Рейхстаг - Сталинградцы в Берлине!..

Леонид Игнатенко
     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…».

     *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


         *  *  *

     Автограф (коллективная надпись):

     «9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине: капитан ЧИСТЯКОВ, капитан РУБЦОВ П.А., л-т ЧЕРКЕС, л-т ГАБИДУЛИН, л-т МИНЕЕВ, серж. ПОПОВ, АНДРИЕНКО, серж. КОВЫЛЯЕВ, серж. СЕРКОВ, серж. СОБОЛЬ, гв. ряд. МУХИН».

         *  *  *

     Место надписи:

     - Северный флигель, уровень Пленарного зала, южная стена, ниша C.

     Ort der Inschrift: Nordfl;gel, Plenarsaalebene, S;dwand, Nische C *.

     *Место надписи определено с помощью фото-каталога, созданного сотрудницей Бундестага Карин Феликс: «Здесь был» (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018).

                *  *  *

     Авторы – военные железнодорожники 45-й отдельной железнодорожной бригады (1-й Украинский фронт):

- капитан ЧИСТЯКОВ Иван Александрович, 1902 г.р., 45 ОЖДБр, помощник командира по технической части 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: д. Гармоново (ныне территория г. Вязьмы, Смоленской области), Россия. Призван в РККА в 1941 г., Фрунзенский РВК, г. Москва, РСФСР;

- капитан РУБЦОВ Павел Александрович, 1903 г.р., 45 ОЖДБр, командир роты мастерских 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: ст. Сиротинская (ныне Иловлинского района Волгоградской области), Россия. Призван в РККА в 1941 г., Тимирязевский РВК, г. Москва, РСФСР;

- лейтенант ЧЕРКЕС Гавриил Ефимович, 1909 г.р., 45 ОЖДБр, агитатор 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, украинец. Место рождения: с. Диковка (ныне Знаменского района Кировоградской области), Украина. Призван в РККА в 1942 г., Нагайбакский РВК, Челябинская область, РСФСР.

- лейтенант ГАБИДУЛИН Зинат Идиатович, 1918 г.р., 45 ОЖДБр, помощник командира автотракторной роты по технической части 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, татарин. Место рождения: д. Морды (ныне Благоварского района), Башкортостан, РСФСР. Призван в РККА в 1938 г., Уфимский ГВК, г. Уфа, РСФСР;

- лейтенант МИНЕЕВ Геннадий Иванович, 1919 г.р., 45 ОЖДБр, помощник начальника боепитания 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: с. Фоки (ныне Чайковского района Пермского края), РСФСР. Призван в РККА в 1940 г., Верещагинский РВК, Молотовская область (ныне Пермский край), РСФСР;

- сержант ПОПОВ Андрей Васильевич, 1907 г.р., 45 ОЖДБр, командир отделения автотракторного взвода 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: Сосновский район Тамбовской области, Россия. Призван в РККА в 1941 г., Сосновский РВК, Тамбовская область, РСФСР; 

- сержант АНДРИЕНКО Петр Павлович, 1907 г.р., 45 ОЖДБр, начальник водолазной станции 28-го мостового железнодорожного батальона, украинец. Место рождения: г. Александровск (ныне г. Запорожье), Украина. Призван в РККА в 1944 г., Летичевский РВК, Каменец-Подольская область (ныне Хмельницкая), Украинская ССР;

- сержант КОВЫЛЯЕВ Дмитрий Иванович, 1913 г.р., 45 ОЖДБр, командир кузнечного отделения роты механических мастерских 45 ОЖДБр, русский. Место рождения: г. Верхотурье (ныне Свердловской области), Россия. Призван в РККА в 1942 , Нижне-Тагильский РВК, Свердловская область, РСФСР;

