был психологом

Геннадий Башкиров
Мир таков, что люди, которых обделила Природа, нередки в массе людей обычных. Например. В деревне, где дядя-Коля жил (см. рассказы "дядя-Коля" и "Как я давил гуся"), был деревенский дурачок Ванечка. В одном печальном месте, на территории города Москвы, где мне довелось одно время работать, мне то и дело встречался один высокий человек с усами, задававший единственный вопрос: "(обращение по имени), а мама мне сумку купит?!" У него была потеря памяти на текущие события и единственное воспоминание о давно прошедшем, которое не разрешилось. Он спрашивал с надеждой на положительный ответ. Этот человек с усами сумел запомнить по именам всех, кого он встречал. Он был старше меня лет на пять. Каждое утро диалог с ним был таким:
— (обращение по имени), а мама мне сумку купит?!
— Купит.
— А, хорошо! Будет у меня сумка!

Через 10-15 секунд человек с усами повторяет свой вопрос:
— (обращение по имени), а мама мне сумку купит?!
— Купит-купит. Будет у тебя сумка.
— А, хорошо! Будет у меня сумка! Сумка!

Через 10-15 секунд человек с усами вновь повторяет свой вопрос:
— (обращение по имени), а мама мне сумку купит?!
— Обязательно купит!
— Большую?
— Тебе понравится.
— А, хорошо! Будет у меня сумка!

Через 10-15 секунд...

Его можно было аккуратно обойти; иногда он хватал за рукав, но почти сразу отпускал. Некоторые угощали его сигаретами.

Года через четыре медперсонал печального места в Москве скинулся и купил ему сумку. Кейс на молнии. Года через четыре после того, как о высоком человеке с усами узнал я. В России ничего быстро не делается.

Десятилетие спустя после тех мрачных лет я поступил в университет на филфак. Предмет "психология" была у нас на каждом курсе. Её вели пять разных преподавателей, соответственно. На первом и втором курсах нам рассказывали теорию, пару раз были "деловые игры": ничего примечательного.

Третий курс — тема отдельная, о ней — ниже. На четвёртом курсе нас "тестировали", поскольку совсем скоро — выпуск. Мадам вела лекции на грани неприятия поведения: кому-то это показалось излишне "жёстко". Я узнал эту мадам: она была та самая, что микрофон "жевала" на празднике посвящения в студенты. Я быстро догадался, что нас "дурят", обратив внимание на стиль подачи материала. Догадавшихся, на четвёртом курсе, было двое.

На пятом курсе была песня. В соответствии с одним из заданий по психологии нужно было раскрасить домашнюю работу в любимые цвета. Примерно за месяц до этого преподаватель уделил время обсуждению значения того или иного цвета.

Приведённый ниже диалог "собран" из отдельных частей и основан на реальных событиях.
— Какие цвета существуют? — спросил преподаватель.
— "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан." — почти хором ответила аудитория.
— Мы с вами тут что, в бирюльки играем?! — вспылил преподаватель. — Отвечайте по-научному.
— Ну, это... Красный. Цвета радуги.
— По-вашему, красный — это какой цвет? Что обозначает?
— Цвет, как цвет...
— Если вы любите красный, это значит, что вы — непредсказуемы.
— А жёлтый?
— Жёлтый — это плохо.
— Зелёный?!
— Зелёный — это значит, что вы чем-то болеете.
— То есть, если, положим, мне нравится зелёный, это значит, что я — ненормальная?! — спросила одна из моих однокурсниц.
— Не совсем так.
— А как?
— Зелёный — это плохо.
— А если я ношу розовый, — спросила девушка в розовом, — это значит, что я — тупая блондинка?
— А Вы любите красный?
— Да.
— Ну, почему сразу — тупая?
— А оранжевый?
— Вы поддерживаете Киев?
— Я про цвет спросила, — сказала одна из моих однокурсниц.
— Синий — хороший цвет. — сказал преподаватель, прекрасно помня, что спрашивали про оранжевый.
— А ещё есть фиолетовый, — протяжно пропела одна из девушек.
— Вы любите власть? Любите властвовать? — уточнил преподаватель.
— Да, я люблю власть! Я буду управлять и мне будут подчиняться!
— Вы??? Как ваша фамилия?! А, да! Я знаю вашу маму.
— А сочетания цветов?
— Вот это-то мне более всего интересно, — проболтался преподаватель, — я пишу докторскую на эту тему.
— А бело-лунный? — это уже я задаю вопрос.
— ... (немое удивление)
— Красный — непредсказуемость, жёлтый и зелёный — плохо, а бело-лунный? — повторяю я свой вопрос.

