Гештальт - экономика - экономика для народа

Андрей Бухаров
Гештальт - экономика - экономика для народа

Только взялись за яйца, молоко пропало...
(А.Г. Лукашенко 1996 г.)
Произвести товар, это только полдела, надо научиться его продавать...
(А.Г. Лукашенко 2017 г. из выступления на открытии автозавода БелДжи)

Не думай о том, что страна должна тебе, думай о том, что ты сделал для своей страны...
(Джон Кеннеди Президент США 1961 г.)

Что такое ГЕШТАЛЬТ и как его применить к нашей экономике?

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление».
Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель».
Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд ;ber Gestaltqualit;ten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании.

Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

При всей своей "загадочности" термин "гештальт - экономика", предлагаемый мной,  это пожалуй наиболее точное определение того, что в Беларуси именуется "социально - ориентированной экономикой" - экономикой для всех, а не только для олигархов и их "либеральных подпевал".

Образ экономического благополучия это сугубо индивидуальное понятие, которое выражается такими например поговорками: "Кому щи пусты, а кому и бисер мелкий", "Что русскому хорошо, то немцу смерть", или казахской "Кара китай каптаса, сары орыс туган акендай болар" (Придет черный китаец, рыжий русский отцом родным покажется).

В целом, у нас дела идут неплохо, наш Агропром не только обеспечивает потребности страны в продуктах питания, но и экспортирует ее в огромных количествах, БелАЗ, МАЗ, МТЗ и Амкодор поставляют технику по всему миру, иностранных студентов у нас учится очень много.

Однако, это только части единого целого, есть и другие, негативные, "фрагменты", о которых официальные СМИ предпочитают умалчивать, зато "оппозиция" размахивает ими везде где только можно.

Вот например денежные доходы населения, на сегодня они далеко не у всех дотягивают до "планки" в 1000 рублей (500 долларов США), с этим надо что то делать, но пока успехи больше в отчетах, а не в кошельках граждан, в особенности тех, кто непосредственно сеет, пашет, стороит, возит, лечит и учит.

Как только появляются у населения деньги, они мгновенно оказываются в лапах у "жирных котов", будь то банкиры, энергетики, ЖКХ или иные "естественные" монополисты.

Президент и правительство не только ставят задачу повысить благосостояние населения, но и многое для этого делают, однако в этой "бочке меда", всегда остается место для "ложки дегтя".

Почему?
- Да потому что народ у нас пока не освоил главного принципа "гештальт - экономики" - "Благополучие каждого возможно только через благополучие всех".
Всем был хорош "Тунеядский указ" да вот только получил ли бюджет страны ожидаемые от его введения деньги?
    Можно много говорить о том, что "недодумали" разработчики указа, не вникли во все детали "народного  благосостояния", но этими разговорами бюджет страны не наполнишь.

А чем тогда можно наполнить бюджет страны и карманы всех без исключения граждан?
- Думаю не открою "Америку", если скажу, что нужно всем без исключения научитья мыслить целыми образами, а не отдельными их фрагментами, надо чувствовать не только свой пульс, но и пульс улицы, района, государства, мировой экономики в целом.

А как же его почувствовать если непонятно где эти артерии проходят?
- Да все на виду. Вот например Белорусская железная дорога, чего только по ней не возят, но больше всего по ней идет транзитных контейнеров из Китая в Европу и пустых контейнеров из Европы в Китай. Железнодорожники свое дело знают, деньги за провоз берут исправно, однако загрузить порожняк белорусскими товарами, о чем, кстати, недавно говорил наш Президент,пока не получается.

Может быть нет у нас товаров, которым китайцы обрадуются?
- Да сколько угодно, про тушенку и сгущенку я говорить не буду, они и так хорошо идут и не только в Китай, к тому же к этим экспортным товарам далеко не каждый белорус может руку приложить.

Скажу лучше про то, что еще в глубокой древности по Шелковому пути возили, а именно про ревень.

Нет для наших полей и даже огородов более выгодной культуры. При урожайности около 50 тонн с гектара или пяти центнеров с сотки, стоит этот "чудо овощ" до 10 долларов за килограмм, что может обеспечить круглогодичным ежемесячным доходом в 500 долларов на человека, семью из четырех человек всего с одного - двух гектаров земли.

А купят ли китайцы столько ревеня, чтобы хотя бы полмиллиона наших "тунеядцев" прокормить?
- Думаю не только купят, но и добавки попросят. Только нужно не в банановых коробках в свежем виде его отправлять, а перерабатывать на кондитерских фабриках и прочих предприятиях Пищепрома.

Что можно делать из ревеня?
Да все что угодно, если перечислять все то у читателя терпения не хватит до конца прочитать. Скажу только, что к классической карамели, мармеладу и фруктовому печенью можно добавить майонез из ревеня и приправу для щей и прочих овощных блюд.
А еще ревень это очень полезный продукт, витаминов в нем гораздо больше, чем например в яблоках, которые, кстати в последнее время стали так усердно поливать всякой "химией", что есть их стало небезопасно.

Что делать с излишками денег? Не заболеем ли мы "голландской болезнью"?
- Думаю с ревенем этого опасаться не следует. Ревень культура "интеллектоемкая", а потому инфляция в результате чрезмерного роста рубля и рост безработицы в результате перекачки денег в агропром нам не грозит.

Ревень и железные дороги это только один "мазок" в "картине маслом" нашей экономики. Чтобы картина получилась полной, надо вспомнить и об автотранспорте и о придорожном сервисе и о многом другом, что может сделать образ Беларуси не просто привлекательным, он может сделать ее настоящим "шедевром".  Ведь не зря же Президент на завод Бел Джи ездил....