- сержант СЕРКОВ Михаил Ильич, 1909 г.р., 45 ОЖДБр, командир отделения роты механизации путевых работ 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: не выяснено. Призван в РККА в 1942 г., Краснополянский РВК (ныне Байкаловский РВК), Свердловская область, РСФСР;               

- младший сержант СОБОЛЬ Василий Фомич, 1918 г.р., 45 ОЖДБр, машинист экскаватора 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, украинец. Место рождения: с. Чичерино (ныне Волновахского района Донецкой области), Украина. Призван в РККА в 1939 г., Волновахский РВК, Сталинская область (ныне Донецкая), Украинская ССР;

- гвардии рядовой МУХИН Аркадий Андрианович, 1923 г.р., 45 ОЖДБр, кузнец роты водоснабжения 47-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ, русский. Место рождения: г. Мариуполь (ныне Донецкой области), Украинская ССР. Призван в РККА в 1941 г., Бауманский РВК, г. Москва, РСФСР*.

     *Примечание: три воина, из оставивших большой коллективный автограф, оставили надписи и в другой нише – нише «В». Попов А.В. и Соболь В.Ф написали вдвоем: «Брест – ст. Луцк – Львов – Берлин. Серж. Попов А.В., Соболь В.Ф. 9/V 45 г.».

     Мухин А.А., там же, в нише «В», оставил индивидуальную надпись: «Москва – Смоленск – Берлин. Гв. ряд. Мухин А.А., г. рожд. 1923 г. 9/V- 45 г.». В обоих случаях он принципиально указал свое воинское звание, как «гвардии рядовой», на что имел полное право – он заслужил его в боях.

                *  *  *

     Из наградного листа: 

     «…Тов. ЧИСТЯКОВ – дисциплинированный, инициативный, энергичный, настойчивый, изобретательный и неутомимый офицер при выполнении боевых приказов.

     Умение четко организовать и заставить слаженно работать все звенья для досрочного выполнения приказа командования им были проявлены неоднократно: при восстановлении Орловского  железнодорожного узла, мостов через реки Вир и Стырь.

     Все эти качества тов. Чистяков проявил особенно ярко на строительстве ж.-д. моста через реку Птичь. Здесь он проявил максимум энергии и умения. Не жалея сил и пренебрегая опасностью для жизни, организовал и лично руководил работами по забивке свай. Впервые применил забивку свай американским паровым молотом № 6 на копре дизель-молота, благодаря чему в очень трудных условиях грунта забил все сваи с высоким качеством и досрочно.

     При помощи паровоза, в исключительно трудных условиях извлек из реки около 100 тонн двутавровых балок разрушенного моста из русла реки, чего с избытком хватило для нового моста.

     Предложил свой простой способ накатки балок для перекрытия 16 пролетов, благодаря чему освободил 50 % рабочей силы и закончил накатку балок досрочно, без единой аварии. Все это позволило быстро развернуть фронт работы и способствовало досрочному, на 4 дня, окончанию строительства.
 
     За умелое и мужественное руководство, и организацию работ, творческую инициативу и личный пример выполнения боевых приказов командования тов. Чистяков представляется к правительственной награде – ордену Красной Звезды.

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ майор НУНИКЯН. 15 июля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 6127, л. 95.

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…ЧИСТЯКОВ Иван Александрович. Год рождения: 1902. Место рождения: Смоленская обл., г. Вязьма».

ЦАМО РФ. Юбилейная картотека награждений, шкаф 61, ящик 10, номер документа 72.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. РУБЦОВ Павел Александрович – командир роты мастерских, является одним из скромных, наиболее выдержанных и дисциплинированных, во всех отношениях, офицеров части. Самый аккуратный и точный из командиров рот при выполнении боевых приказов командования. Эти качества хорошо сказались при выполнении боевого приказа по восстановлению мостов через реку Вир, «300 км» и «222 км».

     Не имея, и не получая железа и угля, тов. Рубцов сумел проявить инициативу и находчивость по организации своей роты, и в крайне сложных и тяжелых условиях обеспечил досрочно поковками, и другими изделиями, оба моста, дав в короткий срок свыше 30 тонн.

