Тядяй-авай, мон- киян? Мама, я-кто?

Марьша
        Часто в детстве и отрочестве  меня мучил один вопрос : кто я и зачем я на земле?
Как и всем детям, мне снились сны, в которых я летаю. А при жизни этого сделать невозможно. И понять  свою суть и своё положение в жизни бывает очень сложно! Задавала вопросы маме, и она отвечала с мудрым взглядом.
Может ли человек летать? Я задавала этот вопрос матери бесконечно раз. И она отвечала, что по легенде только Икар смог взлететь на искусственных крыльях и упал, так как воск на крыльях растопило солнце.

       И советовала познать окружающую природу, окружающий мир. Поскольку я жила в лесной деревеньке, где не было электричества, оставалось много времени для познания природы. Я полностью погружалась в радость от восприятия настоящей красоты природы. И восхищалась шелестом листьев на деревьях, будто шепчущихся о тайне любви. Иногда казалось, что листья находятся в покое и даже не шелохнутся. Будто шпионят за влюблёнными и позже обсуждают это событие тихим шёпотом.
Порой слышалась лёгкая музыка из-за дуновения ветра. Ветер пробежал по полям и лугам, волновал речку и озёра, и остановился здесь, в этом лесу, чтобы наслаждаться музыкой леса.

       А какая красота–ковер из спелой земляники! Как красиво поёт малина на диких кустах в лесу!
      Ночью восхищало небо своими фонариками-звездочками, которые будто подмигивали и предлагали взлететь к ним.
Днем неожиданно  собирались тучи, гремел гром, лился дождь, а после дождя появлялась радуга, как связь между людьми и Богом.
      И вот сейчас я решила написать о своих вопросах, на которые  получила ответ. Ну, а на некоторые вопросы ответа так и не получила.
 

МАМА-МАТУШКА, СКАЖИ, Я-КТО?

Тядяй-авай, азонтк, мон- киян?               Мама-матушка, скажи, я-кто?
Мес мон якан? Мес мон аф лиян?          Почему я хожу? Почему не летаю?
Кода тяза повонь? Коста  сань?             Откуда пришла? Как я сюда попала?
Пади тяшттнень ёткста тяза прань?       Может из среды звёзд сюда упала?

-Ёрат содамс, кодамат, кият?                - Хочешь узнать, какая ты, кто?
Мес тон якат? Мес тон аф лият?           Почему ты ходишь? Почему не летаешь?
Шачеть тяса, тон –мокшень стирнят,      Родилась здесь,ты–мокшанская девчушка,
Ломанят, сяс якат, аф лият!              Ты –человек, поэтому ходишь, не летаешь!

Ломаттне -аф нармотть,  синь- лият!      Люди–не птицы, они-другие!
Вешийхть ляпе яннат, да  кинят!            Ищут мягкие тропки, да дорожки!
Эсост лама пара,лама вий,                В них много добра, много сил,
Шкайсь изь макса пацят.Сяс исть лий! Бог не дал им крылья.Поэтому не взлетели!

Тяштень ёткста  аяш нинге прай,       Со среды звёзд не было еще вниз упавшего,
Тядянь седи алда ломаньць сай!           Из-под сердца матери человек приходит!
Макссь Шкайсь ронга, максы ёну пря!   Дал Бог тело, даст и умную голову!
Максы кши и сал, и максы тряй!           Даст хлеб и соль, и даст кормильца!

Тяшттне лакайхть, синь, кода сият,        Звёзды коктничают, они, как серебрят,
Вешть тон паваз, пади и муят!                Ищи ты счастье, может и найдёшь!
Валда валы вярьде валда ков,               Свет льёт сверху светлая луна,
Ковалс кучи пизем, кучи лов.               Туча посылает дождь, посылает снег.

Кучи цярахман и атямъёнкс,                Посылает град и радугу,
Максы асуши Шкайсь, максы ён.            Даёт Бог способности, даст ум.
Ляпе вайме эряфоньди макссь,             Милосердную душу для жизни дал,
Сяс, мес Цебярьсь идемэвозть сяськссь! Потому, что Добро сатану победило!

Эряфсь кази - павазу улят!                Жизнь одарит- счастлива будешь!
Пади,кельги вайме сей туят!                Может,любящую душу сюда приведёшь!
Кда аф максы, няендят нужат,               Если не даст, увидишь бедность,
Аварьдема кармат и ужат.                Плакать будешь и тосковать.
 
Осалс поват, аф пара – нуят,              На лихо попадешь, недоброе – пожнёшь,
Осал азыйхть, цеберьге кулят!                Лихое скажут, хорошее тоже услышишь!
Тяфтама, стирь,эряфть  видешиц,             Такая, дева,жизни правда,
Тяфтама сонь яноц, виде киц….              Такие её тропка, прямая дорога….