Аудитория поперхнулась.
— Я не ставлю зачётов-автоматов! — преподаватель резко сменил тему.
— Это угроза?
— Я буду иметь Вас в виду.
— Есть ещё чёрный и белый цвета.
— Я знаю.

Домашнюю работу по психологии я "покрасил" в соответствии с пословицей-определителем цветов, добавив чёрный и белый. Мне, одному из немногих, почему-то поставили зачёт-автомат: преподаватель передумал. Изменил "правила игры" во время игры.

После завершения учёбы в университете, я узнал, что горизонтальные полосы равной ширины, последовательно окрашенные в цвета радуги (исключая чёрный и белый), обозначают флаг голубых.

Лет за пять до этих событий, на церемонии вручения студенческих билетов, что предшествовала празднику "День студента", позвали за билетом, вроде бы, меня. Я удивился, но отозвался, так как был единственным на букву "Б". Мою фамилию неточно напечатали в списке и, тем самым, ввели в заблуждение высокую даму из министерства. Некий Баширов, видать, крутой чувак, потому как дама из министерства расплылась в улыбке. Её коллеги (и мои будущие преподаватели) заметно удивились. Я проверил студенческий: буква "к" была на месте. Позже, на занятиях, я узнал, как мозг "дорисовывает" картинку.

В университете, на филфаке, я увидел психологов с учёной степенью. Только один из них был "на пьедестале"; остальные — нормальные. Знакомство с этим "сословием" началось со дня студента. В Москве его отмечали широко.

По зачислении в учебное заведение и выдачи "заветного" студенческого билета, I курс обязали явиться на площадь перед Политехническим музеем на станции метро "Китай-город". На месте надо было отметиться: подтвердить явку. Поставили "галочку" и показали тебе список: да, ты — отмечен, можешь подождать, пока не начнётся.

Высокая дама из министерства, а в её взгляде я видел заискивание, вручила мне канат внушительной толщины с привязанным к нему громадным синим шаром, который рвался в небо. "Кажется, дождь начинается," — подумал я и услышал, как меня ласково назвали поросёнком, спросив где же Винни-Пух? Я отшутился про тучку. Ветер в Москве не особо сильный, поэтому я чувствовал себя комфортно, так как подъёмная сила шарика позволяла мне легко запрыгивать на бордюрный камень, и делать поправку только на ветер. А я, значит, "балласт", по версии дамы из министерства: это выяснилось немного погодя, когда эта дама узнала мою фамилию точно и, поэтому, глядела на меня зло. Неужели это я её обманул?

На площади был сооружён высокий помост — сцена, по которому, со скоростью вихря, бегала преподаватель психологии (я узнал об этом через 4 года) и, "жуя" микрофон, инструктировала толпу студентов университета на предмет того, когда н-е-о-б-х-о-д-и-м-о улыбаться. Народу было много: пришли со всех факультетов. Улыбаться н-е-о-б-х-о-д-и-м-о тогда, когда приедет мэр Москвы Лужков. Без него праздник начаться не может.

