Хроники книжного червя. Картина 5. Букинист

Юрий Панов 2
Я унес от букиниста
Книгу в ветхом переплете.
Не убрал ее на полку
И поныне со стола:
Что-то тайное в ней было,
Притягательное что-то, -
Современницею Блока
Книга старая была.

Виктор Федотов

   Столешников переулок у Антона был любимым. Это не улица Горького! Переулок был уютным, с маленькими магазинчиками, до которых, впрочем, ему не было дела. Зато три книжных, и главный из них «Букинист»! «Букинист» был таким же уютным, как переулок. Антону здесь нравилось все - и прилавки и освещение и книги.  Два других были неинтересными, но и туда, из любви к переулку он заходил. «Подарок» - не для него совсем. Цены там были запредельные. А в Технической книге»  вообще скучно. Но можно было просто пообщаться с хорошими книгами, без всякой цели.
- А ты знаешь, я тоже люблю Столешников, - вдруг прервала его грезы Полина, - я про него читала. Вот недавно попались мне воспоминания Коровина. Он был учеником Саврасова и представляешь, встретил учителя на этом самом месте, где мы стоим. Я всегда думала, автор «Грачей» полубог. А он стоял здесь пьяненький, краснолиций, в стоптанных валенках, распахнутом полушубке, в какой-то нелепой ушанке и смотрел  … на ворону! Вон на том соседнем доме ворона играла на крыше. Она дожидалась, когда снег поползет под весенними лучами по влажной крыше и как на санки садилась на глыбы, сползала вместе со снегом, и взлетала в самый последний момент. «Смотри, что вытворяет, - говорил Саврасов ученику, -   весну почуяла, и ты встречай весну,  иди в поле, не сиди в мастерской. Идите с Левитаном  на воздух, на а пленер!»
 - Мне тоже всегда на пленер хочется!
- Так же сильно, как мне в книжные магазины! Пошли в «Букинист»
В книжном Антон сразу  направился к ящику-каталогу. Там каждый день появлялись карточки новинок. И о чудо, сразу нашел, то,  что ему нужно!  Сборник «Памяти Дарвина». О Дарвине, и самого Дарвина Антон собирал все. Когда симпатичная продавщица принесла ему книгу, Антон понял, нужно брать. Дореволюционная, издания начала века, со старой орфографией. А какая обложка! Благородной серо-оливковой раскраски, матовая,  с серебряным тиснением! Буквы заголовка глубоко утоплены, а в центре мерцал в полутьме магазина горельеф Дарвина. Когда Антон заглянул в содержание, радости его не было предела. Там стояли фамилии авторов, лучших ученых России – Павлов, Ковалевский, Мечников и, конечно, Тимирязев!  Рассказ о посещении Тимирязевым Дарвина в его доме в Дауне, Антон читал, но только в библиотеке. Все фотографии были выполнены, как литографии и закрыты тончайшим пергаментом! И цена была подходящая – рубль пятнадцать, как раз столько было у него в кармане, и странно, столько же она стоила до революции!
Только когда они вышли из магазина, Антон понял, что денег на обратную дорогу у него нет.
- Полина, извини, неудобно получилось.
- Что получилось?
- Я все истратил,  и денег на метро у меня нет.
- Неужели ты думаешь, я тебе пять копеек не найду? У меня полный кошелек.
- Нет, прости, придется тебе одной добираться. Метро рядом.
- Ты меня бросаешь? Но почему?
- Я не могу взять у тебя денег. Ты девочка.
- А у приятеля взял бы?
- Взял, но со стыдом.
- Антон, не дури, завтра отдашь эти несчастные пять копеек.
- Прости, давай быстрее расстанемся, чтобы не ругаться
- Ты и до метро меня не проводишь?
- Прости, нет. Так будет лучше, -  и Антон решительно направился в сторону ЦУМа. Спустя немного,  он все-таки оглянулся. Полина неподвижно стояла у перекрестка.
Сначала ему было тяжело, но когда   он добрался до Исторического музея, о Полине забыл. Впереди лежал знакомый путь через Красную площадь, мост, Ордынку и готов он был идти до самого горизонта, ведь в руке у него была вожделенная и такая прекрасная книга!

Фото из Интернета