Орган и волынка Охота на слова

Александр Ерошкин
10 ноября 2017 года я с племянницей побывал в Российском консульстве в Бонне, на обратном пути, по традиции, остановились в Кёльне, посетили знаменитый готический собор с вполне русским названием Дом. Сначала мы рассмотрели скульптурные группы у тройных ворот главного, западного входа. Я обратил внимание моей спутницы на то, что вход расположен точно на запад и соответствует понятию вестибюль, то есть с западной улицы. Показал скульптуру просветителя, который держит таблицы с римскими цифрами. 12 лет назад при первом посещении этого величественного собора  меня удивило, как начертана цифра четыре – IIII, через несколько лет её изменили на традиционную  -  IV. Пока мы рассматривали главный вход, на западной окраине площади в окружении массы народа играла волынка, а когда мы развернулись , чтобы сфотографировать этого музыканта, волынщик уже ушёл.

В моих альбомах в сети немало фотографий уличных музыкантов, но нет ни одного волынщика. В России таких музыкантов я живьём пока не встречал.

В кёльнском Доме меня привлекает самый таинственный объект – золотой ларец, говорят, что в нём хранятся терновый венец и мощи трёх волхвов. Но сам ларец уникален. С его стенок глядят славянские лица из древних времён. Есть какие-то надписи, но увидеть их ныне невозможно, сфотографировать не получается. На открытках детали даны слишком мелкими, прочитать тексты невозможно, но создаётся впечатление, что это буквы на кириллице. Но догадки ни доказать, ни опровергнуть невозможно.  Ещё раз увидели этот ларец, а тексты не прочитали.  Естественно, организаторы понимают, какие сведения нужно завуалировать, скрыть, спрятать подальше от любопытных взглядов.

12 лет назад в этом же Доме на каменном саркофаге я видел
издалека надписи, но этот саркофаг был установлен далеко от пешеходной тропы, а когда можно стало подойти к саркофагу, надписей уже не стало. Это я к тому вспомнил, что факты искажения истории  происходят и сегодня, ложь нарастает, а нападки на русский мир выходят уже за рамки всех приличий. На днях премьер Великобритании Тереза Мэй, отличающаяся абсолютным безвкусием и в одежде, и в поведении, плохо соображающая в политике, но напористая в агрессии, обвинила Россию во многих смертных грехах и увидела в России угрозу миру. Я уверен, что эта ложь безнаказанной не останется.

Вернёмся к нашим музыкальным инструментам, заявленным в заголовке.
 
Волы;нка - музыкальный духовой инструмент, она популярна у многих народов Европы и Азии. Воздушный мешок  делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, края зашиты наглухо,  трубка сверху служит для наполнения меха воздухом, две или три нижние трубки снабжены  язычковыми пластинами, как в баяне, аккордеоне, гармони или в органе, а то и в виде флейты или дудки для создания многоголосия.


Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер)  служит для наигрывания мелодии, а другие две (бурдоны) – басы, они  подчёркивают остов октавного лада (ладового звукоряда). Высота звучания бурдонных трубок изменяется  посредством находящихся в них поршней.

Некоторые волынки надуваются не ртом, а специальным мехом для нагнетания воздуха, некого подобия помпы для накачивания колёс или надувных матрацев.  По такому принципу действует ирландская волынка - Uilleann Bagpipe. 


Волынка была когда-то очень популярна на Руси,  народный инструмент, но об этом сегодня стараются не вспоминать. Делалась она из бараньей или воловьей сырой кожи, в названии это и отражено. Сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу — две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

С воцарением на российском троне Романовых волынку стали считать «низким», простонародным инструментом, её стали  игнорировать, называя негармоничной, невыразительной и однообразной. В течение XIX века волынка была полностью вытеснена гармонями и  баянами. Последним отголоском былой популярности стал русский лубок «Мыши кота погребают» (1760), где мышь играет на волынке. А прежде в летописях красную строку нередко оформляли рисунками волынщиков. 

