Пасха

Леонид Таткин
Такое слово я в отрочестве слышал, но не знал ни его смысла, ни его происхождения. Слово «Библия» я тоже знал, но, будучи одурманенным атеистической, очень жесткой пропагандой, я считал эту книгу выдумкой священников-реакционеров, которые сидят на шее у народа, служат правящим господам, заставляя народ быть покорным и безропотным. Комсомольцу нельзя верить в существование бога, надо быть воинствующим атеистом. Каким я по своей комсомольской юношеской тупости и был. К примеру, однажды девочка, с которой я дружил, принесла крашеные яйца и предложила отметить Пасху (отметить — громко сказано!), я сильно огорчился и обиделся и не разговаривал с ней несколько дней. Тогда я не то чтобы впервые услышал, но впервые осознал слово «Пасха». Но без понятия о смысле. Так в счастливом неведении я рос, получал образование (техническое). Кое-что о библейских мифах я узнал, посещая музеи и выставки, однако общего понимания не имел.

Настали времена, когда информацию невозможно стало утаивать, и она, как вода сквозь щели в плотине, стала просачиваться и падать каплями на наши головы. Прошел слух, что в кинотеатре «Молодежный» показывают какой-то необычный фильм, просто откровение, его надо посмотреть.

Попасть на фильм было невозможно, стояли дикие очереди. Картина шла круглые сутки. Я попал на ночной сеанс. Фильм назывался «Иисус». Как впоследствии мы поняли, это была киноиллюстрация Библии — Нового Завета. В течение 2,5 часов была рассказана история Иисуса, которого назвали «Христос», то есть спаситель. Фильм казался потрясающим. Если до этого наша пропаганда твердила, что такого Иисуса не было, что это выдумка, то теперь, после просмотра фильма, стало понятно, что история Иисуса — это история реальных событий и реального человека.

Особенно поразил меня финал фильма. Воскресший Иисус, превратившийся из молодого красавца в зрелого мудрого мужа с умным и печальным лицом, на котором отражались следы страданий, говорит примерно следующее:
— Приходите к отцу моему, живите по его заветам, он любит вас, он вас спасет, он поможет вам. Любите его. Чтобы прийти к нему, вам ничего не надо делать. Просто скажите себе: «Я верую». Поверьте в него. Он примет вас, отпустит ваши грехи.
Поразило то, что стать верующим христианином ничего не стоит, надо только поверить.

Было известно, например, что, чтобы стать иудеем, надо усвоить некоторые мудрости, надо критически созерцать на мир, надо задавать себе вопросы, осмысливать их и искать ответы. А новая вера адаптирована. Надо просто поверить, и все.

Постепенно стало выясняться, что такое Ветхий Завет, что такое Новый Завет, что такое беспорочное зачатие, Рождество, Крещение и так далее.

Когда же я побывал в Израиле, то воочию увидел материальные объекты, описанные в Библии. Священный камень, Стена плача, гробница Давида, жена Лота, Капернаум, Назарет, Вифлеем, дорога страданий, Голгофа…

В Назарете, рядом с жилищем Иосифа и Марии (оно теперь ниже уровня земли) — огромный храм Богоматери, а рядом открытая галерея, так сказать, портретов девы Марии: девы разного цвета кожи и разных национальностей — каждая группа верующих представляет себе деву Марию в понятном для группы естестве.

В Вифлееме в храме Рождества находится сарайчик для овец, где родился Иисус. По дороге страданий в Иерусалиме имеются так называемые «станции», то есть места, где по пути на Голгофу с Иисусом что-то случалось. Здесь он упал, здесь ему помогли нести крест, здесь он оперся о стену и так далее.

Голгофа закрыта храмом Христа-спасителя. Это огромное сооружение. Отмечено место, где стоял крест распятия. В отверстие в земле, в которое был воткнут крест, опускаешь руку с зажатой в кулаке иконкой или крестом и тогда эти иконки и кресты становятся освященными, то есть Бог придал им свою силу, которая будет беречь носителя.

В стене храма имеется стеклянное окошко, в которое видна натуральная Голгофа, то есть часть каменного склона. В храме есть часовня, в которой самопроизвольно зажигается священный огонь, есть камень, над которым висят сосуды с благовонными маслами. На этот камень положили Христа, когда его сняли с креста и омыли такими маслами.

Библия оказалась великим литературным произведением. Здесь мы не пересказываем ни содержание заветов, ни происходящие исторические события, а только представляем некий путь познания (да и то чисто эмоционально, кратко и бессистемно) великих свершений, изменивших мир и человечество.

Религия, на наш взгляд, — порождение человеческого интеллекта и имеет весьма косвенное отношение к происхождению мира и материальному.

В наши дни человеческий разум далеко шагнул за пределы нашей галактики, доказано, что наш мир произошел от Большого Взрыва, но первоисточник не ясен. Является ли все результатом эволюционного развития или результатом действия абсолютной идеи, нет ответа.

А потому и идеалисты, и материалисты имеют право на свое понимание.
Но религия тут ни при чем. Религию придумал человек, используя случившиеся в истории некоторые события и факты.

Человеку надо во что-то верить, чему-то поклоняться, а одни хотят властвовать другими.