Мода на успех или отчет сбежавшего предпринимателя

Татьяна Ефремова 2
Я не люблю голословности. Пожалуй, этому меня научил профессиональный опыт. Любой аргумент должен быть подкреплен веским доводом, документом, авторитетным мнением, либо результатами наблюдений.

В написании своих эссе я всегда использую последнее - "верь только фактам". Я стараюсь быть максимально беспристрастной. И теперь, когда привычка оценивать ситуацию и делать на основании увиденного вывод дошла до автоматизма, прежде чем выдать собеседнику какой либо факт, я основательно готовлю для него "фундамент", т.к. без него, будь то размеренная беседа или горячий спор, он крайне не устойчив и я рискую утратить весомость своей точки зрения.

Подумаете сейчас: "Да зачем кому-то что-то доказывать....". О да, вы безусловно правы. И значения все это не имеет ровно до того момента, пока на ваши плечи не ляжет ответственность за свои действия в профессиональной сфере, за жизнь и здоровье детей и т.д. В таких случаях мы с пеной у рта готовы доказывать очевидное и объективное во избежание горькой участи и возникновения нежелательных последствий.

А посему, каждый раз, когда вы намереваетесь раскрыть рот в готовности информационного посыла, приготовьте "козыри" в виде подтверждений сказанного. Предугадывайте события, вопросы.

Наблюдательность, как мне кажется, присуща не всем. Она не является спутницей определенного возрастного периода. Рискну заметить, что свойственна она, в большинстве, людям, слонным к интроверсии. И я, как яркий представитель вышеописанного класса личности человека разумного, регулярно промышляю наблюдением за людьми. Мне интересна жизнь человека, его развитие и деградация, его радость и горе, его неудачи и успех.

Понаблюдайте за людьми. Разных возрастов, профессий, религий. Возьмите интересующий вас аспект личности. Не всегда нужно вступать в вербальный контакт, чтобы понять о человеке некоторые моменты. Иногда жесты, мимика,походка, внешний вид, цвета одежды дают куда больше информации.
 
Хорошим подспорьем к изучению личности будет незаменимый интернет-ресурс. А вот телевидение долой. Оно давным-давно поменяло свои приоритеты и служит всего лишь источником отупляющих сериалов и юмористически-дебилистических шоу.

Давно известно, что человек - существо, не особо сопротивляющееся веяниям времени, хорошим или плохим. Мейнстриминг, так называется появление массовых, популярных тенденций в определенном отрезке времени, проявляется во всех сферах человеческой жизни. По сравнению с 20 веком скорость размножения этих тенденций колоссальна. Достаточно ярко проявляется это в мире моды. Для примера заглянем в 19 век: модный в середине 19-го столетия кринолин, который теперь можно увидеть исключительно на невестах, был популярен среди дам почти 2 десятилетия. Не припомню за свое тридцатилетие, чтобы какой-нибудь "писк моды" пищал хотя бы пятилетку. Хотя надо заметить, на сегодняшний день, увы, женщины отказались от женственности в пользу удобства, что является достаточно популярным течением, которое не только удерживает главенствующее положение среди трендов, но еще и прогрессирует в своем стремлении максимально упростить внешний вид женщины. Это наглядный пример современного мейнстрима. Слово, пришедшее к нам из английского языка. Западные веяния редко приносят в нашу необъятную что-либо стоящее.
"Включив" наблюдательность и нацелив "объектив" на людей, вы обнаружите, что общество целиком и полностью зависимо от мейнстримов.

Предметом моего анализа стала мода на успешность. А началом этому явилось появление банального желания заработать и стать финансово независимым человеком. В арсенале юного предпринимателя, кроме пары рук, творящих по мнению родных и друзей шедевральные вещи, которые должны продаваться и неприменно за немалые деньги, в общем-то больше ничего и не было, никакой загадочной коммерческой жилки. Что делать? Заручившись поддержкой родных и близких, собрав всю имеющуюся в наличии смелость и решительность в кулачок, неуверенной походкой направила свои стопы в сторону бизнес-центра "для чайников" в надежде наполнить свой скудный багаж знаний всякого рода полезностями, хитростями, новинками и просто прикладной информацией о коммерции.