     Не допустил ни одного случая задержки и брака. Вместе с этим находил время, чтобы быть на местах восстановления мостов, заранее уточняя потребности строительства, не теряя строгого учета производимых поковок на мосты.

     В своей работе не ограничивался только интересами своей роты, а помогал в работе всем подразделениям части. Особенно помогал копровикам, постоянно заботясь об исправном состоянии копров, не давая перебоя в работе последних.

     Как член политбюро части, фактически выполнял на восстановлении обязанности замполита. Добился в подразделениях высокого политико-морального состояния во всех подразделениях, работавших на восстановлении мостов.

     За высокую организованность в вверенных подразделениях, за аккуратное и образцовое выполнение приказов командования и личный пример упорной работы в досрочном окончании строительства, тов. Рубцов Павел Александрович представляется к правительственной награде – ордену Красной Звезды.

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ инженер-капитан ЧИСТЯКОВ. 21 февраля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 3570, л. 237.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. РУБЦОВ за год командования ротой мастерских добился повышения квалификации всего личного состава на разряд выше; большинство овладели двумя, многие – тремя специальностями.

     Являясь душой рационализации и механизации производства, осуществил свыше 40 рацпредложений и усовершенствований на 60 человек, механизировал наиболее трудоемкие процессы в мастерских. Мастер мобилизации и использования местных ресурсов. Не получая никакого снабжения, выдал в 1944 г. более 150 тонн только мостовых поковок (вместо 40 тонн в 1943 г.).

     Наладил массовое производство всех видов инструментов для работы мастерских и для восстановления ж.-д. хозяйства, и обеспечил ими части бригады.

     Освоил ремонт автотранспорта, капитальный ремонт дизель-копров и других механизмов, не имея для этого нужного оборудования.

     Создал две установки (паровую и электрическую) для штамповки путевых накладок и пробивки отверстий в них. Довел уровень производства мостовых поковок с 2,5 до 10 тонн в сутки. Мастерские получили первую премию на фронтовой, и вторую на Московской выставке.

     Организовал команду такелажников по расчистке русел и накатке мостовых ферм, опыт работы которой используется в частях бригады. Он не ждет заказов, а сам идет на восстанавливаемые объекты и определяет, что нужно сделать в первую очередь.

     В результате своей находчивости, инициативы и делового риска на восстановлении искусственных сооружений и ж.-д. пути Калинковичи-Пинск, Львов-Сустрика-Дольна, в Карпатах – в любых условиях всегда отлично и досрочно обеспечивал выполнение боевых приказов командования.

     Достоин награждения правительственной наградой – орденом Отечественной войны 2-й степени.

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ подполковник НУНИКЯН. 19 января 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 2759, л. 98.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Младший лейтенант ЧЕРКЕС на восстановлении моста через реку Днепр у города Жлобин умело организовал партийно-политическую работу среди личного состава батальона и с местным населением.

     Проводя разъяснительную работу, организовал действенную наглядную политическую агитацию, направленную на досрочное выполнение боевого приказа. В дни, когда на восстановительных работах создавалось трудное положение, тов. Черкес руководил производственной работой на участках.
 
     4 – 5 июля тов. Черкес руководил работами с местным населением в количестве 300 человек и добился высокой производительности труда. Каждый рабочий в эти дни добился нормы выработки в 250-300 %. Тов. Черкес добросовестно выполнял возложенные на него поручения по мобилизации местного населения, чем способствовал досрочному восстановлению моста.

     Достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды.

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ майор НУНИКЯН. 15 июля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 6127, л. 94.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Лейтенант ГИБАДУЛИН командует автомобильным взводом в течение полутора лет, и за это время в его взводе не было ни единой аварии.