Попутно отмечу, что в немецких лексиконах мне нередко встречаются рисунки латинизированных букв для красной строки, составленные из человеческих фигурок, но буквы эти невыразительны, я считаю, что это подделка-переделка, попытка рисунки из русских летописей  присвоить себе. Но варианты использования таких рисованных букв не соответствуют красным строкам русских летописей.

Сегодня волынка очень популярна в Шотландии, бытует мнение, что это старинный шотландский инструмент. Однако не учитывается существование Великой славянской империи. На старых картах Шотландии и Британских островов мы встретим множество русских названий рек, гор, местечек, границ. Волынка была народным инструментом большой империи, но в России она оказалась искусственно под запретом: Романовы и их западные кураторы очень много сделали для ликвидации куда более заметных следов старой  Великой империи. Под запретом оказалась не только волынка, но и гусли, многие виды дудок.

Шотландия сохранила интерес к волынке. Шотландская волынка – это мешок из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. При игре музыкант (piper - пайпэ) наполняет воздухом резервуар и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в свою очередь снабженные специальными язычками (тростями), причем, в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.

У многих народов Евразии волынки имеют свои особенности, вызванные национальными традициями и привычками. Например, в Армении использовался для мешка помимо шкуры мочевой пузырь животных, а одна из трубок была как флейта с отверстиями.

На территории нынешней Белоруссии была распространена волынка безбурдонная, с двумя трубками, их изображение можно найти в Радзивиловской летописи, созданной в начале 18 века в Кенигсберге и Полоцке. Это ду;дар,  народный инструмент скоморохов.  Здесь мы можем указать на другой интересный процесс. В ХХ веке ду;дар почти не упоминался, а в XXI веке белорусская волынка стала весьма популярной.

Волынки стали популярны в последнее время в  Мордовии (мокш. фам, уфам, эрз, пувама), в Чувашии (сарнай, шапар, шабр, шыбыр, пузырь), в Татарии.

Некоторые этимологические словари понятие ВОЛЫНКА считают производным от Волыни,  откуда этот музыкальный инструмент получил распространение в России. Скорее наоборот. Территория получила своё название от распространения там волынок, музыкальных инструментов, которые делались из воловьих шкур.

Волынка – ярко выраженный народный инструмент, потому у него в каждом языке свои названия, а иногда  и несколько названий.

В английском, допустим, три названия: bagpipes, dawdling, delay, в немецком  два: Dudelsack, Schererei,  во французском три: cornemuse, biniou, lenteur, в итальянском два: cornamusa, zampogna, в испанском три: cornamusa, gaita, roncer;a, в украинском три: волинка, коза, козиця.

От волынки, от особенностей игры на этом музыкальном инструменте появился глагол волынить, то есть, по толковому словарю Ушакова, умышленно затягивать работу, проявлять медлительность, нарушая этим существующий распорядок. Не волынь, а работай.
Словарь русских синонимов:  волынить — валять дурака, канителиться, бездельничать, копаться, медлить, канителить, чикаться, тянуть волынку, оттягивать, раскачиваться, валандаться, избегать, мямлить, тянуть резину, мешкать, чесаться, прохлаждаться, не мычит и не телится…

По одному только факту использования в России слова волынить даже теми, кто волынку никогда не видел, можно судить о популярности этого музыкального инструмента в прошлом.


ОРГА;Н – тоже музыкальный инструмент, но большой, духовой, клавишный. Он  состоит из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух. Органом называют и разного рода автоматические духовые инструменты.
В одних словарях орган возводят к греческому слову organon, в других – к латинскому.

К примеру, у Даля читаем: ОРГАН м. лат. музыкальное орудие, составленное из большого числа разномерных труб, с поддувальным мехом и клавишами; он заменяет, полнотою и объемом весь оркестр. Большой церковный орган, зовут также органами: малый, расхожий, или просто орган, без ручных клавишей, а играют на нем вертя лебедку, ручку, и притом только напевы, набитые на валу; орган заводной, как часы, обычно зовется машиной: органчик, для обучения певчих птиц, серинетка. Чайку покушать, да органчика послушать. Органные мехи. Органный пункт, муз. звук или нота, которую держит бас, при переходах прочих голосов. Органист, игрок, музыкант на органе: органщик, органный мастер; || органщиками зовут и заморских нищих, с органишком. Органистов очечник. Органщиково зяблое лицо. Органщичьи ухватки. Органка ж. стар. опускная решетка в воротах. || Пищальная батарея.
Яндекс. Словари › Толковый словарь Даля, 1863-1866.