Помню первое занятие. "Что такое менеджмент" и с чем это есть. Холодный кабинет добавлял синюшности к бледности кожи рук, дрожащих от волнения из-за терзавших сомнений в правильности сделанного шага. "У меня ничего не получится...", "Я слишком не уверена в себе..", "Я не смогу...", "Страшно это все.", "Может уйти?..". Этот словесный сумбур - единственное, что крутилось тогда в моей голове в ожидании бизнес-тренера.

И вот он пришел... Худощавый мальчик, на вид - младше меня. Неуверенной походкой прошел сквозь ряды слушателей. Заняв почетное место педагога и обложившись "яблочными" гаджетами, он принялся объяснять группе, "кто такой начальник". Слушая его, я поймала себя на эффекте дежавю. "Где то я это слышала...". Слова, определения, формулировки... Напряглась.. "Эврика! Да это же походит на лекции по менеджменту в здравоохранении из университетского курса!".Единственное, чем занятие отличалось от стандартной пары в стандартом ВУЗе - это групповые практические занятия. К слову, надо заметить, что наш тренер совершенно не скрывал своего веселья, созерцая наши умственные баталии над данными им заданиями уровня разработки дошкольного психолога.

Занятие закончилось. По пути домой я прокручивала в голове, как заезженную пластинку, слова тренера, пыталась отсеять словесный мусор, зацепиться за наиболее важные тезисы и закрепить их на подкорке. Одновременно, я дала себе молчаливое обещание продолжить обучение на пути к созданию источника презренного, но, к сожалению, жизненно-необходимого злата.

Мои бизнес-подвиги на пути к заветной аббревиатуре "ООО" продолжались порядка 2-х месяцев. Несколько раз в неделю, после работы, уставшая, вымотанная и голодная, независимо от погодных условий, я мчалась на занятия. За время, проведенное на этих тренингах, я познакомилась с большим количеством таких же искателей, как и я, и просто с интересными людьми.

Что могу сказать об этом сейчас? Дам суровую и неприпудренную лестью оценку. Да, в большинстве, нашими тренерами были люди, действительно прошедшие "огонь, воду и медные трубы" на пути к успеху, довольно известные в городе.

А теперь о главном:
1.Большинство из того, чему нас учили - давно известные прописные истины, находящиеся в открытом доступе в интернете и не требующие таких колоссальных вложений сил, времени и денег. Это было жестоко и бессовестно затрачивать бесценный ресурс - время - на то, что было все это время у меня под рукой.

2. Информация носит общий характер, совершенно не прикладной. Вместо переливания из одного занятия в другое одного и того же материала разными тренерами, довели бы до ушей слушателей действительно важные и нужные вещи: регистрация ИП, ООО, работу с налоговым сектором, хитрости и свой практический опыт.

3. Наверно это будет самый расширенный блок. Чем больше я посещала эти тренинги, тем больше мне казалось, что меня затягивают в нечто опасное, деструктивное. Ну представтье, раз от раза усугубляется симптом навязчивых мыслей вроде "Я должна открыть свое дело... любой ценой". Последнее словосочетание меня сейчас особенно пугает. Но тогда это казалось нормой. Вроде самопрограммирования.

