года Беллотто написал четырнадцать больших панорамных видов Дрездена, а между 1753 и 1756 годами – одиннадцать видов пригорода Пирны. Эти двадцать пять картин относятся к числу наиболее значительных произведений художника. В этих картинах Беллотто разработал совершенно оригинальный стиль, который невозможно спутать со стилем его дяди.

               Новый этап начался с переезда Бернардо Беллотто в Вену зимой 1758-1759 годов, где он оставался до начала 1761-го. Тринадцать больших полотен, в которых были записаны основные достопримечательности Вены, написанные по заказу императрицы Марии Терезии для украшения её дворцов и домов построенных по её воле, представляет собой свою вторую великую серию, посвящённую изображению города и его непосредственной окружающей среды. После отъезда из Вены в начале 1761 года, Беллотто посетил курфюрста Максимилиана III Иосифа Баварского в Мюнхене, прежде чем вернуться в Дрезден незадолго до конца года.


              В декабре 1766 года Беллотто и его сын покинули Дрезден с намерением отправиться в Санкт-Петербург и работать на императрицу России Екатерину II. К концу января 1767 года он прибыл в Варшаву и ему немедленно предложили работу при дворе короля Польши Станислава II Августа Понятовского. В 1768 году он был назначен придворным художником и провёл последние четырнадцать лет своей жизни, работая на короля в относительном комфорте и безопасности.


         Его самая важная работа этого периода – серия из двадцати шести видов Варшавы, предназначенная для так называемого «Зала Каналетто», в Королевском замке. Эти картины с их необычайной топографической точностью и тщательным вниманием к деталям сыграли важную роль в восстановлении Варшавы после Второй мировой войны. Беллотто также вместе со своим сыном написал необыкновенную работу для королевских резиденций в Уяздуве и Лазенки, на окраине города.

Он умер в Варшаве 17 ноября 1780 года в возрасте 58 лет.