     Перед личным составом взвода была поставлена задача: обеспечить подвоз стройматериалов, команд восстановителей и продуктов питания на восстанавливаемых участках, в условиях заминированных дорог Пинских болот.

     Лейтенант Гибадулин, лично со своим взводом работая по 18-20 часов в сутки, выбирая места проезда, сумел с достоинством выполнить задачу и провести все свои машины по исключительно трудно проходимым дорогам, управляя во многих случаях лично автомашиной.

     В условиях болот ему приходилось делать усиление переправ, и только после этого пропускать автомашины.

     Лейтенат Гибадулин прошел со своими машинами Белоруссию, Карпатские горы и дошел до Берлина. Машины взвода прошли всего 315784 километра, и никакие условия Пинских болот, Карпатских перевалов с непроходимой грязью не задержали выполнение поставленных задач.
 
     Достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды.

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ подполковник НУНИКЯН. 2 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1729, л. 344.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Лейтенант МИНЕЕВ, работая помощником начальника боепитания батальона, на всех этапах Отечественной войны с исключительным мужеством и отвагой выполнял боевые приказы командования при восстановлении разрушенных железнодорожных коммуникаций.

     Всюду, где создавалось тяжелое положение, командование батальона направляло туда лейтенанта Минеева. На восстановлении моста 45-го километра участка Хыров-Загуж лейтенанту Минееву была поручена наиболее ответственная задача – мобилизовать для работы на восстановлении моста гражданское население, обеспечить поставку к месту работ всего необходимого материала.

     Лейтенант Минеев, пренебрегая опасностью, работая день и ночь, сумел обеспечить выполнение приказа, чем значительно ускорил восстановление моста.
 
     За мужество и отвагу, проявленную при восстановительных работах, достоин награждения медалью «За боевые заслуги».
 
     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.д. работ подполковник НУНИКЯН. 2 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1729, л. 433.

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…МИНЕЕВ Геннадий Иванович. Год рождения: 1919. Место рождения: Удмуртская АССР, Сарапульский район, с. Фоки».

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. ПОПОВ дисциплинированный, принципиальный и особо настойчивый командир отделения в выполнении поставленной задачи. В его отделении не было случая аварии или остановки машин из-за неисправности, или несвоевременного техосмотра и ремонта машин.

     Особую настойчивость проявил при освоении незнакомых ему новых машин. Много труда и настойчивости проявил он, чтобы сначала самому освоить эти машины, а затем обучить своих подчиненных. Все это делалось одновременно, в условиях выполнения боевого приказа, при выполнении работ на восстановлении ж.-д. мостов и пути линии Киверун-Ковель.

     Пренебрегая опасностью, в условиях фронта, всегда своевременно доставлял срочные грузы и людей.

     За инициативное и отличное выполнение боевых приказов командования представляется к правительственной награде – медали «За боевые заслуги».

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ инженер-капитан ЧИСТЯКОВ. 15 апреля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 1203, л. 409.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. АНДРИЕНКО, выполняя обязанности командира отделения, при восстановлении моста через реку Одер у города Штейнау руководил расчисткой русла от обрушенных металлических конструкций.

     Тов. Андриенко при расчистке русла показал себя хорошим организатором, умеющим расставить людей и быть самому там, где наиболее трудное место. Благодаря его инициативе русло было расчищено раньше срока, что дало возможность начать забивание свай и закончить восстановление моста раньше срока.

     Достоин награждения медалью «За боевые заслуги».

     Командир 28-го отдельного мостового ж.-д. батальона подполковник СОКОЛОВ. 2 апреля 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 6767, л. 213.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Бригадир кузнечного цеха КОВЫЛЯЕВ – всегда инициативный и находчивый в выполнении приказов командира.

     На восстановлении мостов через реку Вир, «223 км» и «300 км» особо проявил себя как настойчивый командир. Не имея необходимых материалов для поковки, сумел силами своей бригады найти и использовать местные ресурсы железа.