Теперь, спустя годы, познакомившись с большим количеством различных семинаров, обучающх курсов, непосредственно участвовав в них или просто наблюдая со стороны, я поняла, что бизнес - это не только затратно. Это еще и тяжело. В безумной погоне за деньгами люди теряют здоровье, близких, друзей, порядочность, доброту, ожесточаются, становятся циниками. И самое страшное, что многие бизнес-тренеры на своих занятиях без стыда и укоров совести проповедуют эти принципы, как важные вехи на стезе обогащения. Одни приподносят эти догмы в завуалированной форме, дабы не спугнуть новичков, а для крепко-обработанной публики, зомбированной проповедями своего "пастыря" эти законы вдалбливаются откровенно, без двусмысленности. Все во имя денег, все на жертвенный алтарь. Взращивают монстров, которые за купюру не только маму продадут.

И здесь действует принцип цикличности: горе-учителя с мутированным сознанием запускают на конвейер своих учеников, впитывающих каждое слово авторитетных наставников, не замечая, как сами становятся их точной копией, продолжая их непорядочное ремесло, и, снимая, кстати, весьма неплохой доход. А охотников до денег и финансовой независимости сейчас тьма. Вот и представьте масштаб денежных вливаний в сферу-бизнес тренингов, курсов и семинаров.

Не обидно, если вы посещали эти занятия бесплатно и ваш разум не пострадал в результате мозговых атак. А если вложили энную сумму, вам устроили глобальную перезагрузку сознания со значительными ущербом для психики (хотя, вряд ли вы сможете это адекватно оценить) и ,ко всему прочему, в результате не получили от этих занятий никакого обещанного выхлопа - стоит присесть и пораскинуть остатками адекватности.

Мы выросли, но ведем себя как неразумные дети: если перед нами стоит харизматичный подставной квнщик-голодранец, переодетый в солидного дядьку, уверенного в себе, говорит складно, убедительно и красиво, неприменно принимаем его за авторитет, а его слова - за уложение законов жизни. Фильтровать поток людей мы так и не научились. Ложные авторитеты и кумиры крутят нашим сознанием, а мы ведемся.

В конце концов, когда мы уже поймем, что живем во время, когда деньги являются мерилом всего. Усвойте простую истину - люди, стоящие на сцене с микрофоном или с маркером у доски, всего лишь зарабатывают деньги и тешат свое больное самолюбие. НЕ перестаю удивляться, насколько точна и актуальна цитата дьявола в исполнении блистательного Аль Пачино в фильме "Адвокат дьявола": "Определенно, тщеславие - один из моих любимых грехов". Эти люди зарабатывают "очки", "лайки", популярность. Называйте это, как хотите. Главное - они не заинтересованы в том, чтобы вы стали ну хотя бы просто обеспеченным человеком. Вы для них - источник финансирования. А они для вас - статья расходов, не очень рациональная, кстати. Лишние деньги? Вам в книжный магазин. В печатном виде эти аферисты пока встречаются редко. А если страдаете аллергией на книжную пыль, излишком времени и лихорадочной тягой к деньгам - вспомните рекламный лозунг знаменитой поисковой системы: "Яндекс знает все". И поможет. Факт.

Мы все ходим на работу не потому,что жить не можем без профессионального поприща или до боли в сердце любим свое дело. Есть единицы, не спорю. Но все же, загляните правде в глаза. Суровое время поставило людей в такие рамки, что врач идет лечить не потому, что ему этого так хочется, а потому что он должен обеспечить себе и семье существование. Учитель надрывается с не всегда адекватными детьми совсем не от нездоровой тяги к острым ощущениям и желания оказаться в кардиологии. Пирамида Абрахама Маслоу по прежнему в действии. И чтобы выжить и добраться до уровня удовлетворения высших, духовных потребностей, эти двое, врач и учитель, должны для начала покушать, предварительно на это заработав не совсем безопасным ремеслом.