Практически во всех европейских языках есть это слово, отличающееся окончанием и особенностью произношения, а ещё есть по несколько своих названий: body, agency, authority в английском, Stelle, Beh;rde, Orgel – в немецком, organismo, autorit; – в итальянском.

Кирилл Туровский (1130-1182), один из видных церковных деятелей XII века, писатель и священнослужитель, оставил такое написание   -   оръганъ. У Срезневского встретим наряду с другими формы арган и варган. На мой взгляд, форма слова оръганъ даёт основания предположить, что первоначально этот музыкальный инструмент был образован из нескольких рожков, такие инструменты помогали скоморохам меньшим составом получить мощное звучание. Да и сегодня можно это наблюдать во время народных праздников в разных странах.

В завершение растолковки хочу напомнить, что наша история полна фактами заимствования властями чужих обычаев и чужих традиций в эпохи Петра Первого, Екатерины Второй, в послереволюционное время, во времена Горбачёва и Ельцина, да и сейчас, несмотря на западные санкции, запад навязывает свои нередко разрушающие идеи русскому миру, стремясь не сотрудничать, а именно поработить, поставить на колени русский мир. Пора начать серьёзный труд по проблемам борьбы властей России с древним русским укладом жизни.

Хватит умиляться тому, как Пётр Первый и его брат Фёдор  Алексеевич  не просто внедрили иноземную форму одежды, они упразднили более удобные для климата России: рубахи, порты, шапки, сапоги. Они унизили тысячи русских людей, обязав их  изменить даже внешний облик, повелев всем лицам мужского пола начисто брить лицо.

А отношение Романовых к органу следует считать преступлением. Судите сами. Великая империя славян-русов охватывала весь открытый к тому времени мир, и по всему миру до сих пор стоят  так называемые готические соборы, и каждый древний собор оснащён часто не одним  органом, а после воцарения Романовых и реформ патриарха Никона органы стали принадлежностью католических храмов.  Людям внушили, что в православных церквях органов никогда не было. Однако иностранцы, посещавшие Россию в романовские времена, отмечали, что во многих богатых домах были органы оригинальной конструкции, но их прятали в шкафах и за портьерами.  Петру Первому нравилось голосовое пение без музыкального сопротивления, и он навязывал это, добиваясь повсеместного внедрения. Дочери Петра Елизавете нравилось пение лягушек, и её гонцы ездили по соседним странам в поисках самых голосистых лягушек, чтобы привести в Россию.

В1701 году в московском пожаре  сгорела  старая мастерская по производству органов и клавесинов. Восстанавливать мастерскую не стали, хотя её продукция была востребованной.

Многие источники сохранили издевательские особенности свадьбы шута Филата (Фиофилакта) Шанского в Немецкой слободе во дворце Лефорта. Случилось это в январе 1702 года, свадьба должна была поставить крест на древних русских традициях. Свадьба по русской традиции шла три дня. Первые два дня гости были одеты в старые русские одежды, подлежащие осмеянию. Мужчины праздновали отдельно, женщины отдельно. На третий день в европейских костюмах и те и другие собрались вместе. Планировали выпустить серию гравюр, высмеивающих эту свадьбу в старых русских традициях. Музыка  на этом празднике была представлена подлежащими осмеянию народными инструментами, в их числе 27 органов. Сам этот факт свидетельствует, что орган был русским инструментом, а потому его обрекли на забвение, как гусли, волынки, дудки, погудки, свистульки и бубны, как русскую одежду, как русские хороводы.

Мы не должны забыть вклад тех, кто последовательно уничтожал следы Великой империи в прошлом, кто сегодня не позволяет восторжествовать правде, кто клевещет на русский мир и пытается стравить между собою народы и страны.