     В течение 15 суток работал бессменно по 18-20 часов, организуя и увлекая своих бойцов личным примером, с молотом в руках. Сумел бесперебойно и досрочно обеспечить поковками оба моста.

     Кроме того, проявил инициативу в создании своими силами пружинного механизма молота, вследствие чего производительность кузницы на тяжелых поковках была удвоена.
 
     За высокую организацию работы отделения и самоотверженный личный труд в деле отличного выполнения боевых приказов командования представляется к награждению орденом Красной Звезды.

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ инженер-капитан ЧИСТЯКОВ. 21 февраля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 3570, л. 212.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. КОВЫЛЯЕВ Дмитрий Иванович – один из самых толковых и инициативных командиров отделения в батальоне. Только за последний год он сумел сам подать и внедрить два ценных рационализаторских предложения и добился внедрения трех ценных рационализаторских предложений его подчиненными.

     Довел производительность отделения с 125 % до 175 %, а по основному виду поковок – болтов – до 200 %.

     Последнее время выполнял приказ командования по созданию новых мастерских. Работая часто под огнем противника, отлично выполнил поставленную задачу, сохранив весь личный состав отделения целым и невредимым.
 
     За умелую организацию работы своего отделения, за отличное выполнение боевого приказа без потерь, и проявленные при этом мужество, отвагу достоин награждения медалью «За отвагу».

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ подполковник НУНИКЯН. 25 апреля 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 3203, л. 90.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. СЕРКОВ дисциплинирован, обладает организаторскими способностями, которые ярко проявились на восстановительных работах ж.-д. пути на станции Гумрак.

     Получив 28.01.1943 г. боевой приказ на восстановление пути, тов. Серков правильно организовал расстановку людей своего отделения и непрерывно, в течении 28 часов, невзирая на холод, продолжал работу и выполнил приказ досрочно, применяя материалы из местных ресурсов.

     Несмотря на усталость, 29.01.1943 г. по приказу командования отделение было направлено на работу в ночное время для погрузки рельс и доставки их вручную к месту восстановления ж.-д. пути на расстоянии семи километров. Проработав и на этот раз 22 часа, приказ командования отделение выполнило досрочно, тем самым обеспечена досрочная сдача пути в эксплуатацию.

     Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды.
 
     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ капитан НУНИКЯН. 16 февраля 1943 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682526, д. 1127, л. 292.

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «… Тов. СЕРКОВ Михаил Ильич, имея в прошлом славную службу, и за нее награды, продолжает с неослабной силой держать в своих руках заслуженный им авторитет и оправдывать на деле свою заслугу.

     При восстановлении моста «300 км» линии Ворожба – Льгов, вновь проявил себя смелым, инициативным, волевым командиром – провел отлично все подготовительные работы, создав тем самым все условия для бесперебойной работы копровых команд, несмотря на то, что с работами копровых команд он встретился впервые.

     Своим личным примером, инициативой, смекалкой и трудом создает стройность, слаженность в работе, способствуя тем самым выполнению в срок боевого приказа по восстановлению моста.

     За отличную работу, за умелое командование сержант Серков Михаил Ильич представляется к правительственной награде – медали «За боевые заслуги».

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ инженер-капитан ЧИСТЯКОВ. 21 февраля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 3570, л. 155. 

                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…Тов. СОБОЛЬ В.Ф. наряду с основной специальностью отлично освоил подрывное дело.

     Выполняя боевой приказ по разминированию ж.-д. участка Идавск-Гуменно-Бреков тов. Соболь, рискуя жизнью, искусно выполнил боевую задачу.

     За 9 и 10 декабря 1944 года он снял и обезвредил 42 противопехотных и противотанковых мин, а за пять дней им обезврежено 87 мин.
 
     За отличное и мужественное выполнение боевого приказа командования тов. Соболь достоин награждения орденом Красной Звезды.

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ подполковник НУНИКЯН. 16 декабря 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1520, л. 11. 

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 2-й степени: «…СОБОЛЬ Василий Фомич. Год рождения: 1918. Место рождения: Украинская ССР, Донецкая область, Волновахский район, с. Чичерино».

                *  *  *

     Из наградного приказа:

     «…От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР награждаю медалью «За отвагу» пулеметчика 3-й пулеметной роты гвардии рядового МУХИНА Аркадия Андриановича за то, что он в период боев с немецкими захватчиками с 15 ноября по 6 декабря 1943 г. в районе Новое Село, Дубровнинского района Витебской области, проявил мужество и отвагу.

     После занятия траншей противника отразил в составе роты до 12 контратак противника, нанеся ему при этом большие потери в живой силе и технике.
 
     Командир 93 гвардейского Краснознаменного полка
гвардии полковник ЛАЗАРЕВ. 24 декабря 1943 г.»

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 686044, д. 3053, л. 113. 

                *  *  *

     Из наградного листа:

      «…Красноармеец МУХИН А.А., находясь на Центральном фронте в составе 361-го стрелкового полка восточней города Можайска, при отражении атаки противника получил легкое пулевое касательное ранение в левую руку.

     После излечения в госпитале был направлен на Калининский фронт, в 29-ю гвардейскую стрелковую дивизию, в полковую разведку.

     20.11.1942 г. в районе города Ржева, при разведке боем огневых средств противника, был ранен осколком мины в правую руку, с переломом кости – тяжелое ранение.

     5 апреля 1943 г. на Центральном фронте, в 93-м гвардейском Краснознаменном стрелковом полку, при разведке огневых точек противника в районе Гжатска получил легкое осколочное ранение бедра правой ноги.
 
     22 февраля 1944 г. на 1-м Белорусском фронте, в составе 93-го гвардейского Краснознаменного стрелкового полка, в районе Орша – ст. Осиновка при взятии «языка» получил осколочное ранение – перелом правой ноги и потеря глаза.
 
     За время нахождения в батальоне, с 13 сентября 1944 г., проявил себя дисциплинированным, исполнительным красноармейцем. Инициативен, к работе относится добросовестно.
 
     Достоин награждения орденом Красной Звезды.

     Командир 47-го отдельного батальона механизации ж.-д. работ подполковник НУНИКЯН. 6 мая 1945 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690306, д. 1729, л. 364.

                *  *  *

     Из карточки награжденного к 40-летию Победы орденом Отечественной войны 1-й степени: «…МУХИН Аркадий Андрианович. Год рождения: 1923. Место рождения: Украинская ССР, Донецкая обл., г. Жданов».

ЦАМО РФ. Юбилейная картотека награждений, шкаф 40, ящик 20, номер документа 74.

                *  *  *
 
     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 1 (в Рейхстаге, Ниша C) найдено в интернете. Установление его подлинного авторства не представляется возможным.
     Фото 2,3,4 - ЧИСТЯКОВ И.А., РУБЦОВ П.А., ГАБИДУЛИН З.И. скопированы с учетно-послужных карточек (УПК), хранящихся в ЦАМО РФ.
     Идентификация надписи и художественная обработка снимков произведены автором статьи.


     2017 - 2021 гг.

     Для ознакомления с данными о других воинах Красной Армии, фамилии которых сохранены на стенах Рейхстага, и идентифицированы, необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949  .

     В 2020 г. в украинском издательстве «Харьков на ладонях» была издана моя книга «Автографы на стенах Рейхстага», куда вошли биографии первых 212* идентифицированных мною авторов сохраненных в Рейхстаге автографов Победы (см. первую статью - «О книге «Автографы на стенах Рейхстага» по ссылке: http://proza.ru/2020/02/23/1988 ).

     *После дальнейших исследований стали известны биографические данные еще более 70 авторов надписей.