Ко времени "начала праздника" почти все разошлись. А я был "привязан" к шарику-маркеру. Вдруг я почувствовал чьё-то дыхание: в метре позади меня сидела овчарка и стоял солдат оцепления. Я посмотрел на собаку, собака удостоила меня взглядом. Глаза умные. Я мысленно спросил овчарку: "А ты будешь улыбаться мэру?" Собака наклонила голову, чуть пригнула её, посмотрела в сторону, зевнула и отвернулась. Собаки обладают телепатией. Я взглянул в ту сторону, куда посмотрела овчарка, и услышал шуточную беседу любителей слов:
— ...Достоевский!
— ...эФ-эМ!
— Фёдор Михайлович! Наше всё!
— Сидит в подполье.
— И записки строчит.
— Кто же контролирует его мозг?!
— Бесы.
— Значит, это были они, и они подвигли Раскольникова на преступление?
— Химическим путём? Активировав генерацию адреналина?
— Ну, не сам же он?.. Процентщицу — топориком?!

Беседа, повторяю, шуточная. Быть может, даже, я её придумал; или мне почудилось что, спустя годы. Я — филолог, но ведь на мне этого не написано. И костюм без галстука.

Когда дама из министерства наконец поняла, что Лужков так и не приедет, — целых два часа думала, — она забрала у меня шарик и передала его кому-то моей комплекции. Было бы неплохо, если бы подъёмная сила гелия...

Сцену, всё-таки, использовали по назначению, и три-четыре самодеятельных коллектива на ней выступили. Толпа счастливых студентов быстро редела. Я немного прогулялся по площади в "отвязанном" от шарика виде, и посмотрел на всё это со стороны. У меня возник только один вопрос: здесь был организован праздник для студентов или были собраны студенты для праздника, который так и не начался "по техническим причинам"? Лужкова ждали два часа. Мэр Москвы Ю. М. Лужков так и не приехал на праздник посвящения в студенты: дела.

Я вышел за оцепление.

На третьем курсе встретились "два" психолога. Один был преподавателем. Преподаватель вещала о разных детях, какие они бывают, а мы сидели и слушали. Наша группа была малочисленна и состояла, в основном, из девушек. На одном из занятий преподаватель, делая длительные паузы между фразами, ярко живописала об инвалидах, какие они бывают. Рассказ её был построен от простого к сложному, от незначительных недостатков до травм и увечий: преподаватель наблюдала за реакцией будущих учителей.

Само слово "инвалид" вызвало смех у трети аудитории. Когда третьекурсницы и третьекурсники узнали, что некоторые дети рождаются без рук, то половина аудитории ахнула и улыбаться перестала.

"Чем бы, — вероятно думала преподаватель психологии, — их ещё напугать?" Это — предположение, так как остались самые стойкие: я и моя соседка по парте в ряду. Моя соседка ужаснулась после того, как услышала о секундном снятии скальпа, когда длинные расчёсанные волосы попадают в работающий столярный или сверлильный станок. Меня, последнего "не напуганного" в группе, пытались напугать описанием травм и ожогов. Моих однокурсниц от этих описаний просто трясло.

А ещё нам показали видеозапись, где присутствуют инвалиды без глаз.

Нормальная реакция.

Когда всех отпустили с занятия, я задержался и присел за парту напротив преподавателя, выждал пару секунд. Начал я так:
— Удивлены? Отсутствием у меня видимой реакции?
— Немного.
— Я задержался потому...
— Я поняла.
— Реакции не бывает у...
— Хорошо, что Вы это понимаете.
— То, о чём Вы рассказывали, меня нисколько не удивило.
— Почему? Вы знаете что-то необычное?
— Я пришёл в университет не сразу после школы, а до того мне довелось работать в одном месте.
— Скажите адрес.
— Печальное место.
— Да, место печальное, — подтвердила преподаватель. Её зрачки расширились так, что на них можно было блины печь. — Я всё поняла, Вы — свободны.


В педагогическом университете, кроме предмета "психология", был предмет "детская литература". Литература эта, мне думается, скорее, взрослая. Особенно — сказки. По прочтении.


13 сентября 2017 года — 7 ноября 2017 года.