Бизнес-тренинги не исключение. Там трудятся такие же люди с теми же самыми потребностями, что и наши, увы, неуважаемые бюджетники. И слушатели для организаций, промышляющих неадекватными методами штампования предпринимателей, всего лишь человеческая биомасса, готовая платить за сотрясание воздуха.
4. А теперь, собственно, об учениках, т.е., потенциальнх коммерсантах. Пообщавшись с большинством, я пришла к выводу - эти люди вообще не понимают, зачем пришли. У 2-3-х человек из этой "сырой" компании бизнес-идеи имели хоть и слабые, но таки очертания. Остальная масса пришла "поймать идею", "послушать, че говорят", "просто интересно" и ... Фанфары! "Хочу быть директором!" Ох уж это "хочу". Нарождается куча вопросов на такой возглас. "А сможешь? Сможешь в процессе открытия фирмы не сойти с ума от многочисленных порогов, которые нужно оббить, от бюрократических проволочек, бесконечных пачек справок, выписок и другой макулатуры? Сможешь поднимать фирму с нуля, вынести тяготы и месяцы безденежья? И в конце концов, сможешь ли после всего этого, после испытания успехом, властью и деньгами остаться человеком?".

Эта волна доморощенных предпринимателей-гастролеров накрыла страну и кочует по ней из одного города в другой, переплюнув даже нашествие Батыя, собирая гонорары за бездарные выступления. И волей-неволей задаешься вопросом: "Да почему же?". Все просто - есть спрос-есть предложение. Действующий на все времена закон торговли. Патологическая тяга к деньгам стала очередным мейнстримом. Теперь не модно быть скромным, воспитанным, добрым человеком, создавать крепкие семьи, быть порядочным и ответственным гражданином. Мейнстримом нашего времени стало создание, как назвал этого персонажа мой хороший знакомый, "платежеспособного ребенка". Интерес его жизни - деньги и удовольствия. Все составляющие своей жизни, отношения, любовь, дружбу и т.д., он будет просматривать через призму денег. Человеческие чувства - пыль, они не несут дохода. Любовь - расчет и партнерство. Дружба - временные, договорные, взаимополезные контакты. Я видела таких людей. Их существование фальшиво, загнано в рамки мнения авторитетного круга лиц, модных направлений во имя претворения в жизнь меркантильных целей. Если они делают благие дела на пользу общества - это подлежит незамедлительной огласке, ибо "ребенку" нужно внимание. Необходимо выжать максимум пользы для своего эго от этого акта благотворительности. Но не в пользу нуждающихся, а для своей популярности. О, тщеславие... Спасибо Аль Пачино за искрометную и точную фразу..

А для создания платежеспособного ребенка совсем не обязательно с молодых ногтей давать в руки человеку вместо куска туалетной бумаги купюру. Личность можно сломать и в зрелом возрасте - достаточно вышеописанных учителей-наставников и слабохарактерности. Компоненты, идеально подходящие друг другу, взаимодействующие как натрий с водой.


Я знаю много людей, зарабатывающих на жизнь собственным делом. Есть среди них и родственники, и просто знакомые. Кто-то серьезно раскрутился, другие только стоят у подножия финансовой независимости. И хочу отметить один важный момент, объединяющий всех этих людей: они не бегают с оголтелыми глазами по городу с семинара на тренинг. Они просто работают, тяжело и много, ценят свое время и деньги, которые достаются им ценой потери здоровья.

В завершении своего эссе хочу привести слова из известной оскароносной советской ленты В.Меньшова "Москва слезам не верит": "Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то что, модно, престижно или положено". Эти слова принадлежат герою фильма, обычному слесарю научно-исследовательского института в исполнении Алексея Баталова. Не бизнесмену и даже не начальнику. Слесарю. И черт возьми, как же он прав! Почему в погоне за желанной мечтой обогатиться, мы наступаем себе на горло,предаем любимую профессию во имя создания дела жизни, почему мы готовы предать все самое дорогое в жизни за шуршание купюр?! Да потому что мы сами, только мы создали культ денег, религию потребительства, уничтожив неоценимые сокровища человеческой души. Мы забыли главное: деньги - это средство к существованию, а не цель